Транспорт Феодосии: различия между версиями

Материал из КрымологияА
Перейти к навигации Перейти к поиску
ru>А.Крымов
 
м (1 версия импортирована)
 
(нет различий)

Текущая версия на 15:05, 3 октября 2025

Феодосия — современный транспортный узел, где сходятся автомобильные, железнодорожные и морские пути. Предприятия транспорта и связи представлены морским торговым портом Феодосии и предприятием по обеспечению нефтепродуктами, которые предоставляют услуги по переваливанию сухих и нефтеналивных грузов; двумя станциями Крымской железной дороги (собственно Феодосия и станция Айвазовская). Рядом со станцией «Айвазовская» находится междугородная автостанция, обеспечивающая автобусное сообщение между Феодосией и населенными пунктами Крыма (Судак, Симферополь, Ялта, Керчь и др.), городами Украины и России.

Городской транспорт

Пассажирские перевозки в Феодосии осуществляют несколько автотранспортных предприятий, имеющих лицензии на обслуживание определённых маршрутов. Долгое время общественный транспорт в городе был представлен только маршрутными такси, останавливающимися по требованию в любой точке маршрута, в последние годы наметилась тенденция к эволюции частных автоперевозчиков в сторону автобусного формата с остановками только в специально отведённых для них местах. Связано это с заменой маломестных «ГАЗелей» на более вместительные автобусы, ростом пассажиропотока и напряженности автомобильного движения на перегруженных улицах центра города. Тарифная политика перевозчиков жестко регулируется условиями лицензии. Тем не менее они ежегодно поднимаются (например, на маршруте Феодосия — Орджоникидзе они выросли с 1 грн. в 1999 году до 5,2 грн в 2012 году за один билет).

В многолетней перспективе сохраняется соотношение цены самого короткого маршрута (№ 7. Центр-Челнокова) к цене самого длинного (Феодосия-Центр — Карадагская биостанция) как 1:4. Часть маршрутов, связывающая Феодосию с населёнными пунктами, подчинёнными её горсовету, имеет городскую нумерацию, маршруты Феодосия-Центр — Коктебель и Феодосия-Центр — Коктебель, КурортноеБиостанция номеров не имеют. Все автобусные маршруты (кроме № 13 и № 13а) проходят через Рыночную площадь.

№ 1. Ближнее — Центр — Горбольница
№ 1а. Ближнее — Центр — Партизанская — Горбольница
№ 2. мкрн. Ближние Камышист. Айвазовская/Автовокзал — Центр — Тимирязева
№ 3. Центр — Насыпное
№ 106. (бывший № 4) Центр — ст. Айвазовская/Автовокзал — Приморский
№ 106а (бывший № 4а). Центр — Приморский (через Симферопольское шоссе)
№ 5. Центр — ГарнаеваКрымская — Первушина
№ 6. Центр — Первушина — Крымская
№ 7. Центр — Челнокова (западная часть города)
№ 13. БлижнееКрымскаяст. Айвазовская/Автовокзал — мкрн. Ближние Камыши
№ 13а. ЧелноковаКрымскаяст. Айвазовская/Автовокзал — мкрн. Ближние Камыши
№ 14. Горбольница — Лесопарк
№ 15. Горбольница — Первушина (район улицы Крымской)
№ 20. Центр — Орджоникидзе (через Насыпное, Подгорное, Южное)
№ 20а. Центр — ЧелноковаВиноградноеОрджоникидзе (прямой через перевал на Тепе-Оба))
№ 40. Центр — Очистные.
Феодосия (Центр) — Биостанция (через Насыпное, Коктебель, Щебетовку и Курортное)
Феодосия (Центр) — Урочище (через Насыпное, Коктебель и Щебетовку)
Феодосия (Центр) — Коктебель (через Насыпное)

Территория Большой Феодосии обслуживается несколькими крупными службами такси, кроме того в окрестных курортных посёлках есть небольшие местные перевозчики. Основу таксопарка составляют автомобили восточноевропейского производства.

Железнодорожный транспорт

Файл:Железнодорожный вокзал Феодосии.jpg
Железнодорожный вокзал станции Феодосия.

Памятная доска на здании вокзала.

Третьего (пятнадцатого) августа 1892 августа 1892 года, после долгих лет ожиданий и неудачных попыток была открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги. Становление железнодорожной сети в Северном Причерноморье сопровождалось большим накалом страстей. Железная дорога для портовых городов была гарантией экономического процветания.

