Разница между страницами «Три Иерарха (корабль)» и «Крымские татары»

Материал из КрымологияА
(Различия между страницами)
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
ru>Т.Сидон
 
Строка 1: Строка 1:
{{Парусник
+
'''Крымские татары''' – народ (этнос), образовавшийся на [[Крым|Крымском полуострове]] в течение XIII-XV веков<ref>Когонашвили, 149 с.</ref>. По идентичности – народ [[Тюркские народы|тюркской]] языковой семьи, придерживающийся суннитской ветви ислама. По происхождению крымские татары на Родине (т.е. не эмигрировавшие в Османскую империю и не породнившиеся с узбеками в XX веке) – народ смешанного происхождения<ref>по ряду источников</ref>. В процессе формирования крымских татар приняли участие нетюркские (потомки древнего населения полуострова, ассимилированные более поздними племенами, сарматы, аланы, германцы, византийские греки и др.) и тюркоязычные (гунны, тюрко-болгары, племена Хазарского каганата, печениги, кыпчаки и др.) народы<ref>Когонашвили, 149-150 с. В оригинальной цитате было ''византийцы'' вместо ''византийские греки''</ref>.
|Тип парусника=фрегат
 
|Название= Три Иерарха
 
|Оригинал названия=
 
|Фото=
 
|Ширина=
 
|Комментарии к фото=
 
|Тип использования=
 
|Флаг=
 
|Порт=
 
|Организация=
 
|Изготовитель=
 
|Строительство начато=
 
|Спущен=
 
|Эксплуатация с =
 
|Выведен=
 
|Статус=
 
|Водоизмещение=3790 т.
 
|Длина, ширина,высота=длина - 60,2 м, ширина - 16,3 м,
 
|Осадка=7,2 м.
 
|Экипаж=750 чел.
 
|Мачты=
 
|Паруса=
 
|Рангоут=
 
|Такелаж=
 
|Двигатели=
 
|Мощность=
 
|Прочее=
 
|Артиллерия= 84/88 орудий (64 36-фн, 20 24-фн, 4 [[единорог]]а).
 
|Прочее вооружение=
 
|Скорость=
 
|Автономность плавания=
 
|ПозКарта=
 
|Координаты затопления=<!-- {{coord|47|47|47|N|35|35|35|E}}-->
 
|Имя  шаблона=
 
}}
 
'''"Три Иерарха"''' (''наиболее употребительно название «Корабль Трёх Иерархов»'') — 84-х пушечный корабль. Серия 84-пушечных кораблей из 8 единиц, построенных в Николаеве. Прототипом послужил корабль "Силистрия". Они имели круглую корму, что повысило прочность корпуса. В наборе корпуса использовались металлические детали, пеньковые канаты были заменены якорь-цепями.
 
<ref>[Сетевой ресурс: flot.sevastopol.info Информационный ресурс Черноморского флота]</ref> 
 
  
== История корабля ==
+
Под влиянием тюркоязычных предков и особенно кыпчаков происходила '''тюркизация''', а со 2-й половины XIII века, после того, как Крым вошёл в состав Золотой Орды, – '''исламизация''' коренного населения горно-лесной зоны полуострова, ставшей центром складывания этноса крымских татар<ref>Когонашвили, 150 с.</ref>. Из того же корня, что крымские татары гор и предгорий, происходят и два средневековых крымско-греческих народа: греки-урумы (с языком тюркской семьи) и греки-румеи (с языком греческой группы индоевропейской семьи), отличает их от крымских татар преданность вере предков – '''православию'''. В 1784 году греки-урумы и греки-румеи (вместе, ''крымские греки'') переселились из Крыма в район современного Мариуполя, что вполне возможно спасло их от геноцида со стороны турок-османов, главной движущей силы религиозной и языковой ассимиляции горного, предгорного и южнобережного населения Крыма в течение 1475-1783 годов.
Корабль "Трёх Иерархов" был заложен 19.11.1836 г. в Главном адмиралтействе г. Николаева. Строитель С.И. Чернявский. Спущен на воду 28.08.1838 г., вошел в состав Черноморского флота. В 1839 г. перешел из [[Николаев]]а в [[Севастополь]].
 
  
Участвовал в создании Кавказской укрепленной береговой линии. 10.05 и 22.05.1840 г. в составе эскадры вице-адмирала [[М.П. Лазарев]]а высадил десанты, которые отбили форты Вельяминовский и Лазаревский, захваченные горцами.
+
Одновременная претензия части политических активистов '''и''' на происхождение ''преимущественно'' от древнего населения полуострова, '''и''' на пантюркистскую и исламскую международную солидарность – несостоятельна. Крымские татары '''или''' жертва османского религиозного и языкового гнёта (тюркизации и исламизации) наряду с урумами и румеями (и тогда – потомки коренного населения), '''или''' проводник и выгодополучатель этого самого гнёта (а тогда побратимы и единомышленники своего степного субэтноса, ногайцев Северной Таврии и прочих кочевников, совершавших грабительские набеги на север – в Русь, Польшу и Молдавию).
  
