Мелитополь (советская справка)

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Мелитополь (до 1842 г.— слобода Новоалександровка) — город областного подчинения и районный центр. Расположен на правом берегу реки Молочной, в 120 км от Запорожья. В городе находится железнодорожная станция Мелитополь на линии Москва — Севастополь. Население — 162,5 тыс. человек.

Обновлена основная статья: Мелитополь.

Слобода Новоалександровка возникла в середине 90-х годов XVIII в., когда на правом берегу реки Молочной у Песчаной горы поселились семьи бывших запорожских казаков, а также отставные суворовские солдаты. В 1796 г. здесь уже было шесть дворов и около 20 жителей. В начале XIX века сюда прибыли поселенцы из с. Бычано Белгородского уезда, часть из которых осела в т. н. Кизиярской балке. Оба хутора затем слились в одно селение [1646, с. 3, 4]. В 1816 г. здесь уже проживало 206 человек. В том же году селение было названо в честь А. В. Суворова слободой Новоалександровкой [1918, с. 229; 1973, с. 206; 1825, с. 85]. В дальнейшем население слободы быстро росло за счет новых поселенцев — государственных крестьян из северных губерний Украины и России. В 1838 г. в ней насчитывалось 2130 человек [1969, с. 319].

7 января 1842 г. слобода Новоалександровка, находившаяся на торговом и почтовом тракте, была отнесена к разряду уездных городов. Она стала центром Мелитопольского уезда, образованного в 1784 г. в составе Таврической области. Когда учреждался уезд, предполагалось, что центром его станет (по желанию Екатерины II) город, возрожденный на месте якобы когда-то существовавшего у Молочного лимана греческого города Мелиты. Но годы шли, поисками его никто всерьез не занимался, поэтому центром уезда вначале было поселение Большой Токмак (1784—1802 гг.), а затем город Орехов (1802—1842) [1518, № 16047]. Одновременно с изменением административного статуса слобода получила и новое название — Мелитополь (от греческого «мелитос» — мед и «полис» — город), хотя никакого отношения к греческой Мелите она не имела.

Несмотря на интенсивный рост промышленности, Мелитополь во второй половине XIX в. развивался преимущественно как крупный торговый центр Северной Таврии. В 90-е годы здесь действовали 350 торговых предприятий с общим оборотом 4,5 млн. руб. [1278, л. 90—93]. Значительное место занимала торговля хлебом, скотом, кожами, шерстью. Развитие промышленности и торговли обусловили появление в городе финансовых учреждений. В начале XX в. здесь действовали: городской общественный банк, местное общество взаимного кредита, отделение Азовско-Донского коммерческого банка, отделение Петербургского международного коммерческого банка, мелкоторговое ссудо-сберегательное товарищество, казначейство [1566, с. 88, 89].

Накануне Великой Отечественной войны в городе работали 39 предприятий, в т. ч. 7 — союзного и 11 — республиканского подчинения, где трудилось 11 370 человек, т. е. в 4,2 раза больше, чем в конце восстановительного периода. Объем промышленного производства в 1940 г. по сравнению с 1913 г. увеличился в 55 раз и составил 166 млн. руб. [303, л. 120, 123; 1245, л. 47]. Город стал крупным центром машиностроения на Запорожье.

В годы пятой, шестой и седьмой пятилеток происходит постепенный переход предприятий на выпуск новых видов продукции. Так, к 1958 г. бывший дизелестроительный завод им. Микояна преобразовывается в моторный завод, здесь налаживается производство силовых агрегатов для микролитражного автомобиля «Запорожец», к 1959 г. агрегатный завод освоил серийное производство силовых гидроагрегатов для тракторной промышленности и амортизаторов для «Запорожца», завод им. 30-летия ВЛКСМ с 1958 г. вместо нефтедвигателей начал выпускать промышленные холодильные установки. На заводе «Бытмаш» налажено производство бытовых холодильников и стиральных машин. Завод им. Воровского (ныне «Мелитопольпродмаш») перешел к серийному выпуску автоматизированных линий разлива пищевых жидкостей. Компрессорный завод производил стационарные и передвижные компрессорные агрегаты, насосы и газодувки, рассчитанные на режимы от глубокого вакуума до высокого давления. В 1965 г. введен в строй завод «Автоцветлит» — один из крупнейших на Украине, выпускающий для автомобильных и других машиностроительных предприятий точное стальное, магниевое и алюминиевое литье. В 1955—1965 гг. машиностроительные предприятия города освоили выпуск более чем 60 видов машин и механизмов. В 1976 г. мелитопольские заводы моторный, «Автоцветлит», автогидроагрегатов вошли в объединение «АвтоЗАЗ».

Успехи. Значительные успехи достигнуты коллективом завода автогидроагрегатов. Существенным образом обновил продукцию, особенно в годы десятой пятилетки, станкостроительный завод им. 23-го октября. Больших успехов добился коллектив завода тракторных гидроагрегатов имени XXV съезда КПСС.

Источник.

ИГС УССР, том «Запорожская область».
некоторые сведения носят исторический, устаревший характер в связи с произошедшими после 1991 года событиями (в т.ч. и трагическими).