Общество Крыма

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Общество Крыма — совокупность всех жителей Крымского полуострова с их социальными, экономическими, политическими, культурными, религиозными взглядами, обладающих национальной, языковой, территориальной и т.д. идентичностью.

Крым — многонациональный регион, в котором исторически сложилось преобладание русского населения (под термином «русское население» понимается достаточно широкая категория, смысл которой будет раскрыт ниже). В послевоенный период лишь две группы, кроме русских, составляют значительную часть населения Крыма — это украинцы и крымские татары (после массового возвращения в начале 90-х). Роль других национальных групп в начале XXI века незначительна, и важна лишь в контексте политики идентичности русских и украинцев, которые выводят своё место в Крыму не только из своей узкоэтнической истории, но из практики освоения культурных ценностей других народов, ранее составлявших существенную часть населения полуострова.

Социальная структура

В социальной структуре населения Крыма очень велика доля людей, связанных с вооруженными силами, военно-промышленным комплексом и техническими науками. Сейчас большая часть этих людей перешла в предпенсионный и пенсионный возраст и более не участвует в трудовых отношениях. В ряде местностей Крыма (Евпатория, Саки, большие Ялта и Алушта) доминирующей социальной группой являются работники санаторно-курортного комплекса, здесь есть укоренившиеся профессиональные традиции в этой сфере и особая идентичность, связанная с санаторно-лечебной составляющей туристического комплекса. Внутренние сельские районы Крыма очень различны по трудовым традициям, что объясняется историей их заселения и лично-деловыми качествами местных руководителей ещё советского периода. Красногвардейский район является примером района высокопродуктивного сельского хозяйства с высокими стандартами труда, обратным примером являются пустоши Феодосийских окрестностей, на которых овцеводство пресеклось сразу с падением Советского Союза. Для ряда городов характерно индустриальное сознание, с сопутствующим ему культом крупных производств (Керчь, Красноперекопск, Армянск).

Трансформация экономики после 1991 года привела к деформации трудовой этики, снижению доли людей, искренне болеющих за свое дело. Рост частной инициативы в сельском хозяйстве, кустарном производстве, сфере индивидуальных услуг не смог компенсировать результатов обвального снижения занятости в высокотехнологичных отраслях экономики. Значительная часть бывших инженеров и квалифицированных рабочих занялись отупляющими видами деятельности (торговлей на разнос, работой зазывал и т.п.). Резкое снижение финансирования науки (в том числе гуманитарной) свело на нет позитивные последствия освобождения науки из-под идеологического диктата КПСС. Оплотом трудовой дисциплины оставались среднее образование и культура, достаточно эффективно ответившие на вызовы времени. Вооруженные силы стали источником кадрового пополнения для хозяйственных управлений на уровне городов и районов, православной церкви, экскурсионно-информационного сектора курортной сферы, но как существенная общественная сила перестали существовать.


Культурные взгляды населения

Большая часть населения Крыма (кроме крымских татар, имеющих на всё «особое мнение») придерживаются практики постсоветского интернационализма, относя себя либо к советскому культурному полю, либо к «Русскому миру». Большинству крымских украинцев Украина видится многонациональным государством, в котором не может быть использованы этнократические практики, подобные эстонским или латвийским. При этом, украиноязычные украинцы в целом удовлетворены тем решением языкового вопроса, которое предлагает действующая украинская конституция (украинский единственный государственный, права русского и других языков защищены). Для русскоязычного населения актуален вопрос защиты пространства употребления русского языка от сужения, происходящего по субъективным (государственная политика Украины) или объективным причинам. После 2014 года объективные факторы перестали работать против русского языка и стали работать против украинского, а вот с точки зрения субъективных факторов — новая крымская власть куда добрее относится к украинскому языку, чем старая киевская относилась к русскому.

Русские и украинцы Крыма очень толерантно относятся к традициям населения материковой Украины, которые были известны в Крыму с советского времени. Не встречают понимания лишь подспудные особенности культуры западных областей, о которых крымчане узнали уже после 1991 года (исторические воззрения, стремление к этнократии, греко-католицизм, стремление к автокефалии УПЦ, антироссийские настроения). После 2014 года тенденция в общем-то та же, за исключением резкого негатива к новейшим телодвижением украинских культурных элит. Для большинства крымчан Украина (и культура Украины) стала понятием историческим (близким и родным в её советской форме, и неоднозначным, но понятным в её форме 1991-2014 годов).

Религиозные взгляды населения.

