Разница между страницами «Мельников, Иван Карлович» и «Хазары»

Материал из КрымологияА
(Различия между страницами)
Перейти к навигации Перейти к поиску
ru>А.Крымов
 
ru>А.Крымов
 
Строка 1: Строка 1:
{{Персона2
+
'''Хаза́ры''' (араб. الخزر‎ «ал-хазар», {{lang-el|Χαζαροι}} (''хазарой''), {{lang-he|כוזרים}} (''кузарим''), др.-рус. коꙁаре (читается ''козаре''), {{lang-la|Gazari, Cosri}}) — [[Тюркские языки|тюркоязычный]] [[Кочевые народы|кочевой]] [[народ]]. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный [[Дагестан]]) вскоре после [[гунны|гуннского]] нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых [[Финно-угорские народы|угорских]] и [[Тюрки|тюркских]] племён.
|писательское направление=детский писатель
 
|имя=Иван Карпович Мельников
 
|имя на языке оригинала=
 
|Фото=Мельников.jpg
 
|Ширина=
 
|Комментарии к фото=
 
|псевдонимы=
 
|дата и место рождения=Винницкая обл.
 
|дата и место смерти=
 
|гражданство=
 
|род деятельности=
 
|годы активности=
 
|направление=
 
|жанр=
 
|язык произведений=
 
|дебют=
 
|премии=
 
|награды=
 
|список наиболее известных произведений=«Сыновья уходят в бой»
 
|памятные места=
 
|e-mail:=
 
|официальный сайт=
 
|Имя  шаблона=
 
}}
 
'''Мельников Иван Карпович''' — детский писатель, лауреат Государственной премии [[АРК|Автономной Республики Крым]], заслуженный работник культуры [[Крым]]а, автор документальных романов о героях Старокрымского подполья и партизанского леса «Пока бьется сердце» и «Сыновья уходят в бой». Родился в 1927 году в Винницкой области. В 1944 году в рядах Советской Армии воевал сначала с фашистской Германией, а затем моряком Тихоокеанского флота, с Японией. С 1948 года работал во флотской газете «Боевая вахта», где печатались его стихи, очерки, рассказы.  
 
  
После демобилизации работал на строительстве [[Северо-Крымский канал|Северо-Крымского канал]]а, в том числе и комсоргом этой стройки. Затем И.К. Мельников поступает в Крымский мединститут, где, будучи студентом, пишет первую свою документальную повесть о войне. Работая в Старокрымском санатории, узнал о местных героях-партизанах. Его повесть о братьях Стояновых была издана и в Болгарии. 30 лет пишет о войне, тяготы которой познал сам. В настоящее время Иван Карпович проживает в Симферополе, часто навещая [[Старый Крым]].
+
Имя является [[автоэтноним|самоназванием]], его этимология до конца не ясна. По одной из версий, происходит от тюркской основы kaz — обозначающей кочевание. Также высказаны предположения, что оно восходит:
 +
* к персидскому слову «хазар» — тысяча ([[Новосельцев, Анатолий Петрович|А. П. Новосельцев]]).
 +
* к титулу [[кесарь]] ([[Поляк, Абрахам|А. Поляк]], [[Рона-Таш, Андраш|А. Рона-Таш]]),
 +
* к тюркскому глаголу со значением «угнетать», «притеснять» (Л. Базен)
  
Статья из газеты «Крымские известия» № 17 (3247), суббота, 29 января 2005 года
+
Хазарским назывались [[Чёрное море|Чёрное]] и, реже, [[Азовское море|Азовское]] моря (в тот период позиции хазар в [[Крым]]у были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется [[Каспийское море]] см. [[Хазарское море]]. На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за [[Крым]]ом (в византийских и итальянских источниках до [[XVI век]]а).
 
