Мавзолей Джаныке-ханым

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Мавзолей Джаныке-ханым — памятник крымской архитектуры, яркий образец типичного восточного зодчества, для которого характерно сочетание простоты и изысканности. Находится перед воротами Орта-капу на Чуфут-Кале рядом с Иосафатовой долиной.

Описание мавзолея Джаныке-ханым

Гробница представляет собой небольшое, но массивное восьмигранное архитектурное сооружение, покрытое черепицей и украшенное изысканной резьбой. Высокий портал, украшенная резьбой массивная арка, резные массивные колонны и ведущие вглубь мавзолея 6 каменных ступеней – весь архитектурный облик дюрбе Джаныке-ханым напоминает крепость, словно подтверждая свою связь с теми трудными временами, когда Чуфут-Кале подвергался постоянным осадам.

Со стороны привратной площади к нему пристроен резной портал, образованный пилонами, перекрытыми массивной аркой. Погребальные сооружения такой конструкции -- мавзолеи -- в Крыму появились в XIV в. Их архитектура сложилась в малоазиатских княжествах, основанных турками-сельджуками на территориях, отнятых в XI--XII вв. у Византии. На крымско-татарском языке они назывались «дюрбе», или «дурбе». Арабская надпись, украшающая мраморное надгробие в мавзолее, гласит: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-Ханым, дочери Тохтамыш-хана».

Мавзолей вызывает немало вопросов. Удивляет его хорошее состояние -- ведь окружающие постройки лежат в руинах. Сохранил ли он первозданный вид? Есть ли хоть малая доля истины в поэтических легендах, посвященных «государыне Джанике-Ханым»? В одной из них Джаныке-ханым, юная прекрасная девушка, жертвует собой ради спасения родного города, осажденного врагами, в другой она гибнет вместе с возлюбленным, не покорившись жестокой воле родителей.

Прекрасный знаток истории Крыма А.Л. Бертье-Делагард в статье, посвященной древностям Чуфут-кале, вышедшей в 1920 г., писал о героине легенд: Цитата: С ее именем (Джаныке-ханым. -- Авт.) связано несколько вздорных, мнимо народных рассказов, но точного исторического о ней ничего не известно.

Однако внимательное чтение сочинений мусульманских авторов XV в. убеждает, что Джаныке-ханым достаточно известная фигура не только в истории Крыма, но и Золотой Орды.

Перед человеком, входившим в город через открытые ворота, прежде всего открывалось величественное купольное здание мечети, расположенной на стыке Кенасской и Средней улиц, и лишь подойдя к нему, можно было справа на пригорке увидеть кырк-оркский «Тадж-махал» --дюрбе «великой государыни». Несомненно, что мечеть была гордостью мусульманской общины города, главным храмом Крымского ханства. Турецкий путешественник Эвлия Челеби застал мечеть уже закрытой, так как татары-мусульмане к этому времени покинули крепость, оставив ее караимам. Над входом он прочел и записал надпись-хронограмму, высеченную шрифтом джели: «Эту благословенную мечеть построил в 859 году (1455 г.) великий султан и высокий хакан, господин над царями арабскими и адзевшскими Хаджи-Гирей-хан, сын Гияз-ад-дин хана сына Эртогмаза. Да одарит его Аллах длительным существованием».

В 1928 г. руины мечети были раскопаны археологами. Одной из важнейших находок года стал фрагмент плиты с арабской надписью, прочитанной ученым-эпиграфистом О. Акчокраклы. Сохранившийся отрывок текста гласил: «Хаджи-Гирей, сын Гияз-ад-дина». Описание Эвлии Челеби исследователям тогда еще не было известно. Фрагмент надписи с датой 1346 г. считался доказательством того, что мечеть построена в это время, а Хаджи-Гирей предполагался строителем медресе при ней. Однако сейчас уже очевидно, что первый крымский хан всерьез занялся именно мечетью, придав ей соответствующее столичному городу великолепие. Реконструкция древнего здания была столь существенной, а лесть вельмож столь беспредельной, что в парадной надписи над входом в храм Хаджи-Гирей был назван ее строителем. Примеры такого рода «неточностей» в строительных надписях не редкость.

Здание мечети в плане четырехугольное (13,8 х 10,65 м по наружному обводу, 12,0 х 8,85 по внутреннему). Толщина стен -- 0,65 м. Кладка бутовая с использованием тесаного камня. Вход с западной стороны. Слева от входа находился минарет, от которого еще в 20-е гг.- сохранялись следы винтовой лестницы и фрагмента балкончика — шафоре, а в южной стене — основание михраба, перекрывавшегося сталактитовым сводом. Внутренний объем здания делился на три части рядами колонн со сталактитовыми капителями.