В апреле-мае 1841 г. перевозил войска из Феодосии в Геленджик. 07-10.10.1841 г., находясь в составе отряда контр-адмирала [[М.Н. Станюкович]]а, содействовал продвижению войск генерала И.Р. Анрепа от Адлера до Навагинского укрепления (Сочи), шел параллельно берегу впереди войск, огнем подавляя узлы сопротивления горцев.
+
Так как в реальности большая часть крымских-татар кочевников эмигрировала в Османскую Турцию в течении конца XVIII–всего XIX века, то логичнее было бы не упираться в пантюркизме (а 100% тюрками были именно кочевники равнины), а с должным уважением вспомнить свою доисламскую историю и многонациональных предков (далеко не только тюрок). Крымские татары-крестьяне и крымские татары-ремесленники были заложниками агрессивной политики Османской империи, а не её выгодополучателями. Да и манера османских султанов обращаться с древним и гордым родом Гиреев (крымских ханов) заслуживает всяческого негодования – многие ли правители из этого рода правили спокойно и дожили до почтенной старости?<ref>на правах эссе</ref>
  
В 1840-1845, 1847 и 1849 гг. в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. В июне 1843 г. в составе эскадры перевез 13-ю дивизию из Севастополя в Одессу, а в августе-сентябре 1843 г. обратно. В августе-сентябре 1847 г. с отрядом перевез 13-ю дивизию из Одессы в Севастополь.
+
== История народа до 1783 года ==
 +
Крымские татары сначала входили в состав Крымского улуса Золотой Орды, с образованием в 1443 году Крымского ханства стали его основным населением<ref>Когонашвили, с 150</ref>. В 1475 году не входившие в состав Крымского ханства княжество Феодоро со столицей на Мангупе и Генуэзские колонии со столицей в Кафе были завоёваны Османской империи, именно на их бывших землях ''к концу XIX века'' была размещена большая часть крымскотатарских деревень и селений, меньшая – в окрестностях Бахчисарая, ещё меньшая – по всему равнинному Крыму.
  
В 1852 г. корабль был тимберован. В 1854 г. разобран на дрова.
+
== История народа в Российской империи ==
 +
История крымских татар в Российской империи – это два потока а) история эмиграции и подговаривания к эмиграции (среди непримиримых сторонников халифа, которым был по должности Османский султан) – вся эта публика в итоге выехала в Османскую империю; б) история военной доблести и мирного экономического и культурного развития (среди остального крымскотатарского населения, особенно в Предгорье и Крымских горах). Для первых XIX век – век трагический, для вторых XIX век – весьма благодатный век (и уж всякого лучший чем 40-е годы XX века со Сталиным), период исторической модернизации, становления современного этнического сознания.
 +
 
 +
''Скажем прямо'', нас интересуют те крымские татары, которые остались в [[Российская империя|Российской империи]]-[[Россия|России]], их свершения, их чаяния и их проблемы.
 +
 
 +
К примеру: В 1806 году в ходе франко-русской войны по просьбе мусульманского духовенства и на его пожертвования были сформированы 4 добровольческих конных полка: Симферопольский, Перекопский, Евпаторийский и Феодосийский (при том, что крымские татары были освобождены от рекрутского набора). Симферопольский и Перекопский полки участвовали во многих боях, особенно отличились в сражениях при Прейсиш-Элау в январе 1807 года. Командир Симферопольского полка в этой компании «за воинское усердие и храбрость» был награжден орденом Святого Георгия<ref>Когонашвили, с 150-151</ref>
 +
 
 +
== История народа в СССР и современные этнические проблемы ==
 +
(будет написано позднее)
  
== Командиры корабля ==
 
*- [[П.М. Вукотич]] (1839-1849);
 
*- Н.Д. Варницкий (1850);
 
*- В.И. Барановский (1852-1854).
 
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==
{{примечания}}
 
[[Категория:Черноморский флот]]
 
[[Категория:23]]
 
[[Категория:Суда и корабли на Чёрном море]]
 

Версия 09:32, 11 декабря 2024

Крымские татары – народ (этнос), образовавшийся на Крымском полуострове в течение XIII-XV веков[1]. По идентичности – народ тюркской языковой семьи, придерживающийся суннитской ветви ислама. По происхождению крымские татары на Родине (т.е. не эмигрировавшие в Османскую империю и не породнившиеся с узбеками в XX веке) – народ смешанного происхождения[2]. В процессе формирования крымских татар приняли участие нетюркские (потомки древнего населения полуострова, ассимилированные более поздними племенами, сарматы, аланы, германцы, византийские греки и др.) и тюркоязычные (гунны, тюрко-болгары, племена Хазарского каганата, печениги, кыпчаки и др.) народы[3].

