Разница между страницами «Лозово-Севастопольская железная дорога» и «Пост-Екатерининская Россия»

Материал из КрымологияА
(Различия между страницами)
Перейти к навигации Перейти к поиску
ru>А.Крымов
 
ru>А.Крымов
 
Строка 1: Строка 1:
{{Железная дорога
+
'''Российская империя''' после окончания правления Екатерины II Великой представляла собой многократно укрепившиеся государство триединого русского народа (все белорусы, почти все русские, кроме эмигрантов-старообрядцев, и большая часть украинцев теперь проживали в единой стране), поддерживаемого надежным внутренним союзом с немцами, греками-болгарами-молдаванами, грузинами и частично армянами, национальной знатью татарского, башкирского и кабардинского народов; калмыками и многочисленными кочевыми народами в разных частях империи.
|name= Лозово-Севастопольская железная дорога
 
|full_name=
 
|years= 1874 — 1896
 
|country= [[Российская империя]]
 
|city=
 
|status=
 
|ownership=
 
|telegraph_code=
 
|num_code=
 
|length=
 
|web_site=
 
|}}
 
  
 +
== Этапы формирования ==
 +
За территорию старой Допетровской Руси отвечают следующие крупные регионы России
 +
* [[Историческое ядро России|Историческое Ядро]] (Центр, Верхнее Поволжье и частично нынешний северо-запад)<sup>1</sup>
 +
* [[Русский Север]]
 +
* [[Поволжье]] (Среднее и Нижнее)
 +
* [[Урал]] с окрестностями
 +
* [[Сибирь]]
 +
* [[Дальний Восток]] (''в лице в первую очередь города Охотска на Охотском море'')
 +
* Малая Россия (в границах владений гетманов Левобережья Днепра)
 +
* частично [[Юг России]] (в лице Дона, частично Донбасса, Ставрополья, северного берега Терека и будущей Калмыкии)
 +
* Земля Уральских казаков
  
'''Лозово-Севастопольская железная дорога''' — одна из железных дорог [[Российская империя|Российской империи]], построенная в 1872—1875 гг. на средства частного капитала.
 
== История ==
 
* Первая концессия на постройку дороги из Москвы в Севастополь дана в 1856 г. [[Главное общество российских железных дорог|Главному обществу российских железных дорог]], но оно дороги не построило — по новому Высочайше утверждённому уставу 3 ноября 1861 г., обязательства общества ограничивались сооружением [[Петербурго-Варшавская железная дорога|Петербурго-Варшавской ж. д.]] (с ветвью к прусской границе) и [[Московско-Нижегородская железная дорога|Нижегородской ж. д.]]
 
* В 1863 г. была дана концессия на эту дорогу английской компании банкиров Пальмера, Фрюлинга и др. с ещё большей повёрстной гарантией правительства (5,5 %), но та в указанные сроки не собрала необходимые средства и не приступила к строительству.
 
* Большая часть «Южной линии» вошла в состав казённой [[Московско-Курская железная дорога|Московско-Курской ж. д.]] (1864—1868 гг.) и частной [[Курско-Харьково-Азовская железная дорога|Курско-Харьково-Азовской ж. д.]]
 
* В 1871 г. концессия на строительство от ст. Лозовой до Севастополя дана [[Губонин, Пётр Ионович|П. И. Губонину]].
 
*
 
* 15 ноября 1873 г. открылось движение от Лозовой до Александровска с ветвью к Екатеринославу.
 
* 23 июля 1874 г. от Александровска до Мелитополя.
 
* 14 октября 1874 г. предпоследний 228-вёрстный участок Мелитополь-Симферополь
 
* 15 сентября 1875 г. в Севастополь прибыл первый поезд.
 
* Лозово-Севастопольская ж. д. выкуплена государственной казной.
 
* В январе 1896 г. объединена с Курско-Харьково-Азовской и Донецкой каменноугольной ж. д. в [[Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога|Курско-Харьково-Севастопольскую железную дорогу]].
 
