Разница между страницами «Евпаторийский десант» и «Автомобилем, поездом, шайтан-арбой в Крым»

Материал из КрымологияА
(Различия между страницами)
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
м (1 версия импортирована)
 
Строка 1: Строка 1:
{{Infobox Military Conflict
+
'''Крымский полуостров''' ранее был соединен десятками железнодорожных и авиационных маршрутов с городами разных республик СССР. В «Атласе туриста» 1985 года даже существовал специальный разворот с картой направлений, откуда можно приехать в [[Крым]]. Сейчас направлений стало меньше. Авиация с 2022 года временно недоступна.
|conflict    = Евпаторийский десант
 
|image=
 
|caption=
 
|partof=        [[Великая Отечественная война]]
 
|date=[[5 января|5]]-[[7 января]] [[1942]]
 
|place=[[Евпатория]]
 
|result=Победа Вермахта
 
|combatant1={{флагификация|СССР}}
 
|combatant2={{флагификация|Третий рейх}}
 
|commander1={{флагификация|СССР}} Г. К. Бузинов
 
|commander2=
 
|strength1={{флагификация|СССР}}700 человек
 
|strength2={{Флаг Третьего рейха}} 1 пехотный полк <br />{{Флаг Третьего рейха}} 2 батальона <br />{{Флаг Третьего рейха}} несколько батарей
 
|casualties1={{флагификация|СССР}}более 600 человек
 
|casualties2={{Флаг Третьего рейха}} ?
 
}}
 
  
'''Евпатори́йский деса́нт''' — тактический морской десант советских войск, высаженный [[5 января]] [[1942]] г. в [[Евпатория|Евпатории]] с целью отвлечения вражеских сил от осаждённого [[Севастополь|Севастополя]] и с [[Керчь|Керченского полуострова]].
+
[[Файл:Крым, Новые Регионы и Юг Центральной России.png|right|thumb|500px|Для Крыма и Новых Регионов поле для сопоставления - это области Юга Центральной России (как сопоставимые по размеру и населению). Они же — чуть ли не важнейший источник туристов]]
 +
Основные регионы, для которых важен Крым как туристическое направление:
 +
* всё Центральное Черноземье (Белгородская, Курская, Воронежская; Тамбовская и Липецкая области)
 +
* Северо-Запад и частично Север (Ленинградская, Псковская, Новгородская области, [[Санкт-Петербург]], .. Вологодская область)
 +
* некоторые богатые области рядом с Москвой
 +
* сама [[Москва]] с областью
 +
* Нижний Новгород, Казань, Уфа, Пермь и Екатеринбург
 +
* регионы с собственным морем (туризм как элемент расширения кругозора): Дагестан, [[Краснодарский край]], Адыгея (море тут конечно «краснодарское»)
  
== Ход операции ==
 
Евпаторийский десант состоял из усиленного батальона [[Морская пехота|морской пехоты]] (700 человек под командованием капитана Г. К. Бузинова). Перевозку его осуществлял отряд кораблей Черноморского флота (базовый [[тральщик]] «Взрыватель», 7 сторожевых катеров типа «МО-IV» и морской буксир «СП-14» под командованием капитана 2-го ранга Н. В. Буслаева), который вышел из Севастополя [[4 января]] в 23 ч 30 мин и за время с 3 до 6 ч утра [[5 января]] произвёл высадку десанта. Десантники овладели южной частью города.
 
  
Противник направил против них из-под Севастополя пехотный полк, 2 батальона и несколько батарей. Штормовая погода помешала оказать помощь десантникам. 3 дня они сражались с превосходящими силами врага. Из семисот десантников осталось в живых меньше сотни.
 
  
Евпаторийский десант отвлёк часть сил противника от Севастополя, а также способствовал закреплению успеха советских войск на Керченском полуострове.
+
'''Железнодорожное сообщение.''' Дальние железнодорожные перевозки в Крыму обслуживаются компанией «Гранд Сервис Экспресс». Большая часть гранд-экспрессовских маршрутов из Крыма доходит до Воронежа (это 4 московских, 3 санкт-петербургских/северо-западных и 1 белгородско-курский/смоленский поезд). Соответственно Воронежская (станция Воронеж 1 (Придача) и ряд других), Липецкая (станция Грязи) и Тамбовская (станция Мичуринск) области обслуживаются непосредственно основным ходом гранд-экспрессовских поездов, а Курская и Белгородская — беспересадочными вагонами.
  
