Велотуризм в Крыму
Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.
Содержание
Велотуризм как активный отдых
Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера. Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту. Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на получение спортивных разрядов и званий — отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культурных и природных достопримечательностей. Среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.
Разновидности велопоходов
- Однодневный велопоход — велопоход без ночёвок. Как правило, выезд утром, приезд — вечером того же дня.
- ПВД — «Поход выходного дня» — велопоход с одной ночёвкой, как правило выезд в субботу утром и приезд в воскресенье вечером.
- Многодневный велопоход — велопоход протяжённостью в несколько дней с ночёвками в палатках.
Спортивный велотуризм
Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма, в Федерацию спортивного туризма России и в Федерацию спортивного туризма Украины, при которых работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов.
Категорирование
В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.
Категория | Протяженность | Темп движения «Равнина» | Темп движения «Горы» | Требования к участникам |
---|---|---|---|---|
1 к\с | 250 км — 6 дней (+1 дневка) | Не регламентируется | Не регламентируется | все желающие |
2к\с | 400 км — 8 дней (+1-2 дневки) | Не менее 150 км г\д. При отсутствии г\д > 800 км | Не менее 75 км г\д Н=2.000 м.
При отсутствии г\д Н = 4.000м |
прошедшие велопоход
1-й к\с** |
3к\с | 500 км — 10 дней (+2 дневки) | Не менее 200 км г\д, полевых и лесных троп.
При отсутствии этих препятствий >1000 км |
Не менее 100 км г\д, Н= 4.000 м.
При отсутствии г\д Н = 7.000 м |
прошедшие велопоход
2-й к\с** |
4к\с | 600 км — 13 дн. (+2-3 дневки) | Не менее 300 км г\д, полевых и лесных троп.
При отсутствии этих препятствий > 1200 км |
Не менее 150 км г\д, Н = 7.000 м
При отсутствии г\д Н = 10.000 м |
прошедшие велопоход
3-й к\с** |
5к\с | 700 км — 16 дней (+3 дневки) | Не менее 400 км г\д с песчаными или заболоченными
участками, лесных буреломов с преодолением водных преград «вброд» |
Не менее 200 км г\д, Н = 10.000 м. При отсутствии
г\д Н = 15.000 м |
прошедшие велопоход
4-й к\с** |
6к\с | 800 км — 20 дней (+4 дневки) | Не менее 500 км труднопроходимых дорог с
заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодолением рек и проведением не менее одной переправы |
Не менее 250 км г\д, Н = 12.000 м, прохождение не менее
одного категорийного пер. 1-А или реки с наведением переправы. При других условиях — Н = 20.000м |
прошедшие велопоход
5-й к\с |
Примечания:
- — допускается уменьшение ходовых дней «Т рекоменд.» до 4-х дней в велопоходах 1 к\с, а для велопоходов 2-6 к\с — до («Т рекоменд.»+1 день) продолжительности велопохода предыдущей к\с;
- — 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;
г \ д — грунтовые дороги; Н — суммарный набор высоты за весь поход; — количество дней отдыха составляет примерно 20 % от числа ходовых дней; — не менее 50 % ночевок для велопоходов всех к\с должно проводиться в полевых условиях.[1]
Велотуризм в Крыму
В Крыму возможен велотуризм любой сложности и для любого возраста - от 8 и до 80 лет. Но не на любом велосипеде. Поэтому организацию маршрута следует начинать с поиска опытного веломеханика, работающего именно с велосипедами МТВ. Нет никаких проблем в том, чтобы приобрести велосипеды известных марок. Но даже нескольких минут достаточно для того, чтобы безнаджено испортить их из-за неверной отладки механизмов или ошибок при катании[2].
Естественно, нужны и инструкторы (ведущий и замыкающий, оба со средствами связи) на группу из 6-10 туристов. Чтобы они получали от маршрута настоящее удовольствие, личные вещи, снаряжение для ночлега (а также, например, для скалолазания, дайвинга, пейнтбола и т.п.), ремонтный набор следует везти по маршруту на внедорожном автомобиле - просто забрасывать от одной стоянки до другой.
