Сталинская железная дорога

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Сталинская железная дорога (или же Екатерининская и Севастопольская) — одна из железных дорог Советского Союза времен наибольшей децентрализации структуры НКПС/МПС (Министерства путей сообщения). Особенностью сетей в УССР и Крымской АССР было то, что в отличие от сетей Центральной России, Сибири и Белоруссии они не были уж очень дробно разделены, или иначе — были очень рано объединены в большие железнодорожные предприятия, достаточно похожие на 6 позднесоветских железных дорог УССР. В частности, Сталинская железная дорога — прямой предок Приднепровской железной дороги.

Консолидация железнодорожной отрасли Российской империи началась в самом начале XX века, и тогда же целый куст линий, расходящихся от Харькова, составил Южные железные дороги (имя собственное во множественном числе), а вот пересекавшие их линии из Криворожского бассейна в Донецкий составили другую железную дорогу — Екатерининскую (в честь Екатерины II при которой началось освоение Новороссии, и косвенно в честь главного города этой дороги — Екатеринослава). В начале 1930-х произошел обмен1 линиями: западная и центральная часть Екатерининской железной дороги соединилась под общим управлением с дорогой, идущей с севера (из Курска/Харькова/Лозовой - а того точнее из Павлограда Днепропетровской области) в Севастополь. Получившиеся объединение несколько лет называлось Екатерининской железной дорогой, пока не было переименовано в Сталинскую.

Железные дороги Крыма, Северной Таврии и Приднепровья в 1940 году (Сталинская железная дорога)

Восточная часть бывшей Екатерининской железной дороги составила Южно-Донецкую железную дорогу, а из донецкой части Южной железной дороги была организована Северо-Донецкая железная дорога.

Подробная статья 1940 года о дороге

Сталинская железная дорога связывает рудные месторождения Криворожского железнорудного и Никопольского марганцевого бассейнов с угольным Донбассом и соединяет плодородные районы Северной Таврии(см напр) и Крымский полуостров с центром страны. Основное значение в составе С. ж. д. имеет кольцо магистралей: Кривой Рог — Пятихатки — Днепропетровск — Синельниково — Запорожье — Апостолово — Кривой Рог. В Днепропетровске к кольцу примыкают линии, непосредственно связывающие Криворожье с Донбассом: северная (Днепропетровск — Синельниково — Чаплино и далее Ясиноватая) и южная (Запорожье — Пологи — Цареконстантиновкасм Куйбышево и далее Волноваха). С. ж. д. состоит также из двух магистральных, идущих с С. на Ю., линий: херсонской (Константиноград — Нижнеднепровск — Апостолово — Снигиревка, постройки 1925 — 1929 гг.) и севастопольской (Синельниково — Запорожье — Севастополь). От Федоровки через Верхний Токмак до Цареконстантиновки и далее идет линия, соединяющая Донбасс с Крымом. Северная часть Крымского полуострова пересекается линией от Армянска через Джанкой до Керчи (Азовское море). Линия от Джанкоя до Армянска построена в 1931 г[1]. В годы сталинских пятилеток построен ряд соединительных ветвей и обходных линий и совершенно реконструирован в связи с постройкой Днепрогэса запорожский узел (между станциями Канцеровка и Софиевка). Главный грузовой поток движется по днепровско-криворожскому кольцу. С. ж. д. проходит через богатейший железнорудный район — Криворожье (Днепропетровская обл.) и Крымскую АССР. В районе участков Апостолово — Никополь — Мировая находится крупнейшее в мире месторождение марганца. Далее С. ж. д. проходит по плодороднейшим земледельческим районам Северной Таврии, где широко развились колхозное и совхозное х-ва, дающие громадную погрузку хлеба, особенно в пунктах нахождения элеваторов. С. ж. д. подходит к портам Азовского моря — Бердянску (Осипенко) и Геническу, связывает главные города Крымской АССР с сетью ж. д. СССР и обслуживает керченские залежи железной руды. От Севастополя идет автомобильная дорога к курортам Южного берега Крыма (Ялте, Гурзуфу, Алуште и т. д.). По линии Синельниково— Севастополь движется поток пассажиров с С. на Ю. и обратно. Управление — в Днепропетровске. С. ж. д. граничит на С. с Южной (Константиноград, Павлоград), на З. с Одесской (Пятихатки, Долинская, Снигиревка), на В. с Южно-Донецкой ж. д. (Павлоград, Цареконстантиновка, Чаплино), на Ю. подходит к Черному морю (Севастополь, Евпатория, Керчь, Феодосия). Эксплуатационная длина — 2 747 км. В грузообороте преобладает отправление. Основные грузы в погрузке: руда, черные металлы, хлеб, строительные материалы минерального происхождения; в прибытии: уголь, лес, флюсы, нефть. Участки Долгинцево — Пятихатки — Верховцево — Нижнеднепровск — Запорожье электрифицированы. Линии Пятихатки — Чаплино, Пятихатки — Долгинцево и отдельные наиболее загруженные участки — двухпутные; на всем протяжении от Синельникова до Севастополя централизованы стрелки; это направление и линия Пятихатки — Чаплино имеют автоблокировку. На С. ж. д. началось вождение тяжеловесных составов.

Примечания

1 мы говорим об обмене, потому что вроде бы (sic!) существовал короткий период, когда будущие Южная, Северо-Донецкая и Южно-Донецкая железные дороги находились под общим управлением из Харькова. Потом они были разделены, чтобы уже в более позднее время сформировать известные нам Южную и Донецкую железные дороги.

См также

Внешние источники

  • Технический железнодорожный словарь ПОД РЕДАКЦИЕЙ инж. Н. Н. ВАСИЛЬЕВА, проф. О. Н. ИСААКЯНА, проф. Н. О. РОГИНСКОГО, Я. Б. СМОЛЯНСКОГО, проф. В. А. СОКОВИЧА и д-ра эконом. наук Т. С. ХАЧАТУРОВА -- ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, МОСКВА - 1941
    • _https://dic.academic.ru/dic.nsf/railway/2582/СТАЛИНСКАЯ
  • Скорее восстановлена по заранее готовой трассировке, первое строительство было в 1920 году при белых (при Врангеле)
  • Источник — «http://крымология.рф/index.php?title=Сталинская_железная_дорога&oldid=5619»