Харьков — различия между версиями

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия импортирована)
 
(Черты исторического пути)
 
(не показано 6 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
'''<big>Харьков и Харьковская область</big>'''
 
'''<big>Харьков и Харьковская область</big>'''
[[Файл:Одна из схем эконом-географического районирования.png|thumb|320px|right|Одна из схем эконом-географического районирования. Харьковская область — светло-зелёным]]
+
 
  
 
   
 
   
 
'''Харьков''' — город-миллионник, крупный промышленный центр (в первую очередь - наукоёмкое машиностроение), важнейший транспортный узел, центр науки и высшего образования, второй по величине город [[Украина|Украины]] (население 1&nbsp; 447&nbsp;070 человек), центр Харьковской области.
 
'''Харьков''' — город-миллионник, крупный промышленный центр (в первую очередь - наукоёмкое машиностроение), важнейший транспортный узел, центр науки и высшего образования, второй по величине город [[Украина|Украины]] (население 1&nbsp; 447&nbsp;070 человек), центр Харьковской области.
 +
 +
== Черты к характеристике города ==
 +
'''Архитектура и благоустройство.'''
 +
 +
Цитируя 2-е издание БСЭ (послесталинское, 1957 года): Старейший памятник архитектуры в Харькове - каменный Покровский собор (1689), сочетающий композицию, характерную для трёхглавых деревянных украинских церквей, с традиционными приёмами построения русских храмов. Сохранился ряд сооружений конца 18 века: Успенский собор (1771), бывший Екатеринский дворец (ныне главный корпус университета)... К 1-й половине 19 века относится колокольня Успенского собора (архитектор Е.А.Васильев, достроил А.А.Тон)... Среди лучших сооружений конца 19 - начала 20 века здание Управления южных железных дорог (архитектор А.И. Дмитриев).
 +
 +
 +
== Черты исторического пути ==
 +
Харьков вышел на ведущие позиции в Российской империи и СССР как узел железных и колесных (автомобильных) дорог, расходящихся от города в разные стороны: на [[Москва|Москву]], [[Донбасс]], [[Крым]], к городу [[Александровск-Запорожский|Запорожье]] и к восточной части Днепропетровской области (всё та же крымская ветка), а также в сторону [[Николаев]]а, центра днепровского Левобережья (условно Полтавы), Брянска и далее Белоруссии.
 +
 +
Часть этих дорог еще долго будут перерублены линей границы (и особенно направление на Брянск, петляющее между Сумской и Курской областями), но часть свяжет Харьков или одной страной (владеющей [[Николаев]]ом и всеми промежуточными станциями по пути к нему) или с другой (там где [[Москва]], [[Севастополь]] и Донецк). Даже если [[Екатеринослав]] (Днп-ск) с окрестностями пойдёт каким-то своим путём, Харьков от этого не окажется географически ущемленным. Он слишком ценен сам по себе, и безо всякой приднепровской черной металлургии вроде как "сидящей" в самом ядре Юго-Западного Региона.
 +
 +
Напротив, действительными ядрами, "перекрестками 7 дорог",  как раз являются Харьков и Донецк (вернее Ясиноватая), и возможно еще Кременчуг с другими станциями в Полтавской области. Первый это связь с Крымом (самая прямая и удобная), второй - это связь с Нижним Доном, третий - это связь с Одессой.
  
 
== Туристические объекты области ==
 
== Туристические объекты области ==
Строка 23: Строка 36:
 
# В специальной литературе Харьков характеризуется как крупнейший промышленный центр, что значит «один в ряду крупнейших»; здесь, чтобы избежать путаницы, используется слово (не термин) «крупный».
 
# В специальной литературе Харьков характеризуется как крупнейший промышленный центр, что значит «один в ряду крупнейших»; здесь, чтобы избежать путаницы, используется слово (не термин) «крупный».
 
[[Категория:Внешняя география]]
 
[[Категория:Внешняя география]]
 +
[[Категория:22]]
 +
[[Категория:Крымология:Населённые пункты вне Таврии]]

Текущая версия на 21:09, 6 апреля 2025

Харьков и Харьковская область


Харьков — город-миллионник, крупный промышленный центр (в первую очередь - наукоёмкое машиностроение), важнейший транспортный узел, центр науки и высшего образования, второй по величине город Украины (население 1  447 070 человек), центр Харьковской области.

Черты к характеристике города

Архитектура и благоустройство.

Цитируя 2-е издание БСЭ (послесталинское, 1957 года): Старейший памятник архитектуры в Харькове - каменный Покровский собор (1689), сочетающий композицию, характерную для трёхглавых деревянных украинских церквей, с традиционными приёмами построения русских храмов. Сохранился ряд сооружений конца 18 века: Успенский собор (1771), бывший Екатеринский дворец (ныне главный корпус университета)... К 1-й половине 19 века относится колокольня Успенского собора (архитектор Е.А.Васильев, достроил А.А.Тон)... Среди лучших сооружений конца 19 - начала 20 века здание Управления южных железных дорог (архитектор А.И. Дмитриев).


Черты исторического пути

Харьков вышел на ведущие позиции в Российской империи и СССР как узел железных и колесных (автомобильных) дорог, расходящихся от города в разные стороны: на Москву, Донбасс, Крым, к городу Запорожье и к восточной части Днепропетровской области (всё та же крымская ветка), а также в сторону Николаева, центра днепровского Левобережья (условно Полтавы), Брянска и далее Белоруссии.

Часть этих дорог еще долго будут перерублены линей границы (и особенно направление на Брянск, петляющее между Сумской и Курской областями), но часть свяжет Харьков или одной страной (владеющей Николаевом и всеми промежуточными станциями по пути к нему) или с другой (там где Москва, Севастополь и Донецк). Даже если Екатеринослав (Днп-ск) с окрестностями пойдёт каким-то своим путём, Харьков от этого не окажется географически ущемленным. Он слишком ценен сам по себе, и безо всякой приднепровской черной металлургии вроде как "сидящей" в самом ядре Юго-Западного Региона.

Напротив, действительными ядрами, "перекрестками 7 дорог", как раз являются Харьков и Донецк (вернее Ясиноватая), и возможно еще Кременчуг с другими станциями в Полтавской области. Первый это связь с Крымом (самая прямая и удобная), второй - это связь с Нижним Доном, третий - это связь с Одессой.

Туристические объекты области

Объекты природно-заповедного фонда

  • Национальные природные парки
    • «Гомильшанские леса»
    • нового формирования (с 2009 года):
    • Слобожанский
    • Двуречанский
  • Региональные ландшафтные парки:
    • «Изюмская Лука» (Изюмская излучина)
    • Печенежское поле
    • Великобурлукская степь
  • 3 заказника государственного значения (2 зоологический и 1 ботанический)
  • 4 парка-памятника садово-паркового искусства
  • в Харькове также: ботанический сад, дендропарк, зоопарк.

Примечания

  1. В специальной литературе Харьков характеризуется как крупнейший промышленный центр, что значит «один в ряду крупнейших»; здесь, чтобы избежать путаницы, используется слово (не термин) «крупный».