Государственный строй Крыма
Информация в статье актуальна на момент написания (14 февраля 2014 года).
Государственный строй Крыма напрямую определен быть не может, так как Крым входит в состав государства Украина как две различные территориальные единицы — Автономная Республика Крым и город государственного подчинения Севастополь. Статус обеих этих единиц обладает историзмом, и начал формироваться до окончательного оформления Украины в независимое государство, но в нынешней ситуации закреплен именно Конституцией Украины и, следовательно, именно Конституция Украины является источником определяющим параметры общественного, политического и государственного строя Автономной Республики Крым и города Севастополя.
Автономная Республика Крым обладает несколько большей долей самостоятельности, чем области Украины; город Севастополь за исключением противоестественного отсутствия выборного городского головы, положенного любому городу Украины, является абсолютным подобием любой из областей Украины. Исходя из того, что площадь и население Севастополя меньше любой из областей, структура Севастопольской государственной администрации несколько упрощена по сравнению со структурами областных государственных администраций.
Существенным отличием от областей Украины, объединяющим Автономную Республику Крым (АРК) и Севастополь, является абсолютное преобладание русского и русскоязычного населения, а также кратковременность нахождения в составе Украины (основная часть Крыма - с 1954 года). Кроме того, Севастополь является главной базой Черноморского флота Российской Федерации при том что одновременно в городе находится и штаб Военно-морских сил Украины. АРК обладает определенной хозяйственной спецификой (значительная часть рекреационного комплекса, виноградарства и виноделия Украины сосредоточена в Автономной республике), кроме того в регионе представлены многочисленные этнические группы, не характерные для Украины в целом (в первую очередь, крымские татары). В АРК также расположены объекты Черноморского флота Российской Федерации.
Нахождение АРК и Севастополя в составе Украины после 1991 года — результат компромисса между местным населением, руководством Украины и руководством России (которой регион принадлежал до 1954 года). Хотя Украина имела сильные позиции при отстаивании своего суверенитета над Крымским полуостровом, опираясь на Хельсинские соглашения о нерушимости послевоенных границ в Европе и договоренность о признании границ союзных республик государственными границами, без заключения негласного и особого общественного договора между народом Крыма и руководством законодательной и исполнительной ветвей власти Украины осуществление суверенитета было бы не возможно.
В теории государства и права именно общественный договор признается источником легитимности государственной власти, государственных границ и параметров общественного строя. Очевидно, что общественный договор крымчан с центральной властью Украины имел отличия от общественного договора остального населения Украины со своей центральной властью. Среди параметров этого общественного договора однозначно были автономный статус Крыма (хотя бы формальный), особый территориальный Севастополя, право самостоятельно определять параметры национально-культурной автономии, право приоритетного голоса в вопросах о размещении Черноморского флота Российской Федерации на территории Крыма.
По состоянию на февраль 2014 года все четыре параметра общественного договора реализуются как минимум в удовлетворительной степени.
Цитата: Общественный договор — теория происхождения государства, выдвинутая Гуго Гроцием, а тж. Томасом Гоббсом, Дени Дидро, Жан-Жаком Руссо и другими учеными. Сторонники теории О.д. считали, что государство возникло в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти. Впервые трактовка государства как результата договора между людьми была выдвинута древнегреческим мыслителем Эпикуром[1].
Содержание
Исполнительная власть
Исполнительная власть в АРК представлена Советом министров Крыма, который концентрирует функции, обычно присущие областным государственным администрациям, и республиканскими подразделениями центральных органов исполнительной власти (МВД, Минюста, Налоговой администрации, Таможенной службы и т.д.). Совет министров АРК возглавляет председатель («премьер-министр»), назначаемый по согласованию Верховного Совета Крыма и президента Украины. Крымское правительство подотчетно как Верховному Совету Крыма, так и правительству и президенту Украины.
Для надзора за исполнением Советом министров АРК и подразделениями центральных органов исполнительной власти президентской политики существует пост Постоянного представителя президента в Автономной Республике Крым.