<blockquote>'''«СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ»''' <br />
 
...Мы с уважением и благодарностью вспоминаем всех тех, кто, не жалея жизни, отстоял независимость и свободу родной земли. В этой войне, помимо офицеров и солдат, участвовали мирные жители: женщины, старики, дети. Говорят, война и дети несовместимые понятия. Но так было! Об этом рассказывает новое издание книги крымского писателя И. К. Мельникова «Сыновья уходят в бой», презентация которого прошла в Симферопольской центральной городской детской библиотеке им. А. Гайдара и ее филиалах. <br />
 
  
На страницах романа мы встречаемся с юными героями Старокрымского подполья, с отважными разведчиками Восточного соединения партизан Крыма, узнаем о подвигах юных героев пятого молодежного отряда, «душой» которого были братья Стояновы. Автор книги рассказывает о том тревожном времени, когда само существование людей в тылу врага уже называлось подвигом, а борьба с врагом — двойным подвигом. Дети тоже не оставались в стороне от всенародной борьбы с фашистами: ценой своих жизней в смертельной схватке с оккупантами приближали час Великой Победы. <br />
+
По мнению некоторых исследователей ([[Заходер, Борис Николаевич|Б. Н. Заходер]]), хазарский [[этнос]] имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени — белых и чёрных хазар ([[калис-хазары]] и [[кара-хазары]]). Сторонники другой точки зрения ([[Артамонов, Михаил Илларионович|М. И. Артамонов]], [[Новосельцев, Анатолий Петрович|А. П. Новосельцев]]) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились [[акациры]], [[барсилы]], [[савиры]], [[Баланджар|баланджары]] и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были барсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна [[Берсилия]] выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе.
  
Благодаря таким изданиям мы, работники детских библиотек, храним историчес кую память, воспитываем у ребят уважение к тем поколениям земляков, которые сумели в разные исторические времена отстоять свободу и независимость нашего края. <br />
+
Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:
 +
* Хазары являются потомками [[гунны|гуннского]] племени [[акациры|акацир]], известного в Европе с [[V век]]а ([[Гадло, Александр Вильямович |А. В. Гадло]], [[Прицак, Омельян Иосифович|О. Прицак]]).
 +
* Хазары имеют [[уйгуры|уйгурское]] происхождение, от [[Центральная Азия|центрально-азиатского]] народа [[ко-са]], упомянутого в [[Китай|китайских]] источниках. ([[Данлоп, Дуглас Мортон|Д. Данлоп]]).
 +
''Основная статья:'' [[ Уйгурская теория происхождения хазар]]
 +
* Хазары являются потомками [[эфталиты|эфталитов]], мигрировавших на Кавказ из [[Хорасан]]а (Восточный Иран) ([[Людвиг, Дитер|Д. Людвиг]]).
 +
* Хазары происходят от племенного союза, сформированного [[огуры|огурами]], [[савиры|савирами]] и на завершающем этапе [[Тюркский каганат|алтайскими тюрками]]. ([[Голден, Питер|П. Голден]], [[Артамонов, Михаил Илларионович|М. И. Артамонов]], [[Новосельцев, Анатолий Петрович|А. П. Новосельцев]]).
 +
Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в [[Россия|российской]] науке<ref>Обзор мнений см. П.Голден Достижения и перспективы хазарских исследований // Хазары. М.-Иерусалим, С.<!-- Уточню укажу --> </ref>.
  
В ходе презентации юные читатели задавали автору множество вопросов о военной поре, просили Ивана Карповича Мельникова рассказать о сложностях, возникших во время написания книги, о дальнейшей судьбе молодых партизан-подпольщиков, оставшихся в живых в той страшной войне. Света Супрычева, Игорь Гризодубов, Аня Весна, Зарема Шевмот выучили и прочитали стихотворения, помещенные на страницах произведения. <br />
+
В [[Средние века|средневековых]] [[генеалогия|генеалогических]] легендах хазары возводились к потомку [[Ной|Ноя]] [[Фогарма|Тогарме]]. В [[евреи|еврейской]] литературе они иногда признавались потомками колена [[Симеон (Библия)|Симеона]].
  
