Разница между страницами «Military Крым (журнал)» и «Крымские татары»

Материал из КрымологияА
(Различия между страницами)
Перейти к навигации Перейти к поиску
ru>А.Крымов
 
ru>Peretolki
 
Строка 1: Строка 1:
{{Печатное издание
+
'''Крымские татары''' – народ (этнос), образовавшийся на [[Крым|Крымском полуострове]] в течение XIII-XV веков<ref>Когонашвили, 149 с.</ref>. По идентичности – народ тюркской языковой семьи, придерживающийся суннитской ветви ислама. По происхождению крымские татары на Родине (т.е. не эмигрировавшие в Османскую империю и не породнившиеся с узбеками в XX веке) – народ смешанного происхождения<ref>по ряду источников</ref>. В процессе формирования крымских татар приняли участие нетюркские (потомки древнего населения полуострова, ассимилированные более поздними племенами, сарматы, аланы, германцы, византийские греки и др.) и тюркоязычные (гунны, тюрко-болгары, племена Хазарского каганата, печениги, кыпчаки и др.) народы<ref>Когонашвили, 149-150 с. В оригинальной цитате было ''византийцы'' вместо ''византийские греки''</ref>.
|тип =журнал
 
|название = Military-Крым
 
|альтернативное название =
 
|Фото  = Military Крым (журнал).jpg
 
|Ширина =
 
|Комментарии к фото=
 
|тип издания =
 
|учредитель  =
 
|тираж  = 1000 экз.
 
|периодичность =
 
|год создания =
 
|прежние названия =
 
|типография = предприятие "ЯТРАНЬ'.
 
|адрес типографии =
 
|главный редактор = Сергей Ченнык
 
|подписной индекс =
 
|рег. св-тво = КМ № 2998 от 6 апреля 2004 г.
 
|Основные характеристики =
 
|дополнительные издания =
 
|число сотрудников =
 
|почтовый адрес = Украина, Крым , 95053, Симферополь, 53 А/я 2925
 
|телефоны  = +380 562 517773
 
|отдел рекламы  =
 
|отдел реализации  =
 
|телефоны представительств =
 
|электронная почта = crimeawar@mail.ru
 
|URL сайта = [Сетевой ресурс: www.strannik.crimea.ua/index.php/2010-04-27-13-21-59/2010-04-27-13-22-33/167-military Таврический Центр Военной Истории]
 
}}
 
  
'''«Military-Крым»''' - военно-исторический журнал, основными темами которого являются проблемы военной истории [[Крым]]а, начиная с раннего средневековья и до настоящего времени включительно.
+
Под влиянием тюркоязычных предков и особенно кыпчаков происходила '''тюркизация''', а со 2-й половины XIII века, после того, как Крым вошёл в состав Золотой Орды, – '''исламизация''' коренного населения горно-лесной зоны полуострова, ставшей центром складывания этноса крымских татар<ref>Когонашвили, 150 с.</ref>. Из того же корня, что крымские татары гор и предгорий, происходят и два средневековых крымско-греческих народа: греки-урумы (с языком тюркской семьи) и греки-румеи (языком греческой группы индоевропейской семьи), отличает их от крымских татар преданность вере предков – '''православию'''. В 1784 году греки-урумы и греки-румеи (вместе, ''крымские греки'') переселились из Крыма в район современного Мариуполя, что вполне возможно спасло их от геноцида со стороны турок-османов, главной движущей силы религиозной и языковой ассимиляции горного, предгорного и южнобережного населения Крыма в течение 1475-1783 годов.
  
В 2004 году, группой единомышленников, любителей военной истории, исключительно на общественных началах и на энтузиазме, было создано  независимое, неполитическое издание, «Military Крым».
+
Одновременная претензия части политических активистов '''и''' на происхождение ''преимущественно'' от древнего населения полуострова, '''и''' на пантюркистскую и исламскую международную солидарность – несостоятельна. Крымские татары '''или''' жертва османского религиозного и языкового гнёта (тюркизации и исламизации) наряду с урумами и румеями (и тогда – потомки коренного населения), '''или''' проводник и выгодополучатель этого самого гнёта (а тогда побратимы и единомышленники своего степного субэтноса, ногайцев Северной Таврии и прочих кочевников, совершавших грабительские набеги на север – в Русь, Польшу и Молдавию).
  
