Школа

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Школа — учебно-воспитательное заведение для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, а также взрослых и работающей молодёжи[1][2]. Школа — основное место передачи общего интеллектуального опыта предшествующих поколений новому поколению; cемья и высшие учебные заведения лишь отчасти способны брать на себя эту функцию школы, если она по каким-либо причинам не справляется[3]. Кроме того, школа (по крайней мере, с момента приобретения средним образованием обязательного для всех характера) — важнейшая площадка для обретения чувства причастности юного человека к обществу (не только к своим семье и роду, но и к незнакомым окружающим людям)[4]. В нормальном состоянии, дружба, начавшаяся в школе, сопровождает людей всю жизнь. В равной степени сопровождают всю жизнь людей и школьные базовые знания: ни одно высшее образование не содержит в себе весь перечень школьных дисциплин, а значит и не поднимает все без исключения школьные знания на следующую ступень. (А поднимает лишь часть, так или иначе связанную с конкретной профессиональной сферой)[5].

Советское школьное образование было признано одним из лучших в мире[6]. Российское школьное образование в той мере, в которой оно наследует традиции советской школы (с учетом изменения политического строя в стране), также является весьма качественным на мировом фоне.

Немного о наследии

У советского школьного образования было много характерных черт, утраченных дурными наследниками (и сохраненных наследниками благоразумными), в частности качественные школьные учебники. Но мы скажем о более эфемерном — для хорошей отечественной школы в порядке вещей дружные классы.

Ведущиеся разговоры о переводе школ на дистанционный формат обучения (дольше чем на несколько весенних месяцев 2020 года) бьют не столько в советскую форму уроков (с учителем, учебником, доской и мелом), сколько в социальную сущность школы — в её дружные классы. «Дистанционка» лишает детей и подростков легального канала живого общения между собой, опыта совместного действия.

Хороший (и к сожалению лишь «хороший и молодой») учитель сможет дистанционно научить всему чему положено своих учеников, — с перенапряжением своих сил и измучив школьников, но сможет. Воссоздать атмосферу класса, вживую находящегося в живом кабинете, никакой учитель не сможет. Рецепт один — только очное обучение дает детям чувство локтя.

Школа как этап жизни

Нынешняя 10-11-12 летняя школа в основном сформировалась к 1976 году, когда в СССР был завершен переход к всеобщему среднему образованию[7]. До этого среднее образование было не всеохватным, и молодые граждане, явно не собирающиеся в жизни делать ничего, кроме простейшего физического труда, могли завершить школу после 7 или 8 лет обучения. Если во взрослом возрасте они всё же хотели заняться чем-то более сложным — на помощь приходили вечерние школы, дающие образование в объеме полной средней школы. В 50-70-е годы XX века вечерние школы были заметнейшим явлением в жизни общества, позволяя поколению, восстановившему страну после войны, наверстать упущенное в тяжелые годы.

Советский кинематограф куда охотнее говорил со взрослыми о проблемах школ рабочей молодёжи (так назывались вечерние школы в городской местности), чем о проблемах средних общеобразовательных школ. Впрочем, добрых детских фильмов про школу было хоть отбавляй. Хорошо известны даже поколению-Y (первому постсоветскому поколению) фильмы «Весна на Заречной улице» и «Большая перемена» — о вечерней школе, и «Приключения Петрова и Васечкина»[8], «Гостья из будущего», «Приключения Электроника» — детские фильмы об обычной средней школе, два последних с фантастическим сюжетом.


Последние три поколения, начиная с тех, кому сейчас около 55 лет и до нынешних младшеклассников, живут в социальной реальности, где школа начинается ещё в глубоком детстве (лет в 6-7) и заканчивается меньше, чем за год до совершеннолетия (лет около 17). И именно живут, а не «отбывают номер», что-то пережидая (как персонаж Ляпишев из к/ф «Большая перемена»). Школа — это одинаково важные 10-11 лет жизни и для троечника и для отличника. И кроме собственно усвоения знаний (в одни головы большего, в другие – меньшего), это ещё и множество повседневных практик — общения, совместных действий и если угодно «приключений», командных игр, дружбы, ссор и примирений, отстаивания своих идеалов...

То, чем каждый человек занимается в школе 10-11 лет своей жизни (применительно к его образованию, а не его воспитанию или вышеописанным повседневным практикам) называется классно-урочная система обучения. Это не единственная возможная система обучения, но единственная надежная. Именно она позволила превратить нищую и неграмотную страну в того могучего гиганта, которого мы наблюдали в 80-х годах XX века, да и сейчас поддерживать весьма сносный уровень жизни обычных людей. Самая очевидная альтернатива классно-урочной системе — домашнее образование хорошо работает в сословном обществе, когда небольшого количества хорошо образованных дворян вполне достаточно, чтобы пустить пыль в глаза внешним врагам. А геополитическая «непотопляемость» страны обеспечивается её огромной территорией и технологией войны, которая не требует от солдат особой грамотности. С середины XIX века это больше не работает[9].


Основные признаки классно урочной-системы[10]:

  • все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;
  • содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;
  • учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;
  • для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;
  • по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);
  • изучение определённого учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;
  • определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.

Классно-урочная система впервые предложена ещё в XVI веке, и с тех пор стала повсеместной в мире (положительное влияние её на французское или польское общество было совершенно аналогично влиянию на российское/советское).

Имеющиеся статьи

Примечания и сноски

  1. Определение дается по Большой Советской энциклопедии не из особой любви к Советскому Союзу, а из-за тёмного ужаса, который навеяло определение в современной Большой Российской энциклопедии. // статью БСЭ см тут _http://gatchina3000.ru/big/124/082_bolshaya-sovetskaya.htm
  2. Определение по Б.Рос.энциклопедии дословно: «Школа — учебно-воспитательное заведение. Точка.»...«Мо­гут со­дер­жать­ся на сред­ст­ва го­су­дар­ст­ва или ча­ст­ных ор­га­ни­за­ций.»(и далее про разновидности школ по разным признакам) // статью БРЭ см тут _https://bigenc.ru/education/text/4943731
  3. да-да. отсебятина
  4. да-да. и это отсебятина
  5. отсебятина
  6. Этот тезис обычно связывают с Кеннеди, но в общем-то он общеизвестен (как и хорошо известны нюансы подобного сравнения — по условному «обществоведению» советская школа не была лучшей)
  7. источник даты - БСЭ, указ.ст.
  8. полное название: Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные
  9. Прошу понять правильно, Российская империя не была чемпионатам по «чиновничьим козням против школьного образования низших сословий», но нашему крестьянству жилось бы значительно лучше, если бы доля умеющих читать и писать русских крестьян была такой же, как среди немецких колонистов в Поволжье или Крыму
  10. Цитирование из вторых рук работы Мкртчяна М. А.