Сталинская железная дорога — различия между версиями
А.Крымов (обсуждение | вклад) |
А.Крымов (обсуждение | вклад) |
||
Строка 7: | Строка 7: | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<sup>1</sup> мы говорим об обмене, потому что вроде бы (sic!) существовал короткий период, когда будущие Южная, Северо-Донецкая и Южно-Донецкая железные дороги находились под общим управлением из Харькова. Потом они были разделены, чтобы уже в более позднее время сформировать известные нам Южную и Донецкую железные дороги. | <sup>1</sup> мы говорим об обмене, потому что вроде бы (sic!) существовал короткий период, когда будущие Южная, Северо-Донецкая и Южно-Донецкая железные дороги находились под общим управлением из Харькова. Потом они были разделены, чтобы уже в более позднее время сформировать известные нам Южную и Донецкую железные дороги. | ||
+ | |||
+ | == См также == | ||
+ | * [[Лозово-Севастопольская железная дорога]] | ||
+ | * [[Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога]] |
Версия 20:13, 18 декабря 2023
Сталинская железная дорога (или же Екатерининская и Севастопольская) — одна из железных дорог Советского Союза времен наибольшей децентрализации структуры НКПС/МПС (Министерства путей сообщения). Особенностью сетей в УССР и Крымской АССР было то, что в отличие от сетей Центральной России, Сибири и Белоруссии они не были уж очень дробно разделены, или иначе — были очень рано объединены в большие железнодорожные предприятия, достаточно похожие на 6 позднесоветских железных дорог УССР. В частности, Сталинская железная дорога — прямой предок Приднепровской железной дороги.
Консолидация железнодорожной отрасли Российской империи началась в самом начале XX века, и тогда же целый куст линий, расходящихся от Харькова, составил Южные железные дороги (имя собственное во множественном числе), а вот пересекавшие их линии из Криворожского бассейна в Донецкий составили другую железную дорогу — Екатерининскую (в честь Екатерины II при которой началось освоение Новороссии, и косвенно в честь главного города этой дороги — Екатеринослава). В начале 1930-х произошел обмен1 линиями: западная и центральная часть Екатерининской железной дороги соединилась под общим управлением с дорогой, идущей с севера (из Курска/Харькова/Лозовой - а того точнее из Павлограда Днепропетровской области) в Севастополь. Получившиеся объединение несколько лет называлось Екатерининской железной дорогой, пока не было переименовано в Сталинскую.
Восточная часть бывшей Екатерининской железной дороги составила Южно-Донецкую железную дорогу, а из донецкой части Южной железной дороги была организована Северо-Донецкая железная дорога.
Примечания
1 мы говорим об обмене, потому что вроде бы (sic!) существовал короткий период, когда будущие Южная, Северо-Донецкая и Южно-Донецкая железные дороги находились под общим управлением из Харькова. Потом они были разделены, чтобы уже в более позднее время сформировать известные нам Южную и Донецкую железные дороги.