Шаблон:Цитата

За право иметь железную дорогу велось ожесточённое соперничество между городами региона. Более того, конкурентами Феодосии в разное время были Одесса, города Приазовья, Севастополь.

В 20-х годах XIX века англичане предложили императору Александру I соединить рельсами Феодосию и Москву. Но реальный шанс получить железную дорогу появился у Феодосии после Крымской войны. В 1857 году Главное общество российских железных дорог, учредителями которого были крупнейшие банкирские дома Парижа, Амстердама и Лондона, начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из железнодорожных ветвей должна была прийти в Феодосию. Но из-за финансовых неурядиц, работы на феодосийском участке уже в 1860 году были прекращены: французская компания Трона, фиктивно выплачивавшая рабочим и крайне плохо их обеспечивавшая, стала банкротом.

Известный русско-украинский писатель, этнограф и путешественник Александр Афанасьев-Чужбинский в 1859 году дважды побывал в Феодосии, специально изучал вопрос прокладки путей и написал в итоге:

Шаблон:Цитата

Файл:Мост над жд в Феодосии.jpg
Пешеходный мост над ж/д путём от станции Айвазовская до станции Феодосия

Музей станции Феодосия.

В 1885 году было принято решение о переводе коммерческого порта из Южной бухты в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Особая комиссия, несколько лет изучавшая этот вопрос, так и не смогла остановиться ни на одном варианте. Право окончательного выбора места для главного коммерческого порта Крыма император Александр III предоставил комитету министров.

В результате сторонники феодосийского варианта — председатель комитета и девять его членов (в том числе сын царя — Николай) — оказались в меньшинстве, но Александр III принял сторону меньшинства, тем самым решив судьбу Феодосии.

Линию прокладывали от станции Джанкой Лозово-Севастопольской железной дороги, где использовали железнодорожные сооружения 1857-1860 годов. Был выбран наиболее выгодный маршрут. Железную дорогу вели к феодосийскому порту, а кратчайший путь к нему с севера проходит по берегу моря, поэтому пути проложили по искусственной насыпи у среза воды. На другой искусственной насыпи, полностью изменившей линию берега в районе порта, были построены портовые сооружения. В связи с возведением насыпей был полностью уничтожен участок песчаного пляжа. Поезда доходили лишь до нынешней станции Айвазовская, которую называли «Феодосия». С устройством в 1894 году порта и припортовых линий появилась станция Феодосия-порт, ставшая вскоре основным вокзалом. До 1941 года депо этой станции было центральной базой по обеспечению движения на линии Феодосия — КерчьДжанкой и являлось инициатором ударного труда и стахановского движения в Крыму.

Железная дорога в Феодосии проложена по берегу залива, практически на пляже. Здание вокзала расположено в начале улицы Горького, являющейся естественным продолжением набережной.

Железнодорожное сообщение Феодосии с другими городами

По состоянию на конец 2009 года Феодосия была круглогодично связана железнодорожным сообщением с Москвой, Харьковом, Купянском (Харьковская область) и Днепропетровском. В зимнее время поезд № 097Ч Москва Курская — Феодосия прибывал в Феодосию по чётным дням. Днепропетровский и Купянско-Харьковский поезда прибывали ежедневно. В летнее время город был связан несколькими парами поездов с Москвой, Киевом и Харьковом, а также с Санкт-Петербургом, Брестом, Минском, Витебском и Могилёвом, Днепропетровском, Купянском, Сумами, Луганском и Ясиноватой.

По состоянию на начало лета 2015 года Феодосия связана железнодорожным сообщением только с городами Крыма и России. На беспересадочные вагоны, следующие по маршруту № 562Э Симферополь—Москва Казанская, пассажиры из Феодосии могут сесть на станции Владиславовка (в поселке Владиславовка в 18 км севернее центра города).

Ранее маршрут станция Феодосиястанция Айвазовскаястанция Владиславовка обслуживал пригородный поезд «Волна» на тепловозной тяге. Кроме того, существовал пригородный поезд Феодосия—Вадим, обрезанный КЖД по станции Армянск, — этот поезд связывал Феодосию с Владиславовкой, Кировским, Советским, Нижнегорским, Джанкоем, Красноперекопском и Армянском.