На сегодняшний день «Military-Крым» - это вполне успешно реализуемый проект. Основными темами публикуемых материалов являются проблемы военной истории, начиная с раннего средневековья и до настоящего времени включительно.
+
Так как в реальности большая часть крымских-татар кочевников эмигрировала в Османскую Турцию в течении конца XVIII–всего XIX века, то логичнее было бы не упираться в пантюркизме (а 100% тюрками были именно кочевники равнины), а с должным уважением вспомнить свою доисламскую историю и многонациональных предков (далеко не только тюрок). Крымские татары-крестьяне и крымские татары-ремесленники были заложниками агрессивной политики Османской империи, а не её выгодополучателями. Да и манера османских султанов обращаться с древним и гордым родом Гиреев (крымских ханов) заслуживает всяческого негодования – многие ли правители из этого рода правили спокойно и дожили до почтенной старости?<ref>на правах эссе</ref>
  
Журнал хорошо иллюстрирован, насыщен новыми, оригинальными фактами, которые мало известны даже искушенному читателю.
+
== История народа до 1783 года ==
 +
Крымские татары сначала входили в состав Крымского улуса Золотой Орды, с образованием в 1443 году Крымского ханства стали его основным населением<ref>Когонашвили, с 150</ref>. В 1475 году не входившие в состав Крымского ханства княжество Феодоро со столицей на Мангупе и Генуэзские колонии со столицей в Кафе были завоёваны Османской империи, именно на их бывших землях ''к концу XIX века'' была размещена большая часть крымскотатарских деревень и селений, меньшая – в окрестностях Бахчисарая, ещё меньшая – по всему равнинному Крыму.
  
Авторский коллектив включает известных военных историков России, Украины, дальнего зарубежья.
+
== История народа в Российской империи ==
 +
История крымских татар в Российской империи – это два потока а) история эмиграции и подговаривания к эмиграции (среди непримиримых сторонников халифа, которым был по должности Османский султан) – вся эта публика в итоге выехала в Османскую империю; б) история военной доблести и мирного экономического и культурного развития (среди остального крымскотатарского населения, особенно в Предгорье и Крымских горах). Для первых XIX век – век трагический, для вторых XIX век – весьма благодатный век (и уж всякого лучший чем 40-е годы XX века со Сталиным), период исторической модернизации, становления современного этнического сознания.
  
Среди читателей не только специалисты, но и любители, а также специалисты  исторического и военно-исторического туризма.
+
''Скажем прямо'', нас интересуют те крымские татары, которые остались в [[Российская империя|Российской империи]]-[[Россия|России]], их свершения, их чаяния и их проблемы.
  
Есть  рубрики для  увлекающихся  военной реконструкцией и военно-исторической  миниатюрой.
+
К примеру: В 1806 году в ходе франко-русской войны по просьбе мусульманского духовенства и на его пожертвования были сформированы 4 добровольческих конных полка: Симферопольский, Перекопский, Евпаторийский и Феодосийский (при том, что крымские татары были освобождены от рекрутского набора). Симферопольский и Перекопский полки участвовали во многих боях, особенно отличились в сражениях при Прейсиш-Элау в январе 1807 года. Командир Симферопольского полка в этой компании «за воинское усердие и храбрость» был награжден орденом Святого Георгия<ref>Когонашвили, с 150-151</ref>
  
За время, прошедшее со дня выхода первого номера, у журнала появился свой стиль, свой имидж, свои единомышленники.
+
== История народа в СССР и современные этнические проблемы ==
 +
(будет написано позднее)
  
«Military-Крым» - уникальное  военно-историческое издание, которое широко известно историкам, униформологам,  реконструкторам не только на территории автономной республики Крым, Украины и России, но и многих государств.
 
 
Благодаря  неутомимому энтузиасту учредителя и директора издания Сергея Ченныка и коллектива редакции, журнал постоянно радует своих читателей интересными материалами  по военной истории. Наградам, форменному костюму, интересным фактам о традициях и культуре ратного войска.
 
 
Статьи пронизаны не только патриотизмом, но и любовью к своей стране и ее славным и героическим страницам истории. Широкий спектр материалов от войн и сражений до военно-исторического туризма и реконструкции уже нашел своего многочисленного преданного читателя<ref>Сетевой ресурс: knigi.tr200.ru/v.php?id=439355</ref>.
 
