Феодосийский десант 1941 года

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Версия от 03:49, 28 декабря 2022; А.Крымов (обсуждение | вклад) (Высадка 1-го отряда транспортов)
Перейти к: навигация, поиск

Феодосийский десант 1941 года - вторая фаза Керченско-Феодосийской десантной операции, чьи общие рамки приходятся на 25.12.41-02.01.42. Высадка советских войск в Феодосии началась рано утром 29 декабря 1941 года. К исходу дня город был освобожден от немецко-фашистских войск. К 2 января советские войска достигли максимальных рубежей наступления (линии Коктебель-Киет). Затем, после двухнедельной оперативной паузы, в ходе боев 15-18 января 1942 года Феодосия была потеряна.


Общий ход операции в районе Феодосии

Ниже показан корабельный состав отряда высадки, отвечающего за Феодосийское направление; показана динамика накопления первых сил десанта в Феодосийском порту и график выгрузки "1-го отряда транспортов" в следующую за изначальной высадкой ночь.

К исходу 30 декабря дело освобождения Феодосии и окрестностей было уже решенным, и дальнейший график выгрузок интересен только с точки зрения вопроса как немецкая 11-я армия сумела перебросить войска из-под Севастополя быстрее, чем советский Черноморский флот с Кавказского побережья. И что именно было переброшено позднее планов (явно не личный состав!) или ошибочно спланировано быть оставленным на Кавказском берегу. Собственно ответ на этот вопрос и определяет события произошедшие спустя две недели - с 15 по 18 января 1942 года.

Морские силы десанта в Феодосии

К началу операции отряд высадки «А» (капитан 1-го ранга Н. Е. Басистый) включал следующие силы:

   Отряд корабельной поддержки (капитан 1-го ранга В. А. Андреев)
   крейсер «Красный Кавказ»
   крейсер «Красный Крым»
   эсминец «Железняков»
   эсминец «Незаможник»
   эсминец «Шаумян»
   1-й отряд транспортов (капитан 2-го ранга В. А. Заруба)
   «Зырянин» (2593 брт)
   «Жан Жорес» (3972 брт, 5000 т)
   «Ногин» (2109 брт)
   «Серов» (5000 т)
   «Шахтер»
   «Ташкент» (5552 брт, 7500 т)
   «Красный Профинтерн»
   «Азов» (967)
   Охранение 1-го отряда (капитан 3-го ранга Г. П. Негода)
   эсминец «Бойкий»
   тральщик Т-401
   тральщик Т-411
   2-й отряд транспортов (капитан 2-го ранга А. М. Филиппов)
   «Калинин» (4156 брт, 5700 т)
   «Димитров» (2482 брт)
   «Курск» (7000 т)
   «Красногвардеец» (2719 брт)
   «Фабрициус» (2434 брт)
   Охранение 2-го отряда (капитан 2-го ранга М. Ф. Романов)
   эсминец «Способный»
   эсминец «Сообразительный»
   тральщик Т-410
   6 сторожевых катеров типа «МО»
   Отряд высадочных средств (капитан-лейтенант А. П. Иванов)
   тральщик Т-404
   тральщик Т-412
   12 сторожевых катеров типа «МО»
   2 буксира
   6-10 самоходных баркасов

Начало главной высадки

Переход отряда корабельной поддержки прошел без помех. Около 3 часов 29 декабря отряд подошел к Феодосии, где сориентировался по огням и буям подводных лодок Щ-201 и М-51 и принял строй кильватера.

В 3:05 отряд высадочных средств, шедший в двух колоннах на траверзе крейсеров, уменьшив ход, вступил в кильватер отряда корабельной поддержки и подготовился к прорыву в порт.
В 3:45 отряд поддержки лег на боевой курс норд вдоль восточной кромки района, считавшегося опасным в отношении немецких магнитных мин, уменьшив ход до 5–6 узлов.
В 3:50 по приказу флагмана корабли открыли огонь главным калибром по порту Феодосия и поселку Сарыголь восточнее нее, при этом были применены осветительные снаряды. Необходимость этой артподготовки вызывает сомнение — стрельба велась вслепую, по площадям и могла оказать на противника только моральное воздействие.
С открытием огня катера со штурмовой группой отряда высадочных средств начали движение мимо Феодосийского мыса к входу в порт, следуя в темноте близ берега.
В 4:03, увидев взлетевшие с «Красного Кавказа» две зеленые ракеты (сигнал «Прекратить огонь, катерам прорваться в порт!»), охотники, уже подошедшие к Феодосийскому маяку, направились в незакрытый проход между маяком и бонами.
Первым проник в гавань сторожевой катер № 0131, который под огнем противника высадил на защищавший гавань с востока Широкий мол штурмовой отряд и группу навигационного обеспечения. Несмотря на сопротивление немецких автоматчиков, засевших на молу, штурмовой отряд овладел маяком, захватив две установленные здесь противотанковые пушки.