Исполнительная власть в Севастополе представлена Севастопольской городской государственной администрацией, председателя которой назначает президент Украины. Её функции очень близки к функциям областных госадминистраций, но некоторые подразделения ГГА и центральных органов власти имеют более низкий статус чем в обычной области (например, управления вместо главных управлений).
В районах АРК и городских районах Севастополя действуют районные государственные администрации, глав которых также назначает президент Украины.
В городах республиканского подчинения АРК городские администрации возглавляют избираемые населением городское головы. Они объединяют в своем лице функции государственного администратора, делегированные президентом Украины, и главы местного самоуправления.
В городах районного подчинения, поселковых и сельских советах существуют только органы местного самоуправления. Руководителями являются городские, поселковые, сельские головы; из состава городских, поселковых и сельских советов формируются исполнительные комитеты.
В городских районах Симферополя «районные головы» не избирается; местное самоуправление возглавляет глава районного совета, избранный депутатами.
Законодательная власть
Единственным источником законодательной власти в Крыму является Верховная Рада Украины. Нормативно-правовые документы, изданные Верховной Радой Украины, формируют законодательной поле Украины, которое без каких-либо изъятий действуют на территории Крыма.
Специальные территориальные режимы хозяйствования (такие как режим свободной экономической зоны) также устанавливаются исключительно Верховной Радой Украины.
Главным отличием Верховного Совета Крыма от областных советов является право выступать от имени Автономной Республики Крым (представительная функция) и право контролировать деятельность Совета Министров Крыма (контрольная функция), нормотворческая функция Верховного Совета Крыма сильно ограничена по сравнению с более ранним периодом. В частности, Верховный Совет Крыма не может поставить под свой вопрос крайне болезненный вопрос о распределении земли, так как он отнесен к компетенции органов низовых органов местного самоуправления.
Цитата: Верховный Совет Автономной Республики Крым является представительным органом Автономной Республики Крым и осуществляет представительные, нормотворческие, контрольные функции и полномочия в пределах своей компетенции.
Судебная власть
На территории АРК и Севастополя действует единая система суденых органов Украины, и тем не менее ввиду конфигурации судебных округов рассмотрение дел в первой и апелляционной инстанциях происходит на территории Крыма, и лишь Верховный, Конституционный и Высшие специализированные суды Украины находятся в Киеве.
В АРК расположены 24 суда первой инстанции (во всех райцентрах, 7 городах республиканского подчинения, не являющихся райцентрами, и 3 районных суда в Симферополе), в Севастополе - 4 суда (по числу районов). На территории полуострова два апелляционных суда общей юрисдикции (севастопольский и крымский (с судебными палатами в Симферополе и Феодосии)), апелляционный хозяйственный и апелляционный административный суды (оба в Севастополе, обслуживают всю территорию Крымского полуострова).
Изменения государственного строя Крыма
Ныне действующая Конституция Крыма принята 21 октября 1998 года. Она закрепляет вышеописанную структуру государственной власти и местного самоуправления Крыма. Ранее полномочия Автономной Республики Крым и её соотношение с городом Севастополь были другими. В 1994—1995 существовал пост президента Республики Крым, единственным президентом был Ю.А. Мешков.
Определенное время существовал конфликт полномочий между Верховным Советом и Советом Министров Крыма с одной строны и органами центральной власти Украины с другой. В этот период Крым провозглашал значительно большую степень автономии, а её реальное воплощение зависело от действий конкретных людей, занимавших те или иные государственные должности. В частности в 1993-1994 годах существовали Министерство внутренних дел, Министерство юстиции и Служба безопасности Крыма. Последняя действовала параллельно со структурами Службы безопасности Украины. Насколько сильно проявлялось двоеначалие в милиции и следственных подразделениях службы безопасности (бывшего КГБ) неизвестно, но однозначно, что подразделения СБУ на флоте и в береговых частях, а также специально командированные работники подчинялись руководству этой спецслужбы в Киеве.
