Феодосийский десант 1941 года

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Феодосийский десант 1941 года - вторая фаза Керченско-Феодосийской десантной операции, чьи общие рамки приходятся на 25.12.41-02.01.42. Высадка советских войск в Феодосии началась рано утром 29 декабря 1941 года. К исходу дня город был освобожден от немецко-фашистских войск. К 2 января советские войска достигли максимальных рубежей наступления (линии Коктебель-Киет). Затем, после двухнедельной оперативной паузы, в ходе боев 15-18 января 1942 года Феодосия была потеряна.

Действия войск 44-й армии под Феодосией с 29 декабря 1941 года по 2 января 1942 года


Общий ход операции в районе Феодосии

Ниже показан корабельный состав отряда высадки, отвечающего за Феодосийское направление; показана динамика накопления первых сил десанта в Феодосийском порту и график выгрузки "1-го отряда транспортов" в следующую за изначальной высадкой ночь.

К исходу 30 декабря дело освобождения Феодосии и окрестностей было уже решенным, и дальнейший график выгрузок интересен только с точки зрения вопроса как немецкая 11-я армия сумела перебросить войска из-под Севастополя быстрее, чем советский Черноморский флот с Кавказского побережья. И что именно было переброшено позднее планов (явно не личный состав!) или ошибочно спланировано быть оставленным на Кавказском берегу. Собственно ответ на этот вопрос и определяет события произошедшие спустя две недели - с 15 по 18 января 1942 года.

Морские силы десанта в Феодосии

К началу операции отряд высадки «А» (капитан 1-го ранга Н. Е. Басистый) включал следующие силы:

   Отряд корабельной поддержки (капитан 1-го ранга В. А. Андреев)
   крейсер «Красный Кавказ»
   крейсер «Красный Крым»
   эсминец «Железняков»
   эсминец «Незаможник»
   эсминец «Шаумян»
   1-й отряд транспортов (капитан 2-го ранга В. А. Заруба)
   «Зырянин» (2593 брт)
   «Жан Жорес» (3972 брт, 5000 т)
   «Ногин» (2109 брт)
   «Серов» (5000 т)
   «Шахтер»
   «Ташкент» (5552 брт, 7500 т)
   «Красный Профинтерн»
   «Азов» (967)
   Охранение 1-го отряда (капитан 3-го ранга Г. П. Негода)
   эсминец «Бойкий»
   тральщик Т-401
   тральщик Т-411
   2-й отряд транспортов (капитан 2-го ранга А. М. Филиппов)
   «Калинин» (4156 брт, 5700 т)
   «Димитров» (2482 брт)
   «Курск» (7000 т)
   «Красногвардеец» (2719 брт)
   «Фабрициус» (2434 брт)
   Охранение 2-го отряда (капитан 2-го ранга М. Ф. Романов)
   эсминец «Способный»
   эсминец «Сообразительный»
   тральщик Т-410
   6 сторожевых катеров типа «МО»
   Отряд высадочных средств (капитан-лейтенант А. П. Иванов)
   тральщик Т-404
   тральщик Т-412
   12 сторожевых катеров типа «МО»
   2 буксира
   6-10 самоходных баркасов

Начало главной высадки

Переход отряда корабельной поддержки прошел без помех. Около 3 часов 29 декабря отряд подошел к Феодосии, где сориентировался по огням и буям подводных лодок Щ-201 и М-51 и принял строй кильватера.

В 3:05 отряд высадочных средств, шедший в двух колоннах на траверзе крейсеров, уменьшив ход, вступил в кильватер отряда корабельной поддержки и подготовился к прорыву в порт.
В 3:45 отряд поддержки лег на боевой курс норд вдоль восточной кромки района, считавшегося опасным в отношении немецких магнитных мин, уменьшив ход до 5–6 узлов.
В 3:50 по приказу флагмана корабли открыли огонь главным калибром по порту Феодосия и поселку Сарыголь восточнее нее, при этом были применены осветительные снаряды. Необходимость этой артподготовки вызывает сомнение — стрельба велась вслепую, по площадям и могла оказать на противника только моральное воздействие.
С открытием огня катера со штурмовой группой отряда высадочных средств начали движение мимо Феодосийского мыса к входу в порт, следуя в темноте близ берега.
В 4:03, увидев взлетевшие с «Красного Кавказа» две зеленые ракеты (сигнал «Прекратить огонь, катерам прорваться в порт!»), охотники, уже подошедшие к Феодосийскому маяку, направились в незакрытый проход между маяком и бонами.
Первым проник в гавань сторожевой катер № 0131, который под огнем противника высадил на защищавший гавань с востока Широкий мол штурмовой отряд и группу навигационного обеспечения. Несмотря на сопротивление немецких автоматчиков, засевших на молу, штурмовой отряд овладел маяком, захватив две установленные здесь противотанковые пушки.