Завершив ликвидацию десанта, немцы расстреляли на Красной Горке в Евпатории  12 640 стариков, женщин, детей<ref>[Сетевой ресурс: evpatoriya-history.info/history/war/desant.php Евпаторийский десант. Читайте, чтобы помнить.]</ref>  и раненых советских моряков.
+
Для Новгородской и Псковской областей есть специальное разветвление маршрута Евпатория-Санкт-Петербург, туда тоже уходят прямые беспересадочные вагоны.
  
== Память ==
+
Перечисленные города-миллионники имеют либо прямое либо транзитное железнодорожное сообщение с Крымом. Впрочем, имеют его и города Поволжья, и Челябинск — но в данном случае это не помогает популярности Крыма.
* Одним из памятных мест славных побед и героической гибели кораблей советского флота — героического десанта Черноморского флота в Евпаторию 5-8 января 1942 — является место при подходе на дистанцию 50 кабельтовых к маяку Евпаторийский. На суше установлен памятник на побережье в нескольких километрах от города [[Саки (город)|Саки]] (1970 г.). Памятник хорошо виден с автодороги в Симферополь. Скульптор изобразил группу моряков-десантников, рвущихся в бой, тем самым увековечив бессмертный подвиг героев, сражавшихся до последней капли крови.
 
* Песня [[Высоцкий, Владимир Семёнович|В. Высоцкого]] «Чёрные бушлаты» <ref>[Сетевой ресурс: militera.lib.ru/poetry/russian/vysotsky/35.html]</ref> посвящена евпаторийскому десанту.
 
  
== Галерея ==
+
Со стороны Северного Кавказа ходят поезда Кисловодск-[[Симферополь]] и Адлер-[[Симферополь]].
<gallery>
 
Файл:Yevpatoriya desant.JPG|Памятник Евпаторийскому десанту ([[1970]]).
 
Файл:Evpat red gorka.jpg|Мемориал «Красная горка».
 
Файл:Evpat desant.jpg|Памятник Евпаторийскому десанту на месте высадки основных сил.
 
Файл:Советский тральщик Т-405 «Взрыватель», выброшенный на берег.jpg|Советский тральщик Т-405 «Взрыватель», выброшенный на берег
 
</gallery>
 
  
== См. также ==
+
Есть железнодорожное сообщение также с Архангельском и Мурманском (через Нижний Новгород и Вологду) и Омском (через Казань и Екатеринбург).
* [[Судакский десант]]
 
  
== Литература ==
 
* Энциклопедия «Великая Отечественная война», 1985
 
== Примечания ==
 
{{примечания}}
 
== Ссылки ==
 
* [Сетевой ресурс: che-ratnik.livejournal.com/287131.html Евпаторийский десант]
 
* [Сетевой ресурс: evpatoriya-history.info/building/desant.php Памятник морякам-десантникам на месте гибели тральщика]
 
* [Сетевой ресурс: evpatoriya-history.info/history/war/desant.php Евпаторийский десант на сайте Евпатории]
 
* [Сетевой ресурс: evpatoriya-history.info/building/tralshik.php Памятник на месте основной высадки десанта в Евпатории]
 
* [Сетевой ресурс: www.yevpatoria.museum.crimea.ua/htm/diorama.htm Диорама «Высадка Евпаторийского десанта. 5 января 1942 г.»]
 
* [Сетевой ресурс: vysotskiy.lit-info.ru/vysotskiy/articles/plohoj-horoshij-chelovek.htm Владимир Высоцкий в Евпатории]
 
  
[[Категория:Крым в Великой Отечественной войне]]
+
'''Автобусное сообщение''' Из всех перечисленных регионов автобусное сообщение с Крымом первостепенно для Дагестана и весьма значимо для Краснодарского края и Адыгеи.
[[Категория:Сражения в Великой Отечественной войне]]
+
 
[[Категория:Советские десанты в Великой Отечественной войне]]
+
'''Автомобильное сообщение.''' Для большей части автотуристов, следующих в Крым, так или иначе основными дорогами будут '''М-4''' (Москва-Краснодар-...) и федеральная автодорога '''А-291 «Таврида»''' ([[Керчь]]-[[Симферополь]]-[[Севастополь]]). Соединением М-4 и Тавриды будут автодороги А-289 и А-290 (т.е. Краснадар-Темрюк-соединение с А-290 и Новороссийск-Керчь).
[[Категория:Сражения в Крыму]]
+
 
[[Категория:Крымология23:Исторические события в Крыму‎]]
+
Есть также маршрут через Новые Регионы (через [[Мариуполь]], севернее [[Бердянск]]а, [[Мелитополь]], [[Генический район]], и далее на [[Джанкой]]), который имеет меньшую протяженность, чем Ростов-Краснодар-Керчь-Симферополь, но пока не может быть признан однозначно приоритетным.
 +
 
 +
''''''Про шайтан-арбу.'''''' Этот транспортный дивайс включен в название потому что сложившаяся ситуация полуизоляции Крымского полуострова отчасти искусственна, и связана не только с военными действиями, но и необходимостью выбирать между полностью монополизированным железнодорожным сообщением, длительной автомобильной поездкой и добиранием в Крым на перекладных. Что совершенно нормально на маршруте из Дагестана (сами крымчане поехали бы в кавказскую республику тоже на комфортабельном междугороднем автобусе), но не нормально на маршрутах из Центральной и Северо-Западной России. Так вот, «на шайтан-арбе»  (с пересадками самого диковинного вида) в [[Крым]] добраться тоже можно.