Вторым в гавань ворвался катер № 013 с командиром отряда высадочных средств капитан-лейтенантом А. П. Ивановым. Прочесав огнем причалы, он прошел к бонам с целью проверки, открыты ли боновые ворота. Ворота оказались открыты, и в 4:12 с катера дали две белых ракеты — «Вход в гавань свободен!» После этого катер высадил на Широкий мол швартовочную команду из 13 человек, которые должны были принять концы с крейсера «Красный Кавказ». Тем временем остальные «малые охотники» закончили высадку штурмовых групп и начали перевозку десанта с крейсеров. Всего 11 катерами было высажено 266 человек из состава штурмового отряда, 1100 человек с крейсера «Красный Крым» и 323 человека с крейсера «Красный Кавказ». При этом на катерах (включая № 098 - о нем см раздел ниже) погибло 65 и было ранено 33 моряка.

В 4:13 эскадренные миноносцы начали проходить в гавань. Первым в 4:40 в порт вошел эсминец «Шаумян», за ним в 4:56 «Незаможник» и к 5 часам — «Железняков». Противник вел по кораблям сильный огонь, эсминцы отвечали, подавляя вражеские батареи и огневые точки.
В 4:48 на молу были включены навигационные огни, одновременно крейсер «Красный Крым» начал высадку войск с помощью баркасов.
В 5:02 крейсер «Красный Кавказ» попытался пришвартоваться с наружной стороны Широкого мола, но не смог из-за сильного отжимного ветра и отсутствия буксира — капитан выделенного для этого буксира «Кабардинец» струсил и ушел обратно в Новороссийск, за что после был отдан под трибунал.

Около 7 часов последний эсминец («Железняков») закончил разгрузку в порту. В 7:15 крейсер «Красный Кавказ» наконец-то удалось пришвартовать к молу, в это же время первое снарядное попадание получил стоявший на рейде крейсер «Красный Крым». В 7:20 в гавань вошел транспорт «Кубань», приступив к высадке десанта на причал. До 7:50 крейсер закончил высадку десантников непосредственно на мол, без помощи катеров. Из-за усилившегося огня немецкой артиллерии выгрузить артиллерию и автомашины не удалось - крейсер отошел на рейд.

Вспомогательное направление - Сарыголь

Утверждается, что высадка в Сарыголе планировалась, но была отменена из-за нехватки плавсредств. Тем не менее, есть 2 эпизода подхода десантных судов именно к Сарыголю. Первый - это случайная потеря катера типа "Малый охотник" 29 декабря, второй - более крупное мероприятие - 30 декабря.


Катеру № 098 не повезло — на подходе к Феодосии он потерял ориентировку, отстал, забрал вправо и выбросился на берег в районе Сарыголь, где попал под сильный огонь противника. В результате вся команда и штурмовая группа погибли, уцелело только 6 моряков, из них трое было ранено.

Вспомогательное направление - Коктебель

Чуть раньше начала основной высадки, в 2:45, в Коктебельскую бухту вошла подводная лодка Д-5, имевшая задачу высадить здесь диверсионную группу из 31 человека. Группа должна была перехватить прибрежную дорогу на Феодосию. Однако из-за неожиданного усиления ветра с 4 до 6 баллов и начавшегося шторма (волной с палубы смыло одного краснофлотца) от высадки десанта в этот день пришлось отказаться.

Лишь следующей ночью с 2:45 до 3:00 на берег с помощью надувных лодок было высажено 18 человек, еще 3 человека погибли в перевернувшейся шлюпке. Увы, как раз в это время в районе Коктебеля появились войска противника, срочно перебрасываемые к Феодосии. Около 4 часов с подводной лодки на берегу была замечена белая ракета, послышалась ружейно-пулеметная стрельба. В бою погибло 13 человек, оставшиеся 5 на следующий день вышли к нашим войскам.

Высадка 1-го отряда транспортов

Высадка 1-го отряда транспортов планировалась через полсуток после высадки передовых сил, описанной выше, - в ночь с 29 на 30 декабря.

Для того, чтобы подойти к пункту назначения одновременно, суда 1-го отряда были разделены на две группы — транспорты с 8-узловым и с 6-узловым ходом; вторая группа вышла из Новороссийска в 23:00 28 декабря — на час раньше первой. Чтобы прийти ночью, а не под утро, судам тихоходной группы пришлось изменить маршрут и двигаться ближе к берегу, в результате чего она пришла даже раньше намеченного срока. Суда первой (тихоходной) группы 1-го отряда транспортов начали разгружаться в порту Феодосии с 22:10 29 декабря. Транспорты «Шахтер» и «Красный Профинтерн» завершили разгрузку к 5:30 следующего утра, транспорт «Ташкент» к 11:00 выгрузил только людей. Небольшой пароход «Азов» отстал от отряда, задержался и разгрузился только утром 30 декабря, а потом участвовал в разгрузке крейсера «Красный Кавказ».

Быстроходная группа начала входить в порт в 23:00. Маневрирование и разгрузка транспортов в тесной Феодосийской гавани затруднялись 6-балльным ветром, поэтому разгрузка этой группы задержалась — «Зырянин» и «Ногин» удалось разгрузить только к 16:30, теплоход «Жан Жорес» — к 22:00 30 декабря. Теплоход «Серов» задержался на переходе и прибыл только в 16:30 30 декабря.