Феодосийский десант 1941 года

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Феодосийский десант 1941 года - вторая фаза Керченско-Феодосийской десантной операции, чьи общие рамки приходятся на 25.12.41-02.01.42. Высадка советских войск в Феодосии началась рано утром 29 декабря 1941 года. К исходу дня город был освобожден от немецко-фашистских войск. К 2 января советские войска достигли максимальных рубежей наступления (линии Коктебель-Киет). Затем, после двухнедельной оперативной паузы, в ходе боев 15-18 января 1942 года Феодосия была потеряна.


Общий ход операции в районе Феодосии

Морские силы десанта в Феодосии

К началу операции отряд высадки «А» (капитан 1-го ранга Н. Е. Басистый) включал следующие силы:

   Отряд корабельной поддержки (капитан 1-го ранга В. А. Андреев)
   крейсер «Красный Кавказ»
   крейсер «Красный Крым»
   эсминец «Железняков»
   эсминец «Незаможник»
   эсминец «Шаумян»
   1-й отряд транспортов (капитан 2-го ранга В. А. Заруба)
   «Зырянин» (2593 брт)
   «Жан Жорес» (3972 брт, 5000 т)
   «Ногин» (2109 брт)
   «Серов» (5000 т)
   «Шахтер»
   «Ташкент» (5552 брт, 7500 т)
   «Красный Профинтерн»
   «Азов» (967)
   Охранение 1-го отряда (капитан 3-го ранга Г. П. Негода)
   эсминец «Бойкий»
   тральщик Т-401
   тральщик Т-411
   2-й отряд транспортов (капитан 2-го ранга А. М. Филиппов)
   «Калинин» (4156 брт, 5700 т)
   «Димитров» (2482 брт)
   «Курск» (7000 т)
   «Красногвардеец» (2719 брт)
   «Фабрициус» (2434 брт)
   Охранение 2-го отряда (капитан 2-го ранга М. Ф. Романов)
   эсминец «Способный»
   эсминец «Сообразительный»
   тральщик Т-410
   6 сторожевых катеров типа «МО»
   Отряд высадочных средств (капитан-лейтенант А. П. Иванов)
   тральщик Т-404
   тральщик Т-412
   12 сторожевых катеров типа «МО»
   2 буксира
   6-10 самоходных баркасов

Начало главной высадки

Переход отряда корабельной поддержки прошел без помех. Около 3 часов 29 декабря отряд подошел к Феодосии, где сориентировался по огням и буям подводных лодок Щ-201 и М-51 и принял строй кильватера.

В 3:05 отряд высадочных средств, шедший в двух колоннах на траверзе крейсеров, уменьшив ход, вступил в кильватер отряда корабельной поддержки и подготовился к прорыву в порт.
В 3:45 отряд поддержки лег на боевой курс норд вдоль восточной кромки района, считавшегося опасным в отношении немецких магнитных мин, уменьшив ход до 5–6 узлов.
В 3:50 по приказу флагмана корабли открыли огонь главным калибром по порту Феодосия и поселку Сарыголь восточнее нее, при этом были применены осветительные снаряды. Необходимость этой артподготовки вызывает сомнение — стрельба велась вслепую, по площадям и могла оказать на противника только моральное воздействие.
С открытием огня катера со штурмовой группой отряда высадочных средств начали движение мимо Феодосийского мыса к входу в порт, следуя в темноте близ берега.
В 4:03, увидев взлетевшие с «Красного Кавказа» две зеленые ракеты (сигнал «Прекратить огонь, катерам прорваться в порт!»), охотники, уже подошедшие к Феодосийскому маяку, направились в незакрытый проход между маяком и бонами.
Первым проник в гавань сторожевой катер № 0131, который под огнем противника высадил на защищавший гавань с востока Широкий мол штурмовой отряд и группу навигационного обеспечения. Несмотря на сопротивление немецких автоматчиков, засевших на молу, штурмовой отряд овладел маяком, захватив две установленные здесь противотанковые пушки.

Вторым в гавань ворвался катер № 013 с командиром отряда высадочных средств капитан-лейтенантом А. П. Ивановым. Прочесав огнем причалы, он прошел к бонам с целью проверки, открыты ли боновые ворота. Ворота оказались открыты, и в 4:12 с катера дали две белых ракеты — «Вход в гавань свободен!» После этого катер высадил на Широкий мол швартовочную команду из 13 человек, которые должны были принять концы с крейсера «Красный Кавказ». Тем временем остальные «малые охотники» закончили высадку штурмовых групп и начали перевозку десанта с крейсеров. Всего 11 катерами было высажено 266 человек из состава штурмового отряда, 1100 человек с крейсера «Красный Крым» и 323 человека с крейсера «Красный Кавказ». При этом на катерах (включая № 098 - о нем см раздел ниже) погибло 65 и было ранено 33 моряка.

Вспомогательное направление - Сарыголь

Утверждается, что высадка в Сарыголе планировалась, но была отменена из-за нехватки плавсредств. Тем не менее, есть 2 эпизода подхода десантных судов именно к Сарыголю. Первый - это случайная потеря катера типа "Малый охотник" 29 декабря, второй - более крупное мероприятие - 30 декабря.


Катеру № 098 не повезло — на подходе к Феодосии он потерял ориентировку, отстал, забрал вправо и выбросился на берег в районе Сарыголь, где попал под сильный огонь противника. В результате вся команда и штурмовая группа погибли, уцелело только 6 моряков, из них трое было ранено.