Верующие русские, украинцы, белорусы, болгары, греки, молдаване Крыма — прихожане православной церкви Московского патриархата (организационно — Украинской православной церкви Московского патриархата (сокр. УПЦ МП) как части Русской православной церкви). Было несколько приходов Киевского патриархата (УПЦ-КП) и Русской истинно-православной церкви, сформировавшихся из-за политических разногласий их прихожан с большей частью верующих УПЦ МП (РПЦ), первые — «политические украинцы», вторые — ультра-радикальные антисоветчики. Крымские татары — мусульмане-сунниты, большинство других т.н. мусульманских народов весьма индифферентно к религии (татары казанские, азербайджанцы, башкиры). Армяне принадлежат к собственной древней монофизитской церкви (во внутрихристианских делах дружественной православным церквям). Малочисленные евреи и караимы принадлежат к множеству различных течений в иудаизме (и караизм – национальная религия караимов – лишь одно из них). Сильны позиции протестантских церквей и сект, прихожанами которых становятся люди различного этнического происхождения. Значительна доля неверующего населения, лишь на словах проявляющего принадлежность к какой-либо конфессии, либо вовсе отмежёвывающаяся от религии.

Политические взгляды населения.

Вынужденное вовлечение в межрегиональное политическое противостояние, вызванное Оранжевой революцией и характером политического правления установившимся в её результате, привело к абсолютизации политических позиций крымчан. На общегосударственном уровне крымчане поддерживают [все результаты в целом по Крыму, 2012 год] Партию регионов (51,4%), Коммунистическую партию Украины (21,1%), объединение «Батькивщина» (11,9%), партию «УДАР» (6,8%), партию «Русский блок» (1,93%) и партию Натальи Королевской (1,93%). Внутрикрымская политическая жизнь оказалась деформированной из-за межрегионального противостояния на уровне Украины — абсолютное большинство в Верховном Совете Крыма и Городском совете Севастополя принадлежит локомотиву «восточных сил» Партии регионов, в региональных подразделениях которой нет той очистительной внутрипартийной борьбы, которая служит балансу интересов групп в парламентской фракции этой партии. Крымчане традиционно скептически относятся к выборам республиканской власти, почитая её зависимой от Киева. Ситуация с выборами мэров и горсоветов[1] зависит от местных политических традиций и весьма сильно отличается от города к городу.

Национальный состав населения

Во время переписи 2001 года (а она всё еще является надежной основой для анализа реальной этничности населения, так как продолжает линию тренда советской переписи 1989 года) зафиксировано, что Русские (см) составляют 60,3% населения Крымского полуострова, украинцы — 24,0%, крымские татары — 10,2%, белорусы — 1,5% (перепись , 2001 год). Следующая перепись зафиксировала то, что на российском или украинском «Материке» проявилось значительно раньше, — ту лёгкость с которой русские переписываются украинцами, а украинцы переписываются русскими. Во время переписи 2014 года где-то около трети украинцев сменила этнический маркер и стала русскими. Нет оснований полагать, что это фальсификация, напротив, есть основания полагать что для таких близкородственных народов этническое название — производная от политических взглядов (коль вопрос этничности политизировали до такой степени, что загорелся «Евромайдан» и произошла «Русская весна»).

Карта языков Крыма (по переписи 2001 года)

Языковой состав населения

Во всех регионах Крыма преобладает русскоязычное население. Компактные ареалы преобладания крымскотатарского по языку населения сложились в восточном Предгорье и на северо-западе Крыма, есть также ряд крымскотатарских сёл, входящих в русскоязычные сельсоветы. Лишь в одном сельсовете из 288 низовых советов полуострова относительно преобладает украиноязычное население. 78,8% населения Крымского полуострова считали своим родным языком русский, 9,6% — крымскотатарский, 9,5% — украинский язык (эти данные основаны на переписи 2001 года и устарели![2]). При этом, если большинство русскоязычных украинцев владеют языком своей национальности (не родным) на высоком уровне, то значительная часть крымских татар с родным крымскотатарским вовсе не знают этого языка. Таким образом, украинский язык всё же является вторым по распространенности языком Крыма, а не третьим.

См.также

Литература

  • Политическая идентичность и политика идентичности. Том 1 «Идентичность как категория политической науки. Словарь терминов и понятий» — Москва: ИМЭМО/РОССПЭН, 2012 — 208 с.

Примечания

  1. Sp: прояснить как это работает после 2014 года
  2. мы их оставляем тут, потому что на уровне тенденции всё осталось прежним (небольшие компактные районы с относительным татарским большинством, единичные села с ощутимым присутствием украиноязычного населения и преобладание русского языка повсеместно)