Роль Черноморского флота СССР
Черноморский флот СССР был крупным фактором формирования нынешней политической системы Крыма. Военно-управленческие, хозяйственные и контрразведовательные функции Черноморский флот осуществлял помимо Крымского областного совета (позднее Верховного совета Крымской АССР и ещё позднее Верховного Совета Республики Крым), его исполнительного комитета, крымского обкома партии и крымского управления КГБ СССР. Со всеми этими органами у руководства Черноморского флота были теснейшие связи, но действовать флотское начальство могло и без их одобрения. Когда система государственного управления СССР была уничтожена Беловежскими соглашениями, Черноморский флот как организованная сила принялся влиять на политическую ситуацию в своих интересах. Организационная поддержка Черноморским флотом молодой крымской автономии и отдельных политических сил на выборах 1994 года однозначно имела место. Кроме того что в 1990-1998 годах в Верховный Совет Крыма входили депутаты от города Севастополя, где по естественным причинам влияние Черноморского флота (в лице его руководства, профсоюзной организации гражданских служащих и внутрифлотских политических групп) было определяющим, с Черноморским флотом теснейшим образом были связаны жители Феодосии и ряда поселков-гарнизонов по всему Крыму.
В 1993-1995 годах ситуация в Крыму была существенным фактором внутренней политики России, и многие московские политические силы оказывали политическую поддержку крымчанам или стремились заручиться их политической поддержкой (во втором случае речь о силах, связанных с Черноморским флотом). Эта поддержка имела формы прямого участия в делах Республики Крым в виде направленных специалистов, законодательных решений и конкретных экономических договоренностей. С точки зрения центральной власти Украины подобные взаимоотношения были сплошным превышением полномочий со стороны крымского руководства.
В отличие от Черноморского флота, авиационные и сухопутные части быстро перешли под юрисдикцию Украины, а поэтому процессы вокруг них не повлияли на формирование политического строя Крыма, хотя с точки зрения социальной истории Крыма являются любопытными.
Черноморский флот РФ и российские граждане в Крыму
Правовое положение российских граждан в Крыму почти не отличается от правового положения граждан Украины. Военнослужащие Черноморского флота Российской Федерации по некоторым видам правонарушений подсудны гарнизонному военному суду, но в целом на них распространяется судебная власть Украины. Иностранные граждане (а граждане РФ юридически рассматриваются в качестве таковых) не могут принимать участие в выборах, занимать большинство должностей в государственном аппарате, в то же время российские граждане могут голосовать на парламентских и федеральных президентских выборах России, замещать ряд должностей в Черноморском флоте РФ, закрытых для иностранцев (граждан Украины).
Законодательные основы пребывания Черноморского флота в Крыму являются одной из наиболее интересных частей законодательства, касающегося Крыма, так как регулируют целый ряд явлений в нестандартном ключе. Например, это касается землепользования на участках, находящихся в аренде у Черноморского флота РФ: полигонов, охранных зон объектов. Кроме того, конечные сроки и параметры базирования флота, являются одними из самых масштабных регуляторных актов в крымской современности. Учитывая почти полное разгосударствление экономики и инертность коммунальной и социальной систем, именно договоры о флоте меняют что-либо существенное в жизни Крыма.
Административное деление и управление
- Основная статья: Административное деление Крыма
АРК состоит из 14 районов (возглавляются назначаемыми председателями райадминистраций) и 11 городов республиканского подчинения (возглавляются выборными городскими головами).
Севастополь состоит из 4 районов (возглавляются назначаемыми председателями райадминистраций).
На более дробном уровне административного деления действуют органы местного самоуправления — городские (городов районного подчинения, поселковые и сельские советы.
Примечания
Шаблон:Примечания без ВЭБКрымология-2009- ↑ Энциклопедический словарь экономики и права (в перепечатке проекта «Экономический онлайн словарь» сайта vedomosti.ru)