|
ru>А.Крымов |
| Строка 1: |
Строка 1: |
| − | '''Школа''' — учебно-воспитательное заведение для <u>организованного</u> образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, а также взрослых и работающей молодёжи<ref>Определение дается по Большой Советской энциклопедии не из особой любви к Советскому Союзу, а из-за тёмного ужаса, который навеяло определение в современной Большой Российской энциклопедии. // статью БСЭ см тут _http://gatchina3000.ru/big/124/082_bolshaya-sovetskaya.htm</ref><ref>Определение по Б.Рос.энциклопедии дословно: «Школа — учебно-воспитательное заведение. '''Точка.'''»...«Могут содержаться на средства государства или частных организаций.»''(и далее про разновидности школ по разным признакам)'' // статью БРЭ см тут _https://bigenc.ru/education/text/4943731</ref>. Школа — основное место передачи общего интеллектуального опыта предшествующих поколений новому поколению; cемья и высшие учебные заведения лишь отчасти способны брать на себя эту функцию школы, если она по каким-либо причинам не справляется<ref>да-да. отсебятина</ref>. Кроме того, школа (по крайней мере, с момента приобретения средним образованием обязательного для всех характера) — важнейшая площадка для обретения чувства причастности юного человека к обществу (не только к своим семье и роду, но и к незнакомым окружающим людям)<ref>да-да. и это отсебятина</ref>. В нормальном состоянии, дружба, начавшаяся в школе, сопровождает людей всю жизнь. В равной степени сопровождают всю жизнь людей и школьные базовые знания: ни одно высшее образование не содержит в себе весь перечень школьных дисциплин, а значит и не поднимает все без исключения школьные знания на следующую ступень. (А поднимает лишь часть, так или иначе связанную с конкретной профессиональной сферой)<ref>отсебятина</ref>. | + | '''Крымская оборонительная операция''' (24 сентября – 16 ноября 1941 года) – оборонительная операция войск 51-й отдельной армии (генерал-полковник Ф.И. Кузнецов) и Приморской армии (генерал-майор И.Е. Петров) во взаимодействии с Черноморским флотом (вице-адмирал Ф.С. Октябрьский) в Великой Отечественной войне, проведённая 24 сентября - 16 ноября с целью удержать Крымский полуостров. 24 сентября войска немецкой 11-й армии (6 дивизий; генерал-полковник Э.Манштейн) нанесли удар по перекопским укреплениям, 26 сентября прорвали их и захватили Армянск, который до 28 сентября трижды переходил из рук в руки. К исходу 28 сентября советские войска (2 стрелковые дивизии) отошли на ишуньские укрепления. Противник после безуспешных попыток их прорыва 4 октября временно прекратил наступление в Крыму. Для усиления обороны полуострова Ставка ВГК перебросила из Одессы войска Приморской армии (5 дивизий). 18 октября немцы возобновили наступление всеми силами 11 А (около 124 тысячи человек, свыше 2 тысяч орудий и минометов, свыше 100 танков и более 100 самолётов 4-го воздушного флота). 51-я армия и Приморская армия (около 100 тысяч человек, до 1 тысячи орудий и минометов, 66 танков и 47 самолётов), ведя упорные бои с превосходящими силами противника, отходили - Приморская армия к Севастополю, 51-я армия к Керчи (16 ноября эвакуирована на Таманский полуостров). В результате Крымской оборонительной операции советские войска потерпели поражение, но они нанесли противнику существенный урон, почти 2 месяца сковывали соединения немецкой 11-й армии, что позволило усилить оборону Севастополя и Таманского полуострова. |
| | | | |
| − | Советское школьное образование было признано одним из лучших в мире<ref>Этот тезис обычно связывают с Кеннеди, но в общем-то он общеизвестен (как и хорошо известны нюансы подобного сравнения — по условному «обществоведению» советская школа не была лучшей)</ref>. Российское школьное образование в той мере, в которой оно наследует традиции советской школы (с учетом изменения политического строя в стране), также является весьма качественным на мировом фоне.
| + | == Статьи по теме == |
| | | | |
| − | == Немного о наследии ==
| + | альтернатива-википедийная: [[Крымская оборонительная операция]] |
| − | У советского школьного образования было много характерных черт, утраченных дурными наследниками (и сохраненных наследниками благоразумными), в частности качественные школьные учебники. Но мы скажем о более эфемерном — для хорошей отечественной школы в порядке вещей '''дружные классы'''.
| |
| | | | |
| − | Ведущиеся разговоры о переводе школ на дистанционный формат обучения (дольше чем на несколько весенних месяцев 2020 года) бьют не столько в советскую форму уроков (с учителем, учебником, доской и мелом), сколько в социальную сущность школы — в её '''дружные классы.''' «Дистанционка» лишает детей и подростков легального канала живого общения между собой, опыта совместного действия.
| + | * [[Черноморский флот ВМФ СССР]] |
| | + | * [[Армянск]] |
| | + | * [[Севастополь]] |
| | | | |
| − | Хороший (и к сожалению лишь «хороший и молодой») учитель сможет дистанционно научить всему чему положено своих учеников, — с перенапряжением своих сил и измучив школьников, но сможет. Воссоздать атмосферу класса, вживую находящегося в живом кабинете, никакой учитель не сможет. Рецепт один — '''только очное обучение дает детям чувство локтя'''.
