Екатерининская миля

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Екатери́нинская ми́ля — памятники истории и архитектуры, дорожные знаки, построенные в 17841787 гг. на предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой в Крым. Такие знаки были построены по распоряжению князя Григория Потёмкина через каждые 10 вёрст на дороге, по которой иператрица должна была проехать с целью осмотра своих новых владений. Дорожные знаки были построены военными из известняка.

Внешний вид

Екатерининская миля представляет собой нижнюю часть колонны тосканского ордера с шестигранным перехватом посредине и конусообразным завершением, установленную на квадратном в плане постаменте.

Историческая справка

Особенно старательно готовился к визиту царственных особ правитель Таврической области В.В. Коховский: он прекрасно понимал, что главная цель "шествия" - осмотр Крыма и Севастополя. Он и является автором оригинальной идеи отметить маршрут путешествия специальными дорожными знаками. В августе 1784 года В.В. Коховский поделился этой мыслью с В.С. Поповым, правителем канцелярии Г.А. Потемкина: Цитата: "Не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых. Буде на оное последует повеление, прикажите оным сделать план и мне доставьте". Повеление последовало - ордер Г. А. Потемкина от 8(19) сентября 1784 года: Цитата: "Расстояние пути означить милями и верстами... каменными, ставя первые по десятки, другие же на каждой версте. Я пришлю тех и других рисунок".

В письме Попову от 22 октября 1784 г. В.В. Каховский отмечал, что в Акмечети, Бахчисарае и Карасубазаре начали делать "образцовыя версты". 19 декабря 1784 г. В.В. Коховский докладывал из Бахчисарая: Цитата: "Строение дворцов у нас остановилось от великого снегу… Мили же и версты в избах продолжать делать стану".

4 марта 1785 года Коховский снова информировал Потемкина: Цитата: "…Мили от Бериславля к Перекопу, от Севастополя чрез Бахчисарай, Акмечеть, Карасубазар до Феодосии все отделаны, а в апреле месяце и от Перекопа до Акмечети сделаны будут. Верст о Бериславля к Перекопу построено 60, от Перекопа к Акмечети 38, от Акмечети к Севастополю все 66, кои при наступлении теплых дней по своим местам поставлены будут; к отделке же остальных прилагается старание".

Мили и версты были окончены в 1786 году. Изготовление каждой такой мили обошлось казне в 14 рублей. Их проект, к сожалению, пока не обнаружен и автор его неизвестен. Возможно, им был инженер-полковник Н.И. Корсаков, в обязанности которого входило благоустройство дороги по маршруту путешествия. Возможно известный зодчий Иван Старов[1].

В начале ХХ века в Крыму еще сохранялись дорожные знаки путешествия императрицы, однако известный крымский историк А. Маркевич констатировал, что "многия требуют ремонтировки". В настоящее время по всему Крыму сохранилось не более пяти "миль", а верстовые знаки исчезли совершенно. "Мили" имеют статус памятника архитектуры общегосударственного значения. Одна такая миля находится в Севастополе на Северной стороне, датируется 1786 годом и считается также старейшим каменным сооружением города. Мили стоят также у входа в Бахчисарайский дворец, возле поселка Зуя, на 29 км шоссе Симферополь - Бахчисарай и в других местах полуострова. Крымские мили сложены из хорошо обработанного известняка на известковом растворе. На квадратном в плане постаменте установлена усеченная часть колонны с базой тосканского ордера, увенчанная коническим завершением. Ствол колонны в средней части шестигранный.

Академик П.С. Паллас видел эти дорожные знаки семь лет спустя: Цитата: "Версты здесь везде обозначены на поставленных красивых каменных колоннах или столбах. На больших дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным из дикого камня, и, кроме того, на каждых десяти верстах правильно стоит еще более замечательный каменный столб или круглая пропорционально вытесанная колонна, с украшением вроде осьмиугольной капители и с тупым верхом".

Исследователь Крыма академик Петр Иванович Кеппен в «Крымском сборнике» (1837 г.) писал: Цитата: «В число исторических памятников Крыма недавно поступили и столбы, которые в Крыму поставлены были по случаю путешествия императрицы Екатерины II на расстоянии десяти верст один от другого. За несколько лет перед сим те, кои из них уцелели, были окружены палисадниками и обсажены деревьями».


Описание крымской части путешествия

Разрушение памятников

В советское время большая часть Екатерининских миль (как «символов царизма») была уничтожена. Последний акт вандализма произошел в 1998 году, когда милю между городами Старый Крым и Феодосия (у поворота на село Отважное), признанную памятником республиканского значения, преднамеренно разрушили неизвестные.

Сохранившиеся мили в Крыму

До настоящего времени полностью или частично сохранилось семь «Екатерининских миль». Из них шесть в Крыму:

В настоящее время в полукилометре от реального расположения мили, хранящейся в Старом Крыму, прямо на повороте на село Отважное установлен памятный знак в виде екатерининской мили увенчаной двуглавым орлом[5]. Шаблон:Coord

Фотографии сохранившихся миль

Предполагаемое нахождение миль в Крыму

Шаблон:Властарь\раздел

Суть исследования

Известен путь следования Екатерины в Крыму[6]. Сохранились несколько миль на территории Крыма. Две из них как раз и отмеряют участок пути в 10 вёрст [7]. Это миля у села Севастьяновка и миля в Бахчисарае. Расстояние между ними по современным дорогам практически совпадает с 10 верстами. Откладывая расстояние в 10 верст и привязывая данные действия к сохранившимся милям можно предположить местонахождение и других миль на этом участке.

Предположительное местонахождение других миль

Первая миля на территории Крыма находилась или около Армянска или в самом городе.

На участке Севастополь (Учкуевка) - Бахчисарай (ханский дворец) скорее всего было 2 мили:

у села Дальнее со стороны Симферополя Шаблон:Coord
у села Сирень со стороны Севастополя Шаблон:Coord

На участке Старый Крым (полигон) - Феодосия находилось 2 мили:

в полукилометре перед поворотом на село Отважное со стороны Старого Крыма; [8][9] Шаблон:Coord
перед въездом в Феодосию со стороны Симферополя. [10]Шаблон:Coord

Сохранившиеся мили на других территориях

На территории Днепропетровской области "мили" сохранились лишь в Днепропетровске и в селе Волосское (частично разрушена).

См. также

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: www.realnest.com.ua/information/articles/181 Екатерининская миля — свидетель путешествия императрицы]

Литература

  • Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Киев: Будивельник, 1983—1986. Том 2, с. 264.

Примечания

  1. Сетевой ресурс: photo-crimea.com.ua/marhruti/bahchisaray/27/putishestvie_v_krim.html
  2. Всего от Перекопа до Феодосии было установлено 32 мили.
  3. (прим.: территория закрыта для посещения)
  4. Есть предположение, что миля находилась на другой стороне дороги, так как все сохранившиеся мили стоят на север от дороги
  5. Наличие двуглавых орлов не соответствует исторической истине. Орлы устанавливались на пограничных столбах, а екатерининские мили были путевыми знаками, отмечавшими путь следования Екатерины II.
  6. Брикнер А.Г. «Путешествие императрицы Екатерины II в Крым» Исторический вестник, 1885. Т. 21.
  7. Верста = 1066 м.
  8. примечание автора: Нынешний памятный знак в виде Екатерининской мили стоит на полкилометра дальше.
  9. примечание автора: При обследовании предположительного места обнаружены старые бетонные конструкции похожие на фундамент.
  10. примечание автора: Возможно на этом месте сейчас находится современная бензозаправка.
Шаблон:Кипарисовая статья