Хазары — различия между версиями

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск
(Ссылки)
 
Строка 1: Строка 1:
'''Хаза́ры''' (араб. الخزر‎ «ал-хазар», {{lang-el|Χαζαροι}} (''хазарой''), {{lang-he|כוזרים}} (''кузарим''), др.-рус. коꙁаре (читается ''козаре''), {{lang-la|Gazari, Cosri}}) — [[Тюркские языки|тюркоязычный]] [[Кочевые народы|кочевой]] [[народ]]. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный [[Дагестан]]) вскоре после [[гунны|гуннского]] нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых [[Финно-угорские народы|угорских]] и [[Тюрки|тюркских]] племён.
+
'''Хаза́ры''' (араб. الخزر‎ «ал-хазар», {{lang-el|Χαζαροι}} (''хазарой''), {{lang-he|כוזרים}} (''кузарим''), др.-рус. коꙁаре (читается ''козаре''), {{lang-la|Gazari, Cosri}}) — [[Тюркские народы|тюркоязычный]] [[Кочевые народы|кочевой]] [[народ]]. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный [[Дагестан]]) вскоре после [[гунны|гуннского]] нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых [[Финно-угорские народы|угорских]] и [[Тюрки|тюркских]] племён.
  
 
Имя является [[автоэтноним|самоназванием]], его этимология до конца не ясна. По одной из версий, происходит от тюркской основы kaz — обозначающей кочевание. Также высказаны предположения, что оно восходит:
 
Имя является [[автоэтноним|самоназванием]], его этимология до конца не ясна. По одной из версий, происходит от тюркской основы kaz — обозначающей кочевание. Также высказаны предположения, что оно восходит:

Текущая версия на 20:35, 10 декабря 2024

Хаза́ры (араб. الخزر‎ «ал-хазар», Шаблон:Lang-el (хазарой), Шаблон:Lang-he (кузарим), др.-рус. коꙁаре (читается козаре), лат. Gazari, Cosri) — тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён.

Имя является самоназванием, его этимология до конца не ясна. По одной из версий, происходит от тюркской основы kaz — обозначающей кочевание. Также высказаны предположения, что оно восходит:

Хазарским назывались Чёрное и, реже, Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море — см. Хазарское море. На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом (в византийских и итальянских источниках до XVI века).

По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени — белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились акациры, барсилы, савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были барсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе.

Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

Основная статья: Уйгурская теория происхождения хазар

Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской науке[1].

В средневековых генеалогических легендах хазары возводились к потомку Ноя Тогарме. В еврейской литературе они иногда признавались потомками колена Симеона.

До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е гг. оказались в составе Тюркского каганата, после распада последнего в середине VII века создали собственное государство — Хазарский каганат (650969), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе.

Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана, хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму, на Дону и особенно в Нижнем Поволжье, куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате неудачных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье. Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные Гулямы Аббасидского халифата. Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе и хазарско-еврейской общины в Киеве (Урочище Козары существует в Киеве и по сей день). В первой половине IX века три хазарских рода, называемых каварами, из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм, вместе с которыми пришли в Паннонию и в дальнейшем ассимилировались.

О культуре хазар мало данных, так как пока не идентифицированы их археологические следы. Социальная организация в целом не отличалась от аналогичных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии каганов, которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека. К X веку от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах. Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам. Часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм предположительно, под влиянием евреев Дербента.

После падения Хазарского каганата во второй половине X века хазары растворились в среде тюркоязычных кочевых народов. Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм, по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин. Потомками хазар считают себя современные литовские и крымские караимы и др. Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоговорящие народы Северного Кавказа.


Примечания

  1. Обзор мнений см. П.Голден Достижения и перспективы хазарских исследований // Хазары. М.-Иерусалим, С.

Необходимо убрать этот сосуд. Он датируется гораздо более поздним временем.

См. также

Ссылки

Шаблон:Commonscat

  • [Сетевой ресурс: www.khazaria.com/ Хазарский информационный центр Кевина А. Брука]
  • Шаблон:ЭЕЭ
  • Audio. Археолог, д-р истор. наук Магомедов М. Г. о протоболгарах и хазарах. Author: Moussaev M. Z. (Maginhard Avars)
  • [Сетевой ресурс: gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0100.htm Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе]
  • [Сетевой ресурс: www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие]
  • [Сетевой ресурс: gumilevica.kulichki.net/articles/dk.html Работы Л. Н. Гумилёва о Хазарии]
  • [Сетевой ресурс: www.jjew.ru/index.php?cnt=7433 Владимир Петрухин, Хазары: между Русью и иудеями]
  • [Сетевой ресурс: dankir.ru/content/view/31/64/ Хазарский информограф. Сайт об истории хазар]
  • [Сетевой ресурс: www.vostlit.info/Texts/rus13/Sirvan_Derbend/posl13.phtml Комментарий о хазарах В. Ф. Минорского по сообщениям арабских авторов]
  • [Сетевой ресурс: ec-dejavu.ru/k/Khazary.html Карлос дель Валье Родригес. Обращение Хазарии в иудаизм и литературный мотив выбора веры]Крымология-2009