Тель-Хай

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск
Файл:Тель-Хай.jpg
Группа членов коммуны Тель-Хай в Симферополе. Слева направо: Ш. Паз, Д. Берзнер, А. Цур, Ш. Мейзлин, Д. Орен. 1927[1]
Тель-Хай — первая земледельческая халуцианская коммуна в Крыму[2].

История

В октябре 1922 г. на площади 2000 десятин была основана первая земледельческая халуцианская коммуна Тель-Хай. Эта коммуна была названа именем поселения Тель-Хай в Галилее, защищая которое в 1920 г. героически погиб основатель движения Хе-Халуц Йосеф Трумпельдор. Основателями коммуны были Шимон Гельбиц, Элиэзер Шафран, Ривка Вайнштейн и Могилевский, которые были направлены в Крым Центральным комитетом Хе-Халуц. Прибыв в Джанкой, они обратилась в земотдел с просьбой выделить землю для организации сельскохозяйственной коммуны. Эта просьба очень удивила руководителей земотдела. Один из них сказал, что в жизни еще не видел евреев-земледельцев, но одобряет намерение заняться физическим трудом и сельским хозяйством. Группа быстро получила разрешение приступить к работе на практически брошенной ферме, находившейся в семнадцати километрах от Джанкоя. Через месяц коммуна насчитывала уже 9 человек. Из-за отсутствия рабочего скота, сельскохозяйственного инвентаря и посевного материала первый сезон коммуна пропустила. Чтобы прокормить себя, коммунары занималась выделкой кож.

В это время Центральному комитету Хе-Халуца удалось убедить одного из руководителей американской еврейской благотворительной организации "Джойнт" И. Розена в необходимости оказать помощь коммуне в приобретении минимально необходимого для начала сельскохозяйственной деятельности. И. Розен сдержал обещание. Через некоторое время Джойнт оказал коммуне необходимую помощь. Первый посев коммунары сделали ранней осенью 1923 г.

Коммуна состояла исключительно из молодых людей в возрасте от 18 до 28 лет. На начало лета 1924 г. в коммуне было 72 члена, из них мужчин - 47, женщин - 25. В последующие годы число членов коммуны достигало 150 человек. Для еврейской молодежи, пережившей погромы и преследования властей, Тель-Хай был живительным источником. Чувство свободы, товарищеская среда и радость совместного творческого труда озаряли существование коммунаров. В то время, как поощряемые и щедро субсидируемые правительством коммуны влачили жалкое существование или разваливались, Тель-Хай процветал благодаря царившему в нем халуцианскому духу.

Коммуна включала в себя пахотные земли, молочную ферму, птицефабрику, кузницу и различные мастерские. Колесно-столярная, кузнечно-слесарная, сапожно-шорная, портняжно-швейная и кожевенная мастерские служили не только для нужд коллектива, но и приносили значительные доходы от посторонних заказов. Все члены коллектива носили одежду и обувь, изготовленную в своих же мастерских.

Коммуна прославилась после Крымской сельскохозяйственной выставки. Тель-Хай получила призы по всем отраслям, включая свиноводство. В коммуне была выведен новый сорт пшеницы "кооператорка", которую коммунары с успехом продавали соседним хозяйствам. Большой интерес вызывали и сами коммунары молодые люди без сельскохозяйственного опыта, да к тому же еще и евреи, сумевшие за такой короткий срок создать крупное и образцовое хозяйство. Успешная хозяйственная деятельность Тель-Хая привела к организации новых земледельческих коммун Хе-Халуца[3].

Коллектив Мааян зарегистрировал свой устав в июне 1923 г. Он состоял из молодых людей, переселившихся в Крым из разных мест внутренней России. Не получив подходящего участка земли и не располагая собственными средствами, они временно осели в Тель-Хае, где имелась свободная, не обрабатываемая пока земля. Завели свое, независимое от Тель-Хая хозяйство. К лету 1924 г. членами коммуны были 15 мужчин и 6 женщин. Получив ссуду от Джойнта, коллектив приобрел необходимый для работы живой и мертвый инвентарь. Большую помощь новой коммуне в обучении земледельческому труду оказали коммунары Тель-Хая. Связи между между "материнской" и "дочерней" коммунами были довольно прочными. Со временем коллектив получил 1200 десятин земли в соседней Киблеровке. Коммуна Мааян превратилась в многоотраслевое хозяйство. В Мааяне в воспитательных целях была создана "детская коммуна" под руководством Мнухи Брук, которую направил на эту работу Центральный комитет Хе-Халуца. Взаимопомощь между коммунами сохранилась и после переселения Мааяна на новые земли[4].