Книга заставляет читателей задуматься над побудительными мотивами героических поступков вчерашних школьников в экстремальных ситуациях, воспитывает чувство гордости за своих земляков.</blockquote>
+
До [[VII век]]а хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В [[560-е]] гг. оказались в составе [[Тюркский каганат|Тюркского каганата]], после распада последнего в середине [[VII век]]а создали собственное государство — [[Хазарский каганат]] ([[650]]—[[969]]), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе.
  
[[Категория:Персоналии:Старый Крым]]
+
Первоначально обитая в районе к северу от [[Дербент]]а в пределах современного равнинного [[Дагестан]]а, хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в [[Крым]]у, на [[Дон]]у и особенно в Нижнем [[Поволжье]], куда в [[VIII век]]е была перенесена [[столица]] государства. Несколько групп хазар в результате неудачных войн против [[Иран]]а и [[Арабский халифат|Арабского халифата]] были насильно переселены в [[Закавказье]]. Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные [[Гулямы хазарского происхождения|Гулямы]] [[Аббасиды|Аббасидского халифата]]. Также известно о существовании хазарского гарнизона в [[Константинополь|Константинополе]] и [[Киевское письмо|хазарско-еврейской]] общины в [[Киев]]е (Урочище Козары существует в Киеве и по сей день). В первой половине [[IX век]]а три хазарских рода, называемых [[Кавары|каварами]], из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к [[венгры|венграм]], вместе с которыми пришли в [[Паннония|Паннонию]] и в дальнейшем [[Ассимиляция (социология)|ассимилировались]].
[[Категория:Почётные граждане Старого Крыма]]
+
 
[[Категория:Крымология2023:Биографические статьи]]
+
О культуре хазар мало данных, так как пока не идентифицированы их [[археология|археологические]] следы. Социальная организация в целом не отличалась от аналогичных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии [[каган]]ов, которая, в свою очередь, сменилась [[диархия|диархией]] кагана и [[каган-бек|бека]]. К [[X век]]у от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах. Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу [[Тенгри]] и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали [[христианство]] и [[ислам]]. Часть хазар во главе с правящим родом перешла в [[иудаизм]] предположительно, под влиянием евреев Дербента.
 +
 
 +
После падения [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]] во второй половине [[X век]]а хазары растворились в среде тюркоязычных кочевых народов. Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших [[иудаизм]], по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин. Потомками хазар считают себя современные литовские и крымские [[Караимы (этнос)|караимы]] и др. Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоговорящие народы Северного Кавказа.
 +
 
 +
 
 +
 
 +
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
 +
Необходимо убрать этот сосуд. Он датируется гораздо более поздним временем.
 +
 
 +
== См. также ==
 +
* [[Хазарский каганат]]
 +
* [[История хазар (хронология)]]
 +
* [[Хазарский язык]]
 +
* [[Хазар (эпоним)]]
 +
* [[Рахдониты]]
 +
* [[Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии]]
 +
* [[Хазары в художественной литературе]]
 +
 
 +
== Ссылки ==
 +
{{commonscat|Khazars}}
 +
* [Сетевой ресурс: www.khazaria.com/ Хазарский информационный центр Кевина А. Брука]
 +
* {{ЭЕЭ|14401|Хазария}}
 +
* Audio. Археолог, д-р истор. наук Магомедов М. Г. о протоболгарах и хазарах. Author: Moussaev M. Z. (Maginhard Avars)
 +
* [Сетевой ресурс: gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0100.htm Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе]
 +
* [Сетевой ресурс: www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие]
 +
* [Сетевой ресурс: gumilevica.kulichki.net/articles/dk.html Работы Л. Н. Гумилёва о Хазарии]
 +
* [Сетевой ресурс: www.jjew.ru/index.php?cnt=7433 Владимир Петрухин, Хазары: между Русью и иудеями]
 +
* [Сетевой ресурс: dankir.ru/content/view/31/64/ Хазарский информограф. Сайт об истории хазар]
 +
* [Сетевой ресурс: www.vostlit.info/Texts/rus13/Sirvan_Derbend/posl13.phtml Комментарий о хазарах В. Ф. Минорского по сообщениям арабских авторов]
 +
* [Сетевой ресурс: ec-dejavu.ru/k/Khazary.html Карлос дель Валье Родригес. Обращение Хазарии в иудаизм и литературный мотив выбора веры]
 +
 