* В 1907 г. объединена с [[Харьково-Николаевская железная дорога|Харьково-Николаевской ж. д.]] в [[Южные железные дороги]].
 
[[Файл:Первый тоннель Лозово-Севастопольской ж. д..jpg|thumb|left|200px|Первый тоннель Лозово-Севастопольской ж. д.]]
 
== Станции ==
 
  
[[Файл:Normal Vokzal 2.jpg|thumb|right|220px|Вокзал в Симферополе.]]
+
# При Петре Великом была побеждена Швеция, а Россия получила обширный выход к Балтийскому морю (от устья Западной Двины - т.е. Риги) до Выборга.
* [[Лозовая]]
+
# Также при Петре была освоена Камчатка
Узловая станция: [[Курско-Харьковско-Азовская железная дорога|Курско-Харьковско-Азовская ж. д.]]
+
# В период между правлениями Петра Алексеевича и Елизаветы Петровны были приняты под царскую руку Земли запорожских казаков и часть казахских Жузов
* [[Синельниково]]
+
# При Елизавете Петровне присоединена юго-восточная Финляндия.
Узловая станция: ветвь до станции Екатеринослав
 
* [[Запорожье|Александровск]]
 
Узловая станция:
 
* [[Мелитополь]]
 
* [[Ново-Алексеевка]]
 
Узловая станция: ветвь на Геническ.
 
* [[Джанкой]]
 
Узловая станция: [[Джанкой-Феодосийская железная дорога|Джанкой-Феодосийская ж. д.]]
 
* [[Симферополь-Пассажирский|Симферополь]]
 
* [[Бахчисарай]]
 
* [[Севастополь]]
 
  
== Ветви дороги ==
+
И наконец при Екатерине Великой
* Синельниково — Екатеринослав (54 версты)
+
* присоединена вся Новороссия (кроме спорных по классификации Бессарабии, Закубанья, Черноморского края). Включительно и с [[Крым]]ом.
* Ново-Алексеевка — Геническ (14 вёрст)
+
* вся Белоруссия и большая часть Литвы
 +
* «украинские» воеводства Речи Посполитой
 +
* часть казахских кочевий на участке около современного Кустаная (т.е. к юго-востоку от Урала)
 +
* часть прибрежного Дагестана
  
== Инженерные сооружения ==
 
[[Файл:Графский тоннель в Севастополе.jpg|thumb|right|220px|Графский тоннель и виадук]]
 
  
=== Тоннели ===
+
'''На тот момент вне России пребывали:'''
* [[Сухарный тоннель|Сухарный]]
+
* южная половина Краснодарского края
* [[Графский тоннель|Графский]]
+
* большая часть республик Северного Кавказа
* [[Белый тоннель|Белый]]
+
* Приморье и Приамурье
* [[Цыганский тоннель|Цыганский]]
+
* Сахалин и Курильские острова
* [[Троицкий тоннель|Троицкий]]
+
* Тува
* [[Городской тоннель|Городской]]
+
* Калининградская область
  
=== Виадуки. Путепроводы ===
+
=== Примечания ===
* Камышловский
+
<sup>1</sup>
* Графский
 
 
 
== Источники архивные ==
 
* РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 10. Доклад № 15. 16 апреля 1863 г. «По предложению англичанина Гопе устройства жел. дороги от Москвы до Севастополя».
 
* РГИА, ф. 446, оп. 2, д. 2. № 87. 4 октября 1871 г. Высочайший указ «Об отчуждении земель под устройство Лозово-Севастопольской железной дороге».
 
* РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 18. Доклад № 75. 23 июня 1871 г. «О результате переговоров с коммерции советником Губониным по определению строительного капитала Лозово-Севастопольской ж. д.»
 
* РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 18. Доклад № 76. 26 июня 1871 г. «О внесении в Комитет министров Уставов Ландварово-Роменской и Лозово-Севастопольской ж. д. и об учреждении концессий на этих дорогах».
 
