Бахшиш, Ильяс Темир-Кая

Материал из КрымологияА
Версия от 14:34, 3 октября 2025; ОктябрьСтарое (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ильяс Бахшиш (Бакшишев Ильяс Темирович) - один из основоположников крымскотатарской классической музыки, талантливый композитор, видный общественный деятель, воспитатель молодежи, дирижер. Член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель искусств Украины. Заслуженный деятель культуры и почетный гражданин Автономной Республики Крым.

Материал для творчества он черпал из народных напевов, крымскотатарской поэзии, литературы, истории. Он был не только участником, но и продолжателем великих традиций крымскотатарских композиторов ХХ века Я. Шерфединова, А. Рефатова, А. Каври. Шаблон:Персона

Биография

И. Бахшиш родился 23 марта 1913 года в Симферополе. Уже в раннем возрасте он полюбил музыку[1]. В свои 8-9 лет он с удовольствием играл на мандолине, пианино, скрипке. Он был активным участником художественной самодеятельности, выступал на концертах, играя на скрипке.

С 1919 по 1921 годы учился в религиозной, а затем — в общеобразовательной школе, которую окончил в 1931 году.

В 1934 году Ильяс поступает в Симферопольское музыкальное училище, где преподавание в те годы вели И.И. Чернов, ученик великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова и Л. Сатановский.

Ильяс Темир-Кая Бакшишев, еще будучи студентом, работает диктором на крымском радио, а после окончания училища в 1937 году он был назначен главным музыкальным редактором радиокомитета. Здесь он встречается с интересными, необыкновенно талантливыми людьми - музыкантами, певцами, актерами. В инструментальном ансамбле играли Аппаз-уста, Зиядин-уста, Усман-уста. В национальном хоре пели С. Эреджепова, З. Люманова, Э. Топчи, Алиева, М. Абселямов. Неоценимую роль в становлении И. Бахшиша как музыканта, композитора сыграло общение в те годы с композиторами Яя Шерфединовым, Асаном Рефатовым, а также с прекрасным музыкантом Решатом Рефатовым. По словам композитора, это был подъем крымскотатарского национального искусства.

Позднее стажировался в Московской консерватории в классе композитора, народного артиста СССР профессора Р. Глиэра. Прекрасное знание родного языка и литературы сыграли большую роль в песенном жанре композитора. Такие поэты, как Ашик Умер, Бекир Чобан-заде, Шамиль Алядин, Эшреф Шемьи-заде, Шакир Селим, на стихи которых были написаны песни «Барышалым», «Булутлар», «Далайда», «Ай ярыгъын танъ белледим», «Кок-козь къызлар», «Яралангъан тюркулер», «Кель, Рустемим», «Зера, Зера», стали классикой музыкального наследия крымских татар.

В 1940 году, когда был создан Союз композиторов Крыма, И. Бахшишев становится его председателем. Ильяс Темир-Кая пишет музыку к спектаклям «Арзы къыз», «Насреддин Ходжа», «Алтын бешик», «Бахчисарайский фонтан» и др. В начале 40-х годов он приобретает известность как автор целого ряда разножанровых произведений. С его именем связаны и вокальные миниатюры, и хоровые обработки народных песен, и увертюры, и сюиты на татарские народные темы для симфонического оркестра. Он пишет кантату, музыку к различным спектаклям татарского драматического театра.

О творчестве Бахшиша

И. Бахшиш мастерски владел техникой оркестровки, благодаря этому простые инструментальные мелодии превращались в развернутые концертные произведения, которые, в свою очередь, требовали от исполнителя хорошей профессиональной подготовки. При этом мелодия не теряла своего особого колорита. К примеру, такие произведения как «Долу», «Такъсим», «Пешраф» для скрипки, «Къаба» для кларнета, «Кене алдагъан мени» для трубы.

Это был блестящий организатор, человек высокой культуры и железной воли, одинаково широко проявивший себя в общественной деятельности. Так, в 1937 году в Симферополе был создан Музфонд, через несколько лет он стал именоваться отделением Союза композиторов СССР, председателем которого был избран Ильяс Бахшиш. Одновременно он работает главным музыкальным редактором в радиокомитете. В этом же 1937 году, по приглашению крымского правительства, в Симферополь для создания в крымской столице татарского театра оперы и балета прибыл композитор Л. Книппер. Союз композиторов Крымской АССР был активным участником подготовки открытия театра. Л. Рефатов пишет оперу «Чора батыр», И.Бахшиш - музыку к спектаклю «Арзы къыз». Театр, расположенный по улице Желябова, 17, заработал в сентябре 1937 года. К сожалению, просуществовал он совсем недолго.

В 1940 году, по решению правительства Крыма, были объединены два творческих коллектива - Симферопольский и Ялтинский. На их базе создали государственный ансамбль песни и пляски крымских татар, художественным руководителем которого был назначен И. Бахшиш. В этом же году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств республики. Под его редакцией был издан сборник, в который вошли произведения крымских композиторов и народные песни в их обработке. Совместно с композитором Я. Шерфединовым пишет музыку к спектаклю «Арзы къыз», с А. Каври - к спектаклю «Алтын бешик». Самостоятельно пишет музыку к спектаклям «Насредин оджа», «Бахчисарайский фонтан», а также для русского театра к таким спектаклям как «Жрица огня», «Свадьба Кречинского», одновременно автор музыки работает в качестве дирижера оркестра театра.