 
== Награды ==
 
 
Журнал награжден различными общественными и государственными организациями России и Украины:
 
*Знак "Мужество. Долг. Честь." от Региональной Ассоциации Героев Советского Союза и Героев России.
 
*Медаль "За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России" от Региональной общественной организации "Академия русской символики "Марс" и редакции газеты "Петербургский коллекционер".
 
*Медаль "150 лет окончания Крымской войны" от Музея военного костюма.(Россия)
 
*Медаль "70 лет монитору "Железняков" от Ассоциации ветеранов разведки ВМФ (Киев, Украина)
 
*Медаль "За личный вклад в сохранение памятников военной истории" от Ассоциации ветеранов разведки ВМФ (Киев, Украина)
 
*Крест «Во славу Русского воинства» от Академии русской символики МАРС.
 
 
Сергей Ченнык стоит у истоков создания Таврического Центра Военной Истории  (ТЦВИ) – неправительственной, неполитической, невоенизированной официально действующей общественной организации. Ставящей перед собой цели изучения военной истории ее членами. Поддержку научных изысканий в этой области, борьбу с фальсификацией истории, а также пропаганду патриотизма и гражданского самосознания. Центр объединяет не только профессиональных ученных военных историков, но и любителей. Тех, кто занимается проблемами военной истории или по каким либо причинам заинтересовавшихся ими. ТЦВИ – не закрытое объединение и там всегда рады новым членам. Всегда радушно помогают новичкам влиться в ряды увлекающихся  военной историей.
 
 
Центр впервые в Крыму в 2008 г. провел военно-историческую реконструкцию [[Альминское сражение|Альминского сражения]]. Доказал всю успешность и перспективность этого направления работы,  положительно влияющей на имидж полуострова как крупнейшего центра военно-исторического туризма. Это объединение единомышленников, которые хотя и разбросаны по всему земному шару, но есть то, общее, что сплотило и продолжает сплачивать,  нас – военная история Крыма.
 
 
Сергей Ченнык: {{цитата|« Военная история Крыма – богатейший событийный пласт. Войны, прокатившиеся по  нашему  полуострову, оставили свой след не только на его земле, но и в  судьбах различных государств, иногда  значительно удаленных от него. Эти события заставляют нас понять, как важно чтить свою историю и знать ее, чтобы, переосмыслив, в будущем не повторять ее ошибок. В журнале мыт публикуем  материалы, освещающие  неизвестные страницы различных  войны.  Значительное место уделяем описаниям памятников, полей сражений, биографиям. Редакция планирует систематически печатает на страницах журнала  материалы по униформологии, наградам, вооружению и технике, истории воинских частей и формирования различных стран, которые так или иначе связаны с Крымом. Отдельно отражаются  памятные даты и проводимые в связи с ними  мероприятия. Не остаются без внимания памятники и памятные места военной истории Крыма. Ведь исторический туризм – одно из главных направлений журнала. Мы стараемся рассказывать о крымских военно-исторических клубах, как не парадоксально, известных более за рубежом, чем у себя на родине. А ведь проводимые ими, или  с их участием,  фестивали, столь популярные в Европе и Америке,  сделают  Крым более привлекательным. Редакция журнала заинтересована в сотрудничестве с авторами, исследователями, всеми, кому не безразлична и не безынтересна история Крыма. Мы заинтересованы в публикации оригинальных  работ, обзоров, исследований, а также статей, освещающих наиболее актуальные проблемы военной истории.»}}
 
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==
{{примечания}}
 
[[Категория:Малые категории:История общества Крыма‎]]
 
[[Категория:Крымология2023:Книги, журналы, фильмы и музыка в Крымологии]]
 
[[Крымология-22]]
 

Версия 14:31, 22 марта 2023

Крымские татары – народ (этнос), образовавшийся на Крымском полуострове в течение XIII-XV веков[1]. По идентичности – народ тюркской языковой семьи, придерживающийся суннитской ветви ислама. По происхождению крымские татары на Родине (т.е. не эмигрировавшие в Османскую империю и не породнившиеся с узбеками в XX веке) – народ смешанного происхождения[2]. В процессе формирования крымских татар приняли участие нетюркские (потомки древнего населения полуострова, ассимилированные более поздними племенами, сарматы, аланы, германцы, византийские греки и др.) и тюркоязычные (гунны, тюрко-болгары, племена Хазарского каганата, печениги, кыпчаки и др.) народы[3].

