Тюркские народы

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Тюркские народы , а точнее народы, говорящие на тюркских языках — обширная группа евразийских народов, в антропологическом отношении весьма различная: типичный тюрк — уйгур или казах мало похож внешне на «нетипичного тюрка»: якута, турка, чуваша или азербайджанца. Тюркские языки как языковая семья организованы отличным от индоевропейцев (языков индоевропейской языковой семьи) образом: черты близкого сходства проявляют географически очень удаленные тюркские языки, а различности — соседствующие идиомы (языки и наречия), даже в рамках одного этноса.

Это связано с кочевым прошлым большинства тюркских родов, достаточно произвольно свешивающихся между собой в современные нации (укорененные в определенных границах общности). Потомки одного тюркского рода могут входить в состав сразу нескольких современных тюркских народов, и при этом черты общей речи предков будут проявляться у каждого осколка — несмотря на влияние местного стандартного/литературного языка.

Наиболее правильной считается лингвистическая классификация тюркских народов, она же классификация по древности происхождения их языков. Однако, такая схема не вполне отображает политические реалии XIX, XX и XXI веков. Предложим другую, учитывая что тюрк по языку — это не только степной кочевник, но и его жертва, оседлый земледелец, подвергшийся языковой ассимиляции (как часть узбеков, крымские греки-урумы, часть крымских татар, часть турок и т.д.)

Итак, тюрки:

  • Татары и башкиры
  • Тюрки азиатской части России (кроме казахов Приграничья)
  • Тюрки бывшего Российского Туркестана (кроме туркмен)
  • Тюрки Китая и Монголии
  • Чуваши и татары-христиане
  • Гагаузы, крымские татары и греки Приазовья
  • Тюрки Северо-Западного Кавказа (карачаевцы и балкарцы)
  • Бывшие кочевые тюрки Ставропольского края и Дагестана
  • Тюрки Туркмении, Ирана, Азербайджана, Турции

Представляется, что родство узбеков с уйгурами, сибирских татар с киргизами, казахов с ногайцами и ногаями (степными татарами Крыма) также следует принимать во внимание. Это чуть усложняет картину, но четко позволяет отделить тех тюрок про которых евразиец Л.Н.Гумилёв сочинял свои дружественные концепции от тех тюрок, которые сами про кого хочешь сочинят концепции и себе подчинят. Речь в первом случае об осколках Золотой Орды (казахах, ногайцах, части поволжских и крымских татар), а во втором о наследниках Османской империи (турках Эрдогана, Гюлена и Ататюрка - т.е. новой Турции, готовящейся к реваншу).

Русские и тюрки. Евразийство или Нет

Отношения России с тюрками-христианами, тюрками-шаманистами и тюрками-буддистами — это несколько побочная к евразийству тема. Эти отношения мало связаны с монголо-татарским нашествием, Золотой Ордой и единством славянского и тюркского начал в крепнущей Руси поздних Рюриковичей. Евразийство — это про симфонию русских—христиан с татарами/башкирами—мусульманами, и также немного с кочевниками, вроде бы придерживающимися ислама, но на деле ведущий традиционный образ жизни с традиционными же верованиями и суевериями.


Всякое принятие антропологического разнообразия как должного (кроме случая с Казанью и Уфой) со стороны русских имеет отчетливо православные корни. И только с татарами и башкирами к православному милосердию примешивается евразийская мудрость. Остальных мы любим только благодаря своей милосердной религии и до той поры, пока нашей религии ничего серьезного/плохого со стороны других народов не грозит.

Среди тюркских народов, которые добровольно вошли в состав России: чуваши-православные; хакасы-наполовину православные, наполовину шаманисты; алтайцы - шаманисты, «родноверы»; якуты - наполовину православные, наполовину шаманисты; тувинцы - буддисты; греки Приазовья - фанатичные православные. Также считается, что по собственному желанию присоединялись башкиры-мусульмане.

Более поздние присоединения происходили на фоне геополитической борьбы Российской, Османской, Британской и Китайской империй (на разных участках пограничья), а тюркские народы выбирали союзника понадежнее и повежливее. Таким союзником часто оказывалась российская армия и династия Романовых.

Пан или не пан

  • 1. Не наше за редким исключением: огузские и карлукские тюрки (азербайджанцы, туркмены, турки, узбеки, уйгуры)
  • 2. Евразийское: ногайцы, казахи, крымские татары-степняки, и примкнувшие к ним каракалпаки и часть узбеков. Словом, «Золотая Орда» классическая = Кыпчако-ногайские народы
  • 3. Наше родное: Булгарские, Горно-Алтайские (киргизы+алтайцы+сибирские татары), Поволжско-кыпчакские и Половецко-кыпчакские, Саянские, Хакасские и Якутские тюрки.

На просторе Евразийских степей действительно происходила идеологическая борьба Стамбула с Московой/Санкт-Петербургом, и поэтому реванш пантюркистов среди народов второй группы просто еще один виток борьбы. А вот в Сибири среди немусульманских народов, у чувашей, у киргизов (третья группа) ... османская пропаганда никогда не была популярна - османофильский пантюркизм в Якутске и Чебоксарах столь же экзотическое явление как славянофилы-русофилы в Варшаве, Праге или Загребе. Это не вопрос антропологии, это вопрос всей политической истории народов.

В современном мире идеологические химеры, основанные только лишь на родстве языков по происхождению, — панславизм и пантюркизм — обречены давать нежизнеспособные всходы там где нет других причин для «дружбы народов против кого-то». У православных славян эта причина есть. У турок, туркоманов севера Сирии и туркмен тоже есть. А вот у всех славян в совокупности, или у всех тюрок — таких причин нет.