| |
| | | | |
| − | == Школа как этап жизни ==
| + | [[Категория:Советская Россия в ВОв]] |
| − | Нынешняя 10-11-12 летняя школа в основном сформировалась к 1976 году, когда в СССР был завершен переход к <u>всеобщему</u> среднему образованию<ref>источник даты - БСЭ, указ.ст.</ref>. До этого среднее образование было не всеохватным, и молодые граждане, явно не собирающиеся в жизни делать ничего, кроме '''простейшего''' физического труда, могли завершить школу после 7 или 8 лет обучения. Если во взрослом возрасте они всё же хотели заняться чем-то более сложным — на помощь приходили '''вечерние школы''', дающие образование в объеме полной средней школы. В 50-70-е годы XX века вечерние школы были заметнейшим явлением в жизни общества, позволяя поколению, восстановившему страну после войны, наверстать упущенное в тяжелые годы.
| |
| − | | |
| − | Советский кинематограф куда охотнее говорил со взрослыми о проблемах школ рабочей молодёжи (так назывались вечерние школы в городской местности), чем о проблемах средних общеобразовательных школ. Впрочем, добрых детских фильмов про школу было хоть отбавляй. Хорошо известны даже поколению-Y (первому постсоветскому поколению) фильмы «Весна на Заречной улице» и «Большая перемена» — о вечерней школе, и «Приключения Петрова и Васечкина»<ref>полное название: Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные</ref>, «Гостья из будущего», «Приключения Электроника» — детские фильмы об обычной средней школе, два последних с фантастическим сюжетом.
| |
| − | | |
| − | | |
| − | '''Последние три поколения''', начиная с тех, кому сейчас около 55 лет и до нынешних младшеклассников, живут в социальной реальности, где школа начинается ещё в глубоком детстве (лет в 6-7) и заканчивается меньше, чем за год до совершеннолетия (лет около 17). И именно живут, а не «отбывают номер», что-то пережидая (как персонаж Ляпишев из к/ф «Большая перемена»). Школа — это одинаково важные 10-11 лет <u>жизни</u> и для троечника и для отличника. И кроме собственно усвоения знаний (в одни головы большего, в другие – меньшего), это ещё и множество повседневных практик — общения, совместных действий и ''если угодно'' «приключений», командных игр, дружбы, ссор и примирений, отстаивания своих идеалов...
| |
| − | | |
| − | То, чем каждый человек занимается в школе 10-11 лет своей жизни (применительно к его образованию, а не его воспитанию или вышеописанным повседневным практикам) называется '''классно-урочная система обучения'''. Это не единственная возможная система обучения, но единственная надежная. Именно она позволила превратить нищую и неграмотную страну в того могучего гиганта, которого мы наблюдали в 80-х годах XX века, да и сейчас поддерживать весьма сносный уровень жизни обычных людей. Самая очевидная альтернатива классно-урочной системе — '''домашнее образование''' хорошо работает в сословном обществе, когда небольшого количества хорошо образованных дворян вполне достаточно, чтобы пустить пыль в глаза внешним врагам. А геополитическая «непотопляемость» страны обеспечивается её огромной территорией и технологией войны, которая не требует от солдат особой грамотности. С середины XIX века это больше не работает<ref>Прошу понять правильно, Российская империя не была чемпионатам по «чиновничьим козням против школьного образования низших сословий», но нашему крестьянству жилось бы значительно лучше, если бы доля умеющих читать и писать русских крестьян была такой же, как среди немецких колонистов в Поволжье или Крыму</ref>.
| |
| − | | |
| − | | |
| − | Основные признаки классно урочной-системы<ref>Цитирование из вторых рук работы ''Мкртчяна М. А.''</ref>:
| |
| − | * все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;
| |
| − | * содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;
| |
| − | * учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;
| |
| − | * для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;
| |
| − | * по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);
| |
| − | * изучение определённого учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;
| |
| − | * определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.
| |
| − | | |
| − | Классно-урочная система впервые предложена ещё в XVI веке, и с тех пор стала повсеместной в мире (положительное влияние её на французское или польское общество было совершенно аналогично влиянию на российское/советское).
| |
| − | | |
| − | == Имеющиеся статьи ==
| |
| − | * [[Школы Крыма]]
| |
| − | == Примечания и сноски ==
| |
Крымская оборонительная операция (24 сентября – 16 ноября 1941 года) – оборонительная операция войск 51-й отдельной армии (генерал-полковник Ф.И. Кузнецов) и Приморской армии (генерал-майор И.Е. Петров) во взаимодействии с Черноморским флотом (вице-адмирал Ф.С. Октябрьский) в Великой Отечественной войне, проведённая 24 сентября - 16 ноября с целью удержать Крымский полуостров. 24 сентября войска немецкой 11-й армии (6 дивизий; генерал-полковник Э.Манштейн) нанесли удар по перекопским укреплениям, 26 сентября прорвали их и захватили Армянск, который до 28 сентября трижды переходил из рук в руки. К исходу 28 сентября советские войска (2 стрелковые дивизии) отошли на ишуньские укрепления. Противник после безуспешных попыток их прорыва 4 октября временно прекратил наступление в Крыму. Для усиления обороны полуострова Ставка ВГК перебросила из Одессы войска Приморской армии (5 дивизий). 18 октября немцы возобновили наступление всеми силами 11 А (около 124 тысячи человек, свыше 2 тысяч орудий и минометов, свыше 100 танков и более 100 самолётов 4-го воздушного флота). 51-я армия и Приморская армия (около 100 тысяч человек, до 1 тысячи орудий и минометов, 66 танков и 47 самолётов), ведя упорные бои с превосходящими силами противника, отходили - Приморская армия к Севастополю, 51-я армия к Керчи (16 ноября эвакуирована на Таманский полуостров). В результате Крымской оборонительной операции советские войска потерпели поражение, но они нанесли противнику существенный урон, почти 2 месяца сковывали соединения немецкой 11-й армии, что позволило усилить оборону Севастополя и Таманского полуострова.
Статьи по теме
альтернатива-википедийная: Крымская оборонительная операция