* РГИА, ф. 446, оп. 27, д. 3. Доклад № 184. 29 ноября 1873 г. «Об открытии движения 15-го ноября на I-м участке Лозово-Севастопольской железной дороги от станции Лозовой Курско-Харьково-Азовской железной дороги до станции Александровск, с ветвями к Екатеринославу и р. Днепру».
 
* РГИА, ф. 446, оп. 27, д. 7. Доклад № 196. 16 октября 1874 г. «Об открытии 14 октября движения по 3-му участку Лозово-Севастопольской ж. д. от станции Мелитополь до станции Симферополь».
 
* РГИА, ф. 350, оп. 87, дд. 96-108. Отчёты по эксплуатации Лозово-Севастопольской железной дороги за 1879—1892 гг.
 
* «Отчёт Общества Лозово-Севастопольской железной дороги по арендному содержанию Джанкой-Феодосийской железной дороги по договору, заключенному с бывшим временным управлением казенных железных дорог 7-го февраля 1892 г.»
 
* РГИА, ф 446, оп. 29, д. 13. Доклад № 60. 8 апреля 1894 г. «О замене Графского виадука, расположенного между Симферополем и Севастополем Лозово-Севастопольской железной дороги, земляною насыпью».
 
 
 
== Источники ==
 
* История железнодорожного транспорта России. Том 1. С.-Петербург. 1994 г.
 
* Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог. 1845—1955 гг. М.: «Транспорт». 1995 г. Стр. 19-23.
 
* Тищенко В. Н. Паровозы железных дорог России. 1837—1890. Том 1. М.: «О. Сергеев/Локотранс». 2008 г.
 
* [[Чикин, Аркадий Михайлович|Чикин А. М.]] Севастополь. Историко-литературный справочник. Севастополь: «Вебер». 2008 г. Стр. 522, 523.
 
 
 
[[Категория:Крымология:Явления и рукотворные объекты из вне Крыма]]
 

Версия 23:51, 18 февраля 2025

Российская империя после окончания правления Екатерины II Великой представляла собой многократно укрепившиеся государство триединого русского народа (все белорусы, почти все русские, кроме эмигрантов-старообрядцев, и большая часть украинцев теперь проживали в единой стране), поддерживаемого надежным внутренним союзом с немцами, греками-болгарами-молдаванами, грузинами и частично армянами, национальной знатью татарского, башкирского и кабардинского народов; калмыками и многочисленными кочевыми народами в разных частях империи.

Этапы формирования

За территорию старой Допетровской Руси отвечают следующие крупные регионы России

  • Историческое Ядро (Центр, Верхнее Поволжье и частично нынешний северо-запад)1
  • Русский Север
  • Поволжье (Среднее и Нижнее)
  • Урал с окрестностями
  • Сибирь
  • Дальний Восток (в лице в первую очередь города Охотска на Охотском море)
  • Малая Россия (в границах владений гетманов Левобережья Днепра)
  • частично Юг России (в лице Дона, частично Донбасса, Ставрополья, северного берега Терека и будущей Калмыкии)
  • Земля Уральских казаков


  1. При Петре Великом была побеждена Швеция, а Россия получила обширный выход к Балтийскому морю (от устья Западной Двины - т.е. Риги) до Выборга.
  2. Также при Петре была освоена Камчатка
  3. В период между правлениями Петра Алексеевича и Елизаветы Петровны были приняты под царскую руку Земли запорожских казаков и часть казахских Жузов
  4. При Елизавете Петровне присоединена юго-восточная Финляндия.

И наконец при Екатерине Великой

  • присоединена вся Новороссия (кроме спорных по классификации Бессарабии, Закубанья, Черноморского края). Включительно и с Крымом.
  • вся Белоруссия и большая часть Литвы
  • «украинские» воеводства Речи Посполитой
  • часть казахских кочевий на участке около современного Кустаная (т.е. к юго-востоку от Урала)
  • часть прибрежного Дагестана


На тот момент вне России пребывали:

  • южная половина Краснодарского края
  • большая часть республик Северного Кавказа
  • Приморье и Приамурье
  • Сахалин и Курильские острова
  • Тува
  • Калининградская область

Примечания

1