Раскол

В 1923 г. движение Хе-Халуц было расколото на две фракции - легальную "Хе-Халуц в СССР" и нелегальную "Национально-трудовую организацию Хе-Халуц". Первая фракция определяла себя как органическую часть еврейского и международного пролетариата, разделяла идеологию классовой борьбы и коммунистического коллективизма (коммуна, квуца, кибуц). Вторая фракция видела в Хе-Халуце еврейское национальное рабочее движение и ориентировалась на кооперативы, сочетавшие элементы коллективного и частного хозяйства (мошавы). Раскол в Хе-Халуце привел к расколу коммуны Тель-Хай. Сторонники нелегального Хе-Халуц оказались в Тель-Хае в меньшинстве. В течение некоторого времени они оставались в Тель-Хае, но совместная жизнь была отравлена взаимной подозрительностью, неподчинением и т. п. 20 апреля 1924 г. группа из 12-ти бывших членов Тель-Хая, которая присоединилась к нелегальному Хе-Халуцу, основала коммуну Мишмар[5].

Хозяйство располагалось в 3-х верстах от станции Таганаш на 700 десятинах земли, в имении Кучук-Алкалы. До закрепления земля была предоставлена поселенцам на началах арендного пользования[6]. Место было пустынным, его окружала поросшая колючками степь. Ограда разрушена, в домах ни окон, ни дверей, плодовый сад за домом совершенно заброшен. До появления Мишмара в этом месте работало несколько сельскохозяйственных коллективов, но ни одному из них не удалось удержаться здесь: слишком много сил требовалось для того, чтобы восстановить хозяйство и сделать его прибыльным[7]. В этих условиях коллектив Мишмар проявил исключительную энергию и трудоспособность. В течение месяца после основания, располагая лишь четырьмя быками, одной лошадью и взятыми напрокат орудиями труда, они успели засеять три десятины проса, три десятины кукурузы, одну десятину картофеля, одну десятину баштана и две десятины огорода и, кроме этого, привели в образцовый порядок запущенный доселе сад и огород, который тщательно поливается через проведенные от колодца оросительные каналы. Позднее в коммуне Мишмар базировалась вся сельхозтехника Агро-Джойнта в Крыму, были организованы курсы механиков и трактористов[8]. В феврале 1926 г. в коммуне прошел второй съезд нелегального Хе-Халуца[9].

См. также

Еврейские поселения в Крыму

Примечания

  1. Фотография из книги М. Бейзера, М. Мицеля "Американский брат. Джойнт в России, СССР, СНГ"
  2. [Сетевой ресурс: www.evkol.nm.ru/crimea_communes.htm Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)]
  3. [Сетевой ресурс: www.judaica.kiev.ua/Conference/Conf2003/05.htm. Л. Воловик. Обследование еврейских земледельческих поселений в Крыму. Доля єврейських громад центральної та східної Європи в першій половині ХХ століття. 25 мая – 4 июня 1924 г. Матеріали конференції 6- 28 серпня 2003 р., Київ. Электронная публикация]
  4. Ц. Уман. Будни "Тель-Хая", стр. 288-296.
  5. Крым. КЕЭ, Т.4, Иерусалим, 1988, кол. 595–602.
  6. Л. Воловик. Обследование еврейских земледельческих поселений в Крыму.
  7. Б. Малкова. Как я получала паспорт. Сборник воспоминаний "Мы начинали еще в России", б-ка Алия, 1983, стр. 288-296.
  8. Юджин Дж. Рибакофф. История "Джойнта" в России, СССР и СНГ. "Общинная жизнь" 2, ноябрь 2004, стр 6.
  9. ОЗЕТ. КЕЭ, Т.6, Иерусалим, 1992, кол. 139-142.
Крымология-2009