 +
[[Категория:История Крымской степи]]
 +
[[Категория:Хазары|*]]
 +
[[Категория:Тюркские народы]]
 +
[[Категория:Тюркские племена]]
 +
[[Категория:Исчезнувшие народы]]
 +
[[Категория:История еврейского народа]]
 +
[[Крымология-2009]]
 +
[[Категория:Крымология23:Этнические и этнографические материалы в Крымологии]]

Версия 03:52, 10 мая 2024

Хаза́ры (араб. الخزر‎ «ал-хазар», Шаблон:Lang-el (хазарой), Шаблон:Lang-he (кузарим), др.-рус. коꙁаре (читается козаре), Шаблон:Lang-la) — тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён.

Имя является самоназванием, его этимология до конца не ясна. По одной из версий, происходит от тюркской основы kaz — обозначающей кочевание. Также высказаны предположения, что оно восходит:

Хазарским назывались Чёрное и, реже, Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море — см. Хазарское море. На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом (в византийских и итальянских источниках до XVI века).

По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени — белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились акациры, барсилы, савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были барсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе.

Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

Основная статья: Уйгурская теория происхождения хазар

Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской науке[1].

В средневековых генеалогических легендах хазары возводились к потомку Ноя Тогарме. В еврейской литературе они иногда признавались потомками колена Симеона.

До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е гг. оказались в составе Тюркского каганата, после распада последнего в середине VII века создали собственное государство — Хазарский каганат (650969), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе.

Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана, хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму, на Дону и особенно в Нижнем Поволжье, куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате неудачных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье. Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные Гулямы Аббасидского халифата. Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе и хазарско-еврейской общины в Киеве (Урочище Козары существует в Киеве и по сей день). В первой половине IX века три хазарских рода, называемых каварами, из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм, вместе с которыми пришли в Паннонию и в дальнейшем ассимилировались.

О культуре хазар мало данных, так как пока не идентифицированы их археологические следы. Социальная организация в целом не отличалась от аналогичных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии каганов, которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека. К X веку от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах. Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам. Часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм предположительно, под влиянием евреев Дербента.

После падения Хазарского каганата во второй половине X века хазары растворились в среде тюркоязычных кочевых народов. Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм, по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин. Потомками хазар считают себя современные литовские и крымские караимы и др. Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоговорящие народы Северного Кавказа.


Примечания

Шаблон:Примечания Необходимо убрать этот сосуд. Он датируется гораздо более поздним временем.

См. также

Ссылки

Шаблон:Commonscat

  • [Сетевой ресурс: www.khazaria.com/ Хазарский информационный центр Кевина А. Брука]
  • Шаблон:ЭЕЭ
  • Audio. Археолог, д-р истор. наук Магомедов М. Г. о протоболгарах и хазарах. Author: Moussaev M. Z. (Maginhard Avars)
  • [Сетевой ресурс: gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0100.htm Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе]
  • [Сетевой ресурс: www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие]
  • [Сетевой ресурс: gumilevica.kulichki.net/articles/dk.html Работы Л. Н. Гумилёва о Хазарии]
  • [Сетевой ресурс: www.jjew.ru/index.php?cnt=7433 Владимир Петрухин, Хазары: между Русью и иудеями]
  • [Сетевой ресурс: dankir.ru/content/view/31/64/ Хазарский информограф. Сайт об истории хазар]
  • [Сетевой ресурс: www.vostlit.info/Texts/rus13/Sirvan_Derbend/posl13.phtml Комментарий о хазарах В. Ф. Минорского по сообщениям арабских авторов]
  • [Сетевой ресурс: ec-dejavu.ru/k/Khazary.html Карлос дель Валье Родригес. Обращение Хазарии в иудаизм и литературный мотив выбора веры]

Крымология-2009

  1. Обзор мнений см. П.Голден Достижения и перспективы хазарских исследований // Хазары. М.-Иерусалим, С.