Небольшая личная аптечка должна быть у каждого туриста. А также фляга с водой, каска, защитные очки, для сложных маршрутов - наколенники и щитки на голень, перчатки. Для байк-климбинга еще и налокотники, и панцирная защита груди, плечей, спины.
Естественно, далеко не всем нужны в Крыму вело-прыжки над пропастью. Условно разделим туристов на три группы: 1) начинающие, а также убежденные любители (фитнес), продвинутые (спорт), сдвинутые (экстрим).
Для любителей и начинающих можно посоветовать в условиях Ялты, например, прогулку по Царской тропе от Ливадийского парка до Гаспры. На протяжении 6.5 км она почти горизонтальна. В Симферополе это катание на археологическом заповеднике Неаполь-скифский, а также маршрут вокруг Симферопольского водохранилища (полный круг около 15 км).
Сразу уточним, что пока не изучены возможности всех прибывших на маршрут туристов - они все считаются начинающими. По примеру альпийских горнолыжных курортов все туристы для допуска на трассу определенной сложности проходят тесты (испытания). Небольшие участки, позволяющие проверить уровень и спортивного, и экстрим-катания, есть на каждом из маршрутов, которые мы предлагаем для начинающих.
Опытный инструктор в течение одной-двух недель может сделать для начинающих доступным катание по вьючным тропам Южного берега и Юго-западного Крыма, а также по грунтовым дорогам на Яйлах, на Тарханкуте и на Керченском полуострове.
Для спортсменов и продвинутых будут доступными (при серьезной инструкторской работе) дороги и тропы всех районов велотуризма Крыма. Например, подъем и спуск по дороге (но не по тропе!) на Мангуп (583 м). Подъем с севера на плато Караби (высоты 900-1000 м) и спуск мимо горы Каратау к селу Генеральское. Тропа Голицына в Новом Свете под Судаком.
Для техничного катания можно рекомендовать трассу мотокросса у Алушты. Для подъема и спуска - нижнюю (лесную) часть тропы от Ангарского перевала (758 м) через Грушевую поляну к Ангар-буруну (1360 м).
Для сдвинутых так же (а может и в большей мере?) необходим инструктор, квалификация которого позволит найти для них, действительно, нечто экстремальное. Например, катание в катакомбах или пещерах, скальную акробатику, снежные восхождения или головокружительные (карколомные, говоря державной мовой) спуски с перепадами высот до 1.5 тысяч метров на один-два десятка километров трассы.
Примерами трасс для серьезных вело-мужчин (женщинам я бы просто не рекомендовал попадать в третью категорию) можно считать полную трассу (подъем + спуск) от Ангарского перевала (758 м) до вершины Чатыр-дага - пика Эклизи-бурун (1527 м); спуск по тропе с Мангупа (подъем там просто не реален); подъем с севера от Симферополя на гору Демерджи (1356 м) и затем спуск мимо Долины Приведений к морю; подъем на плато Ай-Петри (1234 м), а затем спуск - здесь возможны множество вариантов и со стороны моря, и от Большого каньона Крыма (высоты от 500 м над уровнем моря).
Для байк-климбинга во всей его необузданной мощи идеально (в полном духовном и языческом смыле этого слова) подходит Шайтан-Мердвень (Чертова Лестница), к ней ведет Календская тропа от села Подгорное у Байдарских ворот.
Замечательной особенностью Крыма является возможность дозировать и усложнять нагрузки до любой степени практически на всех маршрутах. Трассы в Предгорье или в южнобережных парках могут усложняться участками скал и крутыми склонами. Возвращение на уже знакомые участки позволит намного эффективнее использовать энерцию, точную работу корпуса, режим педалирования и передач, ставить перед собой более сложные задачи и получать большее удовольствие.
Известные велотуристы
Фотографии
Примечания
Ссылки
- [Сетевой ресурс: www.tssr.ru Федерация спортивного туризма России]
- [Сетевой ресурс: www.fstu.org.ua Федерация спортивного туризма Украины]
- [Сетевой ресурс: cycletour.ru Школа велотуризма]