Народонаселение Крыма

Материал из Крымологии
Перейти к навигации Перейти к поиску

История крымских народов делится на до и после 27 июня 1944 года. Именно эта дата ознаменовала собой крушение «Крыма—Соцветия народов», бережно пестуемого властями начиная со времен Екатерины Великой и до раннего Сталина. Произошедшая месяцем ранее высылка татар принесла неисчислимые страдания этому народу, но в целом к настоящему времени преодалена — татары вернулись в Крым, окрепли числом и не проявляют ни малейшей тенденции раствориться в плавильном котле массовой миграций (бывших) советских народов на юг, к теплому Чёрному морю.

Удар же нанесенный крымским грекам, болгарам и армянам 27 июня 1944 года оказался непоправимым.

Болезненная тема высылки русских немцев (1941) и керченских итальянцев (1942) из Крыма лежит в рамках этнических процессов, запущенных Второй Мировой войной, и во многом лежит на совести фашистских Германии и Италии, как и искалеченные судьбы миллионов немцев в Чехии, Западной Польше, Поволжье и многих тысяч итальянцев в Истрии и Далмации. Греки, болгары и армяне пострадали же безвинно, в результате грубейшего произвола лидеров, от которых страдали в той или иной степени и титульные народы советских республик (репрессии и акты угнетения против определенных сословных и территориальных групп русских также носили массовый характер).

Крымская история уже знала как минимум два подобных слома — кровавое завоевание христианских государств Крыма турками-османами в XV веке и поведение «слона в посудной лавке», учинённое тут нашим Отечеством в конце XVIII века (речь не о войнах, а о гражданских мероприятиях – налогооблажении разных религиозных групп на раннем этапе российского освоения Крыма. Яростную критику этого можно встретить в трудах архиепископа Иннокентия).

Народы Крыма накануне Великой Отечественной войны

Юго-Восточный Крым Население в 1939 году — 107 тыс. человек. Восточные славяне — 60%, Анбги[1] — 13%, Татары — 22%, Евреи — 3%.

Центрально-Предгорный Крым и Симферопольский район. Население в 1939 году — 90,7 тыс. человек в границах Карасубазарского (Белогорского), Зуйского и Симферопольского района (без Симферополя). Восточные славяне — 56%, Анбги — 16%, Татары — 25%, Евреи (преимущественно крымчаки в Белогорске) — 1%.

Западный и Центральный Горный Крым (Бахчисарайский, Куйбышевский и Алуштинский районы). Население в 1939 году — 90,6 тыс. человек. Эту территорию связывает между собой дорога через перевал Кебит-Богаз (через Госзаповедник). Восточные славяне — 31%, Анбги — 3%, Татары — 64%, Евреи — 1%.

Балаклава и Западное Южнобережье (Балаклавский и Ялтинский район, Ялтинский горсовет). Население в 1939 году — 106,7 тыс. человек. Восточные славяне — 62%, Анбги — 5%, Татары — 27%, Евреи — 3%, Поляки — 1%.

В гористой части Крыма расположены оба самых крупных города: Симферополь (142,6 тыс. чел) и Севастополь (111,9 тыс.чел.).

Симферополь. Восточные славяне — 63%, Анбги — 6%, Татары — 12%, Евреи — 16%, Поляки — 1%.

Севастополь. Восточные славяне — 85%, Анбги — 3, Татары — 4%, Евреи — 5, Поляки — 1%.

На горную, предгорную и южнобережную часть Крыма (всё вышеописанное) приходилось на кануне войны 650 тысяч населения (57,5%).

На Степной Крым и Керченский полуостров приходилось 42% населения Крыма, причём именно вдали от гор была повышена доля немцев (ядро их степных колоний - Красногвардейский район), болгар (на северо-востоке, районы севернее Кировского, и на Керченском полуострове), итальянцев (Керчь) и украинцев (степная глубинка по всему Крыму).

интеллигенция, греки и татары-криптохристиане

Вопрос о христианском наследии Средневекового Крыма до сих пор будоражит умы. Важно понимать, что с высылкой греков в 1944 году традиция не прекратилась, так как и до этого времени греки не были монопольными её хранителями.

