Харьков — различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
Осина (обсуждение | вклад) (→Черты исторического пути) |
||
(не показано 6 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''<big>Харьков и Харьковская область</big>''' | '''<big>Харьков и Харьковская область</big>''' | ||
− | + | ||
'''Харьков''' — город-миллионник, крупный промышленный центр (в первую очередь - наукоёмкое машиностроение), важнейший транспортный узел, центр науки и высшего образования, второй по величине город [[Украина|Украины]] (население 1 447 070 человек), центр Харьковской области. | '''Харьков''' — город-миллионник, крупный промышленный центр (в первую очередь - наукоёмкое машиностроение), важнейший транспортный узел, центр науки и высшего образования, второй по величине город [[Украина|Украины]] (население 1 447 070 человек), центр Харьковской области. | ||
+ | |||
+ | == Черты к характеристике города == | ||
+ | '''Архитектура и благоустройство.''' | ||
+ | |||
+ | Цитируя 2-е издание БСЭ (послесталинское, 1957 года): Старейший памятник архитектуры в Харькове - каменный Покровский собор (1689), сочетающий композицию, характерную для трёхглавых деревянных украинских церквей, с традиционными приёмами построения русских храмов. Сохранился ряд сооружений конца 18 века: Успенский собор (1771), бывший Екатеринский дворец (ныне главный корпус университета)... К 1-й половине 19 века относится колокольня Успенского собора (архитектор Е.А.Васильев, достроил А.А.Тон)... Среди лучших сооружений конца 19 - начала 20 века здание Управления южных железных дорог (архитектор А.И. Дмитриев). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Черты исторического пути == | ||
+ | Харьков вышел на ведущие позиции в Российской империи и СССР как узел железных и колесных (автомобильных) дорог, расходящихся от города в разные стороны: на [[Москва|Москву]], [[Донбасс]], [[Крым]], к городу [[Александровск-Запорожский|Запорожье]] и к восточной части Днепропетровской области (всё та же крымская ветка), а также в сторону [[Николаев]]а, центра днепровского Левобережья (условно Полтавы), Брянска и далее Белоруссии. | ||
+ | |||
+ | Часть этих дорог еще долго будут перерублены линей границы (и особенно направление на Брянск, петляющее между Сумской и Курской областями), но часть свяжет Харьков или одной страной (владеющей [[Николаев]]ом и всеми промежуточными станциями по пути к нему) или с другой (там где [[Москва]], [[Севастополь]] и Донецк). Даже если [[Екатеринослав]] (Днп-ск) с окрестностями пойдёт каким-то своим путём, Харьков от этого не окажется географически ущемленным. Он слишком ценен сам по себе, и безо всякой приднепровской черной металлургии вроде как "сидящей" в самом ядре Юго-Западного Региона. | ||
+ | |||
+ | Напротив, действительными ядрами, "перекрестками 7 дорог", как раз являются Харьков и Донецк (вернее Ясиноватая), и возможно еще Кременчуг с другими станциями в Полтавской области. Первый это связь с Крымом (самая прямая и удобная), второй - это связь с Нижним Доном, третий - это связь с Одессой. | ||
== Туристические объекты области == | == Туристические объекты области == | ||
Строка 23: | Строка 36: | ||
# В специальной литературе Харьков характеризуется как крупнейший промышленный центр, что значит «один в ряду крупнейших»; здесь, чтобы избежать путаницы, используется слово (не термин) «крупный». | # В специальной литературе Харьков характеризуется как крупнейший промышленный центр, что значит «один в ряду крупнейших»; здесь, чтобы избежать путаницы, используется слово (не термин) «крупный». | ||
[[Категория:Внешняя география]] | [[Категория:Внешняя география]] | ||
+ | [[Категория:22]] | ||
+ | [[Категория:Крымология:Населённые пункты вне Таврии]] |
Текущая версия на 21:09, 6 апреля 2025
Харьков и Харьковская область
Харьков — город-миллионник, крупный промышленный центр (в первую очередь - наукоёмкое машиностроение), важнейший транспортный узел, центр науки и высшего образования, второй по величине город Украины (население 1 447 070 человек), центр Харьковской области.
Содержание
[убрать]Черты к характеристике города
Архитектура и благоустройство.
Цитируя 2-е издание БСЭ (послесталинское, 1957 года): Старейший памятник архитектуры в Харькове - каменный Покровский собор (1689), сочетающий композицию, характерную для трёхглавых деревянных украинских церквей, с традиционными приёмами построения русских храмов. Сохранился ряд сооружений конца 18 века: Успенский собор (1771), бывший Екатеринский дворец (ныне главный корпус университета)... К 1-й половине 19 века относится колокольня Успенского собора (архитектор Е.А.Васильев, достроил А.А.Тон)... Среди лучших сооружений конца 19 - начала 20 века здание Управления южных железных дорог (архитектор А.И. Дмитриев).
Черты исторического пути
Харьков вышел на ведущие позиции в Российской империи и СССР как узел железных и колесных (автомобильных) дорог, расходящихся от города в разные стороны: на Москву, Донбасс, Крым, к городу Запорожье и к восточной части Днепропетровской области (всё та же крымская ветка), а также в сторону Николаева, центра днепровского Левобережья (условно Полтавы), Брянска и далее Белоруссии.
Часть этих дорог еще долго будут перерублены линей границы (и особенно направление на Брянск, петляющее между Сумской и Курской областями), но часть свяжет Харьков или одной страной (владеющей Николаевом и всеми промежуточными станциями по пути к нему) или с другой (там где Москва, Севастополь и Донецк). Даже если Екатеринослав (Днп-ск) с окрестностями пойдёт каким-то своим путём, Харьков от этого не окажется географически ущемленным. Он слишком ценен сам по себе, и безо всякой приднепровской черной металлургии вроде как "сидящей" в самом ядре Юго-Западного Региона.
Напротив, действительными ядрами, "перекрестками 7 дорог", как раз являются Харьков и Донецк (вернее Ясиноватая), и возможно еще Кременчуг с другими станциями в Полтавской области. Первый это связь с Крымом (самая прямая и удобная), второй - это связь с Нижним Доном, третий - это связь с Одессой.
Туристические объекты области
Объекты природно-заповедного фонда
- Национальные природные парки
- «Гомильшанские леса»
- нового формирования (с 2009 года):
- Слобожанский
- Двуречанский
- Региональные ландшафтные парки:
- «Изюмская Лука» (Изюмская излучина)
- Печенежское поле
- Великобурлукская степь
- 3 заказника государственного значения (2 зоологический и 1 ботанический)
- 4 парка-памятника садово-паркового искусства
- в Харькове также: ботанический сад, дендропарк, зоопарк.
Примечания
- В специальной литературе Харьков характеризуется как крупнейший промышленный центр, что значит «один в ряду крупнейших»; здесь, чтобы избежать путаницы, используется слово (не термин) «крупный».