В 2015 году введены дополнительные пригородные поезда сообщением Феодосия—Керчь, Феодосия—Симферополь (через Джанкой с пересадкой) и Феодосия—Армянск (через Джанкой с пересадки или без). Сообщение с Владиславовкой осуществляется утренним Керченским поездом, который физически представляет старую «Волну», с которой феодосийские пассажиры пересаживаются на поезд идущий из Джанкоя в Керчь, используя единый билет. Также до Владиславовки можно добраться поездами, которые в этом поселке только останавливаются: симферопольским, армянским и вторым керченским (с отправлением из Феодосии в 10:45).


Согласно информации на сайте КЖД со станции Феодосия отправляются следующие пригородные беспересадочные поезда:

Морской транспорт

Феодосийский морской торговый порт и Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами («Феодосийская нефтебаза») — два флагмана феодосийской экономики, обеспечивают значительную часть доходной части бюджета города, ведут активную социальную и природоохранную деятельность. Торговый порт содержит собственный детский сад и поликлинику, административная территория нефтебазы признана самой благоустроенной промышленной территорией города. Пассажирское морское сообщение в Феодосии представлено двумя направлениями:

  • Эскурсионная деятельность — одночасовые прогулки по Феодосийскому заливу, и трёхчасовые экскурсии к подножью потухшего вулкана Карадаг.
  • Перевозки по «Единому билету» — с 1 мая по 1 сентября 2014 года в Феодосийской порту осуществляли остановку скоростные катамараны «Сочи-1» и «Сочи-2», курсировавшие по маршруту Анапа — ФеодосияЯлта.

В 2014 году открылась специализированная паромная переправа Новороссийск — Феодосия (преимущественно, для большегрузных фур).

Помимо этого, буксиры морского порта осуществляют спасение на водах, особенно, в тех случаях, когда тихоходные и имеющие лимит устойчивости гребные лодки не могут настигнуть уносимых северо-западным ветром в открытое море туристов.

Дорожная сеть

Феодосия связана автомобильными дорогами с Керчью, Симферополем, Джанкоем, СудакомАлуштой), Орджоникидзе, также в ближайшей округе есть дороги к Ильинскому маяку, дачному поселку на Феодосийском водохранилище, телецентру на вершине Лысой горы.

  • Керченское шоссе ранее начиналось на площади кинотеатра «Украина» недалеко от Казанского собора, проходило через Сарыголь (мимо станции Айвазовская), пересекало железнодорожные пути и уходило в сторону Приморского. После строительства объездной дороги на участке между Ближним Боевым и старым железнодорожным переездом этот участок также стали именовать Керченское шоссе, а участок от площади кинотеатра «Украина» до железнодорожного переезда стал 4-х километровой улицей Федько.
  • Симферопольское шоссе начинается в глубине города от площади Белого Бассейна и образует одну из крупнейших улиц Феодосии, у городской черты к нему с востока примыкает Керченское шоссе (новый участок, обеспечивающий объезд Феодосии с севера).
  • Шоссе на Владиславовку (Джанкой, Армянск) отходит под прямым углом от Керченского шоссе (объездной дороги) на северной окраине города.
  • Шоссе на Орджоникидзе начинается от жилого массива Челноки и является продолжением улиц Победы и Челнокова.
  • Шоссе на КоктебельЩебетовкуСудакАлушту отходит от Симферопольского шоссе далеко за городской чертой в селе Насыпное.
  • Дорога к Ильинскому маяку отходит от шоссе на Орджоникидзе в районе перевала через хребет Тепе-Оба.
  • Две дороги к дачному поселку на Феодосийском водохранилище отходят от Керченского шоссе и от шоссе на Владиславовку.
  • Дорога к телецентру на вершине Лысой горы отходит от улицы Симферопольское шоссе ещё в городе.

С большинством пригородных сел и поселков Феодосия связана Симферопольским шоссе и его ответвлением шоссе Феодосия—Алушта (Ближнее, Солнечное, Насыпное, Подгорное, Южное, Коктебель, Наниково, Щебетовка, Курортное, Краснокаменка). С Береговым и Приморским — Керченским шоссе. С маленькой деревенькой Степное — шоссе на Владиславовку; c Орджоникидзе, Виноградным и Пионерским — шоссе на Орджоникидзе.

Дополнительный транспортный потенциал

В 30-ти километрах от города в поселке Кировское на железной дороге Джанкой — Феодосия расположен военный аэродром, способный принимать самолеты всех типов. В гражданских целях пока не используется.

Шаблон:Кипарисовая статья