Бахшиш в период Великой Отечественной войны

В июне 1941 года часть артистов и руководителей ансамбля призвали на фронт. Оставшийся состав был направлен на гастроли для обслуживания воинских частей и госпиталей, вначале на Перекоп, Джанкой, Армянск, а в сентябре - на Южный берег. Ансамбль выступал в открытом поле, на импровизированных сценах и площадках, кузовах машин. В Симферополь ансамбль вернулся 29 октября 1941 года, а уже 2 ноября в город вошли фашистские войска. Это было время, когда он и его товарищи находились между жизнью и смертью. В татарском театре действовала подпольная группа, которой руководил молодой композитор А. Каври. Впоследствии он и актеры Решит Асан, Али Теминдар погибли от рук фашистов. Активную деятельность в подпольной организации проявлял и И. Бахшиш. Несмотря на все трудности, приходилось выполнять и свои профессиональные обязанности, а в этот период Бахшиш работает в татарском театре в качестве дирижера и заведующего музыкальной частью театра.

В 1943 году труппа татарского драмтеатра вместе с композитором была угнана в Румынию, где пробыла до 15 ноября 1944 года, и уже на долгие 45 лет дорога домой была закрыта. Во второй половине марта 1945 года группа артистов бывшего татарского драмтеатра, именуемая теперь унизительным словом «спецконтингент», прибыла в Таджикистан, на станцию Ленинабад, где Заслуженный деятель искусств Крымской АССР, председатель Союза композиторов Крымской АССР стал рабочим на урановых рудниках в г. Майли-Сай Киргизии.

Бахшиш - послевоенный период

В конце декабря 1945 года И. Бахшиша вызвал управляющий Щедрин и сообщил, что ему с семьей нужно немедленно ехать в Ленинабад. В Ленинабаде И. Бахшишу было приказано следовать дальше в Ташкент. Перед отправкой он получил от руководства комбината запечатанный сургучом конверт для передачи его в руки начальника отдела спецпоселений НКВД Узбекской ССР. У дверей отдела спецпоселений он увидел большую группу соотечественников, ожидающих своей участи. Лишь на четвертый день ему удалось пробраться в здание. Начальник Кириллов предложил И. Бахшишу сесть, при этом спросив его, знает ли он, почему его вызвали. Еще в Ленинабаде, на вокзале, Бахшиш встретил старого знакомого по Крыму, который уговорил его написать письмо в Москву Калинину о том, что с ним случилось и где он теперь. Письмо бросили в почтовый ящик и на этом расстались. И очень скоро он забыл об этом письме. После этого случая жизнь И. Бахшиша кардинально меняется.

В 1946 году он получил назначение в Фергану, в Узбекский музыкально-драматический театр. Для узбекского театра он подготовил спектакли «Лейля ве Меджнун», «Тахир ве Зухра» и другие. Параллельно стал работать в Русском драматическом театре им. М. Горького. Здесь он написал музыку к спектаклям «Мария Стюарт», «Песня жизни», «Слуга двух господ». Но даже на чужбине мысль о сохранении родной культуры не покидала его ни на минуту. Будучи крымским татарином, он развивал узбекскую, а также русскую культуру в Узбекистане.

В 1956 году композитора пригласили в Ташкент для организации национального ансамбля песни и пляски крымских татар в Узбекистане. Репетиции начались в марте 1957 года. 6 июня того же года в зале бывшего театра эстрады в Ташкенте состоялась премьера - первый концерт крымскотатарского ансамбля «Хайтарма».

Большую роль композитор уделяет развитию крымскотатарской симфонической музыки. Так, в 70-х годах ХХ столетия в Ташкенте он пишет «Пять вариаций на крымскотатарские народные мелодии» для симфонического оркестра, первую часть музыкальной сюиты из цикла «Ватан тюркуси», также для симфонического оркестра. В 1978 году сочиняет одно из крупнейших своих симфонических произведений «Татарская рапсодия», далее следует очередной цикл музыкальной сюиты «Ватан тюркуси».

1989 год

В родной Крым Бахшишев смог вернуться лишь в 1989 году. Благодаря ему и его единомышленникам в г. Симферополе был возрожден крымскотатарский музыкально-драматический театр, а сам композитор стал его художественным руководителем.

Юнус Эннанов, член Союза театральных деятелей Украины, Заслуженный деятель искусств АРК вспоминает:Шаблон:Цитата

Работа в театре во всей полноте раскрыла его талант, трудолюбие и творческую индивидуальность. Как композитор, он пишет прекрасную самобытную музыку к спектаклям, а как художественный руководитель театра проявляет высокие организаторские способности и профессионализм.

Когда в 1993 году в Киеве готовился к печати сборник «Крымскотатарские народные песни», в него были помещены 50 из 500 произведений композитора. Эти сокровища национальной культуры, несомненно, представляют собой, как и все творческое наследие композитора, общечеловеческую ценность.

Из интервью Галине Вербицкой в 1993 году:Шаблон:Цитата Композитор скончался 25 июля 2000 года в Симферополе в возрасте 88 лет[2].

Память

Решением Президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым от 7 августа 2000 года № 1330-2/2000 за значительный вклад в развитие и пропаганду многонациональной культуры и театрального искусства Крыма, создание самобытных музыкальных произведений, высокий профессионализм Ильясу Темир-Кая Бакшишеву (Бахшишу) было посмертно присвоено звание «Почетный крымчанин»

Примечания

Шаблон:Примечания

  1. Сетевой ресурс: www.goloskrima.com/?p=60
  2. Сетевой ресурс: press-archive.ru/den/8-08-00/krymskiy-parlament-prisvoil-posmertno-kompozitoru-bahshishu-zvanie-pochetnyy-krymchanin_118637.html