Есть достаточно аргументированное мнение, что последняя волна перехода в крымских христиан в ислам произошла непосредственно перед присоединением Крыма к России в 1783 году. А значит некоторые группы крымских татар (а именно таты) ещё были носителями множества криптохристианских обычаев. По крайней мере, до 1944 года эти обычаи медленно отмирали под влиянием урбанизации и государственного атеизма.

Кроме того, возраждению христианского наследия Крыма способствовали христиане разных конфессий (православные и католики) — учёные-исследователи Крыма, среди них были русские, поляки, швейцарцы, французы, немцы.

этнографические группы крымских татар и средневековых крымских греков

Обычно принято выделять 3 этнографических группы крымских татар: степные татары, горные татары и южнобережные татары[2]. Степняки — ногъаи (не путать с ногаями как отдельным кочевым народом вне Крыма!), южнобережцы — ялыбойлю, горцы же носят название даглар либо тат.

И это либо очень важно, так как

  • 1) коренное татарское население, живущее на южнобережье восточнее Ускута (Приветного) носит имя тат.
  • 2) оно же резко отличается от ялыбойлю, живущих от Байдар до Ускута.
  • 3) таты горно-прибрежных сёл между Ускутом и Ай-Серезом[3] не похожи на горцев Бахчисарайского района, в любом случае не настолько похожи, чтобы переносить на последних имя тат безапеляционно.

Относительно судакских татар (а именно и в особенности жителей Таракташа, нынешнего Дачного) у меня много лет назад была интересная дискуссия с их представителем, однако, я не помню сути его комментариев по татскому вопросу. В любом случае, мой собеседник утверждал, что таракташские татары — не южнобережцы (не ялыбойлю).

При всей разнородности татарских горцев (и неясности как их собственно называть по крымско-татарски) именно этот субэтнос крымских татар представяляет наибольший интерес для исследователя, так как по всей видимости именно они или некоторые их подгруппы — например, таты Ай-Сереза и окрестностей — являются прямыми потомками крымских христиан. А значит историческая память татов, объединенная с исторической памятью их бывших соседей, оказавшаяся более стойкими в христианской вере, — мариупольских греков даст нам ключ к пониманию прошлого Крыма, отличному от семейных дрязг горстки интриганов из Бахчисарая и «деяний» османской солдатни, на чьих штыках держалась власть того интригана, к которому благоволил в этом году турецкий султан.

Говоря о связи татов и мариупольских греков, внесём конкретику. Землям, где в начале XX века жили таты, соответствует в XVIII веке часть ареала тавро-румейского языка, т.е. крымского средневекового греческого языка индоевропейской семьи (а именно, — сартанский и малоянисольский субдиалекты).

Можно было бы предположить, что таты вселились в покинутые греками деревни, но уж больно они специфическая группа (а значит скорее местная). Вернее другое, таты успели к концу XVIII века перейти из христианства в ислам, или даже сделали это непосредственно в связи с нежеланием выселяться из родных мест в Приазовье (то есть из земли и веры выбрали землю).

Цит: Прозвище «таты» «стало экзоэтнонимом румеев (так их звали урумы) и ныне в среде греков, почти утрачено» (Араджиони. 1999, с. 75), но сохраняется до сих пор среди крымских татар[4]. Т.к. контакты румеев (мариупольских греков с языком греческой группы) и крымских татар вряд ли были обширны, следует говорить о прозвище «таты», применяемом крымскими татарами в отношении к одной из своих групп — населению бывших румейских деревень.

Прочие материалы

Примечания

  1. В этой статье АНБГИ (Анбги) - армяне, немцы, болгары, греки и итальянцы
  2. РИА Новости Крым: https://crimea.ria.ru/authors/20180922/1115264210.html «Знай своего соседа: особенности характера крымских татар»
  3. См тут: http://www.krimoved-library.ru/books/zhilische-krimskih-tatar-v-svyazi-s-istoriey-zaseleniya-poluostrova5.html
  4. http://www.krimoved-library.ru/books/krimskie-tatari-v-xix-nachale-xx-vekov1.html