Вторым в гавань ворвался катер № 013 с командиром отряда высадочных средств капитан-лейтенантом А. П. Ивановым. Прочесав огнем причалы, он прошел к бонам с целью проверки, открыты ли боновые ворота. Ворота оказались открыты, и в 4:12 с катера дали две белых ракеты — «Вход в гавань свободен!» После этого катер высадил на Широкий мол швартовочную команду из 13 человек, которые должны были принять концы с крейсера «Красный Кавказ». Тем временем остальные «малые охотники» закончили высадку штурмовых групп и начали перевозку десанта с крейсеров. Всего 11 катерами было высажено 266 человек из состава штурмового отряда, 1100 человек с крейсера «Красный Крым» и 323 человека с крейсера «Красный Кавказ». При этом на катерах (включая № 098 - о нем см раздел ниже) погибло 65 и было ранено 33 моряка.

В 4:13 эскадренные миноносцы начали проходить в гавань. Первым в 4:40 в порт вошел эсминец «Шаумян», за ним в 4:56 «Незаможник» и к 5 часам — «Железняков». Противник вел по кораблям сильный огонь, эсминцы отвечали, подавляя вражеские батареи и огневые точки.
В 4:48 на молу были включены навигационные огни, одновременно крейсер «Красный Крым» начал высадку войск с помощью баркасов.
В 5:02 крейсер «Красный Кавказ» попытался пришвартоваться с наружной стороны Широкого мола, но не смог из-за сильного отжимного ветра и отсутствия буксира — капитан выделенного для этого буксира «Кабардинец» струсил и ушел обратно в Новороссийск, за что после был отдан под трибунал.

Около 7 часов последний эсминец («Железняков») закончил разгрузку в порту. В 7:15 крейсер «Красный Кавказ» наконец-то удалось пришвартовать к молу, в это же время первое снарядное попадание получил стоявший на рейде крейсер «Красный Крым». В 7:20 в гавань вошел транспорт «Кубань», приступив к высадке десанта на причал. До 7:50 крейсер закончил высадку десантников непосредственно на мол, без помощи катеров. Из-за усилившегося огня немецкой артиллерии выгрузить артиллерию и автомашины не удалось - крейсер отошел на рейд.

Вспомогательное направление - Сарыголь

Утверждается, что высадка в Сарыголе планировалась, но была отменена из-за нехватки плавсредств. Тем не менее, есть 2 эпизода подхода десантных судов именно к Сарыголю. Первый - это случайная потеря катера типа "Малый охотник" 29 декабря, второй - более крупное мероприятие - 30 декабря.


Катеру № 098 не повезло — на подходе к Феодосии он потерял ориентировку, отстал, забрал вправо и выбросился на берег в районе Сарыголь, где попал под сильный огонь противника. В результате вся команда и штурмовая группа погибли, уцелело только 6 моряков, из них трое было ранено.

Около 23 часов 29 декабря тральщик Т-411 (он же БТЩ-16) высадил десант в составе усиленной роты возле станции Сарыголь к северу от города.

Вспомогательное направление - Коктебель

Чуть раньше начала основной высадки, в 2:45, в Коктебельскую бухту вошла подводная лодка Д-5, имевшая задачу высадить здесь диверсионную группу из 31 человека. Группа должна была перехватить прибрежную дорогу на Феодосию. Однако из-за неожиданного усиления ветра с 4 до 6 баллов и начавшегося шторма (волной с палубы смыло одного краснофлотца) от высадки десанта в этот день пришлось отказаться.

Лишь следующей ночью с 2:45 до 3:00 на берег с помощью надувных лодок было высажено 18 человек, еще 3 человека погибли в перевернувшейся шлюпке. Увы, как раз в это время в районе Коктебеля появились войска противника, срочно перебрасываемые к Феодосии. Около 4 часов с подводной лодки на берегу была замечена белая ракета, послышалась ружейно-пулеметная стрельба. В бою погибло 13 человек, оставшиеся 5 на следующий день вышли к нашим войскам.