Под влиянием тюркоязычных предков и особенно кыпчаков происходила тюркизация, а со 2-й половины XIII века, после того, как Крым вошёл в состав Золотой Орды, – исламизация коренного населения горно-лесной зоны полуострова, ставшей центром складывания этноса крымских татар[4]. Из того же корня, что крымские татары гор и предгорий, происходят и два средневековых крымско-греческих народа: греки-урумы (с языком тюркской семьи) и греки-румеи (языком греческой группы индоевропейской семьи), отличает их от крымских татар преданность вере предков – православию. В 1784 году греки-урумы и греки-румеи (вместе, крымские греки) переселились из Крыма в район современного Мариуполя, что вполне возможно спасло их от геноцида со стороны турок-османов, главной движущей силы религиозной и языковой ассимиляции горного, предгорного и южнобережного населения Крыма в течение 1475-1783 годов.

Одновременная претензия части политических активистов и на происхождение преимущественно от древнего населения полуострова, и на пантюркистскую и исламскую международную солидарность – несостоятельна. Крымские татары или жертва османского религиозного и языкового гнёта (тюркизации и исламизации) наряду с урумами и румеями (и тогда – потомки коренного населения), или проводник и выгодополучатель этого самого гнёта (а тогда побратимы и единомышленники своего степного субэтноса, ногайцев Северной Таврии и прочих кочевников, совершавших грабительские набеги на север – в Русь, Польшу и Молдавию).

Так как в реальности большая часть крымских-татар кочевников эмигрировала в Османскую Турцию в течении конца XVIII–всего XIX века, то логичнее было бы не упираться в пантюркизме (а 100% тюрками были именно кочевники равнины), а с должным уважением вспомнить свою доисламскую историю и многонациональных предков (далеко не только тюрок). Крымские татары-крестьяне и крымские татары-ремесленники были заложниками агрессивной политики Османской империи, а не её выгодополучателями. Да и манера османских султанов обращаться с древним и гордым родом Гиреев (крымских ханов) заслуживает всяческого негодования – многие ли правители из этого рода правили спокойно и дожили до почтенной старости?[5]

История народа до 1783 года

Крымские татары сначала входили в состав Крымского улуса Золотой Орды, с образованием в 1443 году Крымского ханства стали его основным населением[6]. В 1475 году не входившие в состав Крымского ханства княжество Феодоро со столицей на Мангупе и Генуэзские колонии со столицей в Кафе были завоёваны Османской империи, именно на их бывших землях к концу XIX века была размещена большая часть крымскотатарских деревень и селений, меньшая – в окрестностях Бахчисарая, ещё меньшая – по всему равнинному Крыму.

История народа в Российской империи

История крымских татар в Российской империи – это два потока а) история эмиграции и подговаривания к эмиграции (среди непримиримых сторонников халифа, которым был по должности Османский султан) – вся эта публика в итоге выехала в Османскую империю; б) история военной доблести и мирного экономического и культурного развития (среди остального крымскотатарского населения, особенно в Предгорье и Крымских горах). Для первых XIX век – век трагический, для вторых XIX век – весьма благодатный век (и уж всякого лучший чем 40-е годы XX века со Сталиным), период исторической модернизации, становления современного этнического сознания.

Скажем прямо, нас интересуют те крымские татары, которые остались в Российской империи-России, их свершения, их чаяния и их проблемы.

К примеру: В 1806 году в ходе франко-русской войны по просьбе мусульманского духовенства и на его пожертвования были сформированы 4 добровольческих конных полка: Симферопольский, Перекопский, Евпаторийский и Феодосийский (при том, что крымские татары были освобождены от рекрутского набора). Симферопольский и Перекопский полки участвовали во многих боях, особенно отличились в сражениях при Прейсиш-Элау в январе 1807 года. Командир Симферопольского полка в этой компании «за воинское усердие и храбрость» был награжден орденом Святого Георгия[7]

История народа в СССР и современные этнические проблемы

(будет написано позднее)

Примечания

  1. Когонашвили, 149 с.
  2. по ряду источников
  3. Когонашвили, 149-150 с. В оригинальной цитате было византийцы вместо византийские греки
  4. Когонашвили, 150 с.
  5. на правах эссе
  6. Когонашвили, с 150
  7. Когонашвили, с 150-151