Текущая версия на 15:06, 3 октября 2025

Крымский полуостров ранее был соединен десятками железнодорожных и авиационных маршрутов с городами разных республик СССР. В «Атласе туриста» 1985 года даже существовал специальный разворот с картой направлений, откуда можно приехать в Крым. Сейчас направлений стало меньше. Авиация с 2022 года временно недоступна.

Файл:Крым, Новые Регионы и Юг Центральной России.png
Для Крыма и Новых Регионов поле для сопоставления - это области Юга Центральной России (как сопоставимые по размеру и населению). Они же — чуть ли не важнейший источник туристов

Основные регионы, для которых важен Крым как туристическое направление:

  • всё Центральное Черноземье (Белгородская, Курская, Воронежская; Тамбовская и Липецкая области)
  • Северо-Запад и частично Север (Ленинградская, Псковская, Новгородская области, Санкт-Петербург, .. Вологодская область)
  • некоторые богатые области рядом с Москвой
  • сама Москва с областью
  • Нижний Новгород, Казань, Уфа, Пермь и Екатеринбург
  • регионы с собственным морем (туризм как элемент расширения кругозора): Дагестан, Краснодарский край, Адыгея (море тут конечно «краснодарское»)


Железнодорожное сообщение. Дальние железнодорожные перевозки в Крыму обслуживаются компанией «Гранд Сервис Экспресс». Большая часть гранд-экспрессовских маршрутов из Крыма доходит до Воронежа (это 4 московских, 3 санкт-петербургских/северо-западных и 1 белгородско-курский/смоленский поезд). Соответственно Воронежская (станция Воронеж 1 (Придача) и ряд других), Липецкая (станция Грязи) и Тамбовская (станция Мичуринск) области обслуживаются непосредственно основным ходом гранд-экспрессовских поездов, а Курская и Белгородская — беспересадочными вагонами.

Для Новгородской и Псковской областей есть специальное разветвление маршрута Евпатория-Санкт-Петербург, туда тоже уходят прямые беспересадочные вагоны.

Перечисленные города-миллионники имеют либо прямое либо транзитное железнодорожное сообщение с Крымом. Впрочем, имеют его и города Поволжья, и Челябинск — но в данном случае это не помогает популярности Крыма.

Со стороны Северного Кавказа ходят поезда Кисловодск-Симферополь и Адлер-Симферополь.

Есть железнодорожное сообщение также с Архангельском и Мурманском (через Нижний Новгород и Вологду) и Омском (через Казань и Екатеринбург).


Автобусное сообщение Из всех перечисленных регионов автобусное сообщение с Крымом первостепенно для Дагестана и весьма значимо для Краснодарского края и Адыгеи.

Автомобильное сообщение. Для большей части автотуристов, следующих в Крым, так или иначе основными дорогами будут М-4 (Москва-Краснодар-...) и федеральная автодорога А-291 «Таврида» (Керчь-Симферополь-Севастополь). Соединением М-4 и Тавриды будут автодороги А-289 и А-290 (т.е. Краснадар-Темрюк-соединение с А-290 и Новороссийск-Керчь).

Есть также маршрут через Новые Регионы (через Мариуполь, севернее Бердянска, Мелитополь, Генический район, и далее на Джанкой), который имеет меньшую протяженность, чем Ростов-Краснодар-Керчь-Симферополь, но пока не может быть признан однозначно приоритетным.

'Про шайтан-арбу.' Этот транспортный дивайс включен в название потому что сложившаяся ситуация полуизоляции Крымского полуострова отчасти искусственна, и связана не только с военными действиями, но и необходимостью выбирать между полностью монополизированным железнодорожным сообщением, длительной автомобильной поездкой и добиранием в Крым на перекладных. Что совершенно нормально на маршруте из Дагестана (сами крымчане поехали бы в кавказскую республику тоже на комфортабельном междугороднем автобусе), но не нормально на маршрутах из Центральной и Северо-Западной России. Так вот, «на шайтан-арбе» (с пересадками самого диковинного вида) в Крым добраться тоже можно.