Под влиянием тюркоязычных предков и особенно кыпчаков происходила тюркизация, а со 2-й половины XIII века, после того, как Крым вошёл в состав Золотой Орды, – исламизация коренного населения горно-лесной зоны полуострова, ставшей центром складывания этноса крымских татар[4]. Из того же корня, что крымские татары гор и предгорий, происходят и два средневековых крымско-греческих народа: греки-урумы (с языком тюркской семьи) и греки-румеи (с языком греческой группы индоевропейской семьи), отличает их от крымских татар преданность вере предков – православию. В 1784 году греки-урумы и греки-румеи (вместе, крымские греки) переселились из Крыма в район современного Мариуполя, что вполне возможно спасло их от геноцида со стороны турок-османов, главной движущей силы религиозной и языковой ассимиляции горного, предгорного и южнобережного населения Крыма в течение 1475-1783 годов.

Одновременная претензия части политических активистов и на происхождение преимущественно от древнего населения полуострова, и на пантюркистскую и исламскую международную солидарность – несостоятельна. Крымские татары или жертва османского религиозного и языкового гнёта (тюркизации и исламизации) наряду с урумами и румеями (и тогда – потомки коренного населения), или проводник и выгодополучатель этого самого гнёта (а тогда побратимы и единомышленники своего степного субэтноса, ногайцев Северной Таврии и прочих кочевников, совершавших грабительские набеги на север – в Русь, Польшу и Молдавию).

Так как в реальности большая часть крымских-татар кочевников эмигрировала в Османскую Турцию в течении конца XVIII–всего XIX века, то логичнее было бы не упираться в пантюркизме (а 100% тюрками были именно кочевники равнины), а с должным уважением вспомнить свою доисламскую историю и многонациональных предков (далеко не только тюрок). Крымские татары-крестьяне и крымские татары-ремесленники были заложниками агрессивной политики Османской империи, а не её выгодополучателями. Да и манера османских султанов обращаться с древним и гордым родом Гиреев (крымских ханов) заслуживает всяческого негодования – многие ли правители из этого рода правили спокойно и дожили до почтенной старости?[5]

История народа до 1783 года

Крымские татары сначала входили в состав Крымского улуса Золотой Орды, с образованием в 1443 году Крымского ханства стали его основным населением[6]. В 1475 году не входившие в состав Крымского ханства княжество Феодоро со столицей на Мангупе и Генуэзские колонии со столицей в Кафе были завоёваны Османской империи, именно на их бывших землях к концу XIX века была размещена большая часть крымскотатарских деревень и селений, меньшая – в окрестностях Бахчисарая, ещё меньшая – по всему равнинному Крыму.

История народа в Российской империи

История крымских татар в Российской империи – это два потока а) история эмиграции и подговаривания к эмиграции (среди непримиримых сторонников халифа, которым был по должности Османский султан) – вся эта публика в итоге выехала в Османскую империю; б) история военной доблести и мирного экономического и культурного развития (среди остального крымскотатарского населения, особенно в Предгорье и Крымских горах). Для первых XIX век – век трагический, для вторых XIX век – весьма благодатный век (и уж всякого лучший чем 40-е годы XX века со Сталиным), период исторической модернизации, становления современного этнического сознания.

Скажем прямо, нас интересуют те крымские татары, которые остались в Российской империи-России, их свершения, их чаяния и их проблемы.

К примеру: В 1806 году в ходе франко-русской войны по просьбе мусульманского духовенства и на его пожертвования были сформированы 4 добровольческих конных полка: Симферопольский, Перекопский, Евпаторийский и Феодосийский (при том, что крымские татары были освобождены от рекрутского набора). Симферопольский и Перекопский полки участвовали во многих боях, особенно отличились в сражениях при Прейсиш-Элау в январе 1807 года. Командир Симферопольского полка в этой компании «за воинское усердие и храбрость» был награжден орденом Святого Георгия[7]

История народа в СССР и современные этнические проблемы

(будет написано позднее)

Примечания

  1. Когонашвили, 149 с.
  2. по ряду источников
  3. Когонашвили, 149-150 с. В оригинальной цитате было византийцы вместо византийские греки
  4. Когонашвили, 150 с.
  5. на правах эссе
  6. Когонашвили, с 150
  7. Когонашвили, с 150-151