Высадка 1-го отряда транспортов

Высадка 1-го отряда транспортов планировалась через полсуток после высадки передовых сил, описанной выше, - в ночь с 29 на 30 декабря.

Для того, чтобы подойти к пункту назначения одновременно, суда 1-го отряда были разделены на две группы — транспорты с 8-узловым и с 6-узловым ходом; вторая группа вышла из Новороссийска в 23:00 28 декабря — на час раньше первой. Чтобы прийти ночью, а не под утро, судам тихоходной группы пришлось изменить маршрут и двигаться ближе к берегу, в результате чего она пришла даже раньше намеченного срока. Суда первой (тихоходной) группы 1-го отряда транспортов начали разгружаться в порту Феодосии с 22:10 29 декабря. Транспорты «Шахтер» и «Красный Профинтерн» завершили разгрузку к 5:30 следующего утра, транспорт «Ташкент» к 11:00 выгрузил только людей. Небольшой пароход «Азов» отстал от отряда, задержался и разгрузился только утром 30 декабря, а потом участвовал в разгрузке крейсера «Красный Кавказ».

Быстроходная группа начала входить в порт в 23:00. Маневрирование и разгрузка транспортов в тесной Феодосийской гавани затруднялись 6-балльным ветром, поэтому разгрузка этой группы задержалась — «Зырянин» и «Ногин» удалось разгрузить только к 16:30, теплоход «Жан Жорес» — к 22:00 30 декабря. Теплоход «Серов» задержался на переходе и прибыл только в 16:30 30 декабря.

К вечеру 30 декабря (после окончания разгрузки транспортов 1-го отряда) в Феодосии было выгружено 16 689 человек, 30 45-мм противотанковых пушек, 23 76-мм и 7 122-мм орудий, а также 214 автомашин и 644 лошади. В то же время только румынские войска в этом районе (три бригады и мотокавалерийский полк) имели по штату около 20 тысяч человек, а в реальности 15–17 тысяч, то есть по численности не уступали силам десанта, а по огневой мощи и маневренности значительно превосходили их. Обе стороны перебрасывали к Феодосии новые силы — исход сражения зависел от того, у кого это получится быстрее.

Ход боев за город

С рассветом 29 декабря, захватив порт, 633-й стрелковый полк, 251-й горно-стрелковый полк и батальон моряков начали ожесточенные бои за город. К этому времени немцы сумели собрать имевшиеся у них силы и оказали яростное сопротивление. Феодосия лежит на склонах холмов, охватывающих бухту, центральная часть города застроена каменными домами, удобными для обороны. Десантники продвигались вверх по улочкам, веером разбегавшимся от гавани. Каждая группа двигалась самостоятельно, управлять боем в таких условиях было почти невозможно. По счастью, немцы находились в аналогичной ситуации.

Пока немцы организовали взаимодействие разрозненных частей под единое командование подполковника фон Альфена, штурмовой отряд и высаженные с крейсеров и эсминцев десантники успели закрепиться в центре города и захватить ключевые пункты (здание фельдкомендатуры, гестапо, городскую тюрьму). Огромную роль в успехе дела сыграло быстрое наращивание сил на берегу.

В первой половине 29 декабря в Феодосию прибыли румынские войска — очевидно, это были части 3-го полка «рошиори»; 4-я горная бригада к утру находилась еще в нескольких часах пути от города и вдобавок была вымотана 140-киломеровым маршем за предыдущие три дня. В любом случае сдержать наступление советских войск румыны тоже не смогли. К исходу дня десантники выбили врага из города, выйдя на гору Лысая и на подступы к мысу Ильи на хребте Тепе-Оба, отделяющим Феодосийский залив от Двуякорной бухты.

К 8 часам утра 30 декабря передовые части десантного отряда (633-й полк, 251-й горно-стрелковый полк и батальон моряков) с тяжелыми боями вышли на рубеж Ближняя Байбуга (с. Ближнее), Дальняя Байбуга (с. Насыпное до поворота на Коктебель), колония Герценберг (с. Пионерское на Тепе-Оба). Передовой рубеж, занятый нашими войсками, проходил по вершине горы Лысая и по близлежащим высотам, на левом фланге он отстоял от города на 3–5 км, на правом — на 5–6 км. Таким образом, войска окончательно заняли господствующие высоты, обезопасив гавань от артиллерийского огня противника. С этого момента препятствовать высадке могла только немецкая авиация.