Разница между страницами «Симеиз» и «Караизм»

Материал из КрымологияА
(Различия между страницами)
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
ru>А.Крымов
 
Строка 1: Строка 1:
{{КартаПоз|Горный Крым
+
{{Чистить}}
|label  = {{mapkr|Симеиз}}
 
|lat_deg = 44|lat_min = 24|lat_sec = 0
 
|lon_deg = 33|lon_min = 59|lon_sec = 25
 
|width  = 540
 
|float  = right
 
}}
 
  
 +
{{Караимы}}'''Караи́зм''' (({{lang-he|קָרָאִים,}} караим — `читающие`, ({{lang-he|בְּנֵי מִקְרָא}}, бней микра, ({{lang-he|בַּעֲלֵי מִקְרָא}}, ба‘алей микра — `люди Писания`) (также '''караимизм''', иногда называемый ''иудаизмом караимского толка'') — религиозное течение в иудаизме, признаваемое ортодоксальными иудеями еврейской сектой<ref>Сетевой ресурс: www.eleven.co.il/ Караимы. Электронная Еврейская энциклопедия</ref>, а представителями православной церкви — самостоятельной религией. Нужно отметить, что караимизм в работах М. С. Сарача и Ю. А. Полканова определяется как самостоятельное синкретическое религиозное течение, основу которого составляет [[Танах]] ([[Ветхий Завет]]); [[Талмуд]] боговдохновенным писанием караимы не признают. Караимизм исповедуют в настоящее время на территории Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции, Украины, США, России.
  
'''Симеи́з''' ({{lang-uk|Сімеїз}}, {{lang-crh|Simeiz, Симеиз}}) — [[посёлок городского типа]] на [[Южный берег Крыма|южном берегу]] [[Крым|Крымского полуострова]], в Ялтинском регионе Крыма.
+
В мире насчитывается около 22 000 караимов (как представителей караимского народа, так и представителей иных этносов, в том числе еврейского, исповедующих [[караимизм]]); основная страна проживания — [[Израиль]].
  
== Название ==
+
{{commonscat|Karaism}}
Название посёлка имеет греческое происхождение<ref>[http://simeiza.net/o-simeize/proishozhdenie-nazvanija-simeiz О названии «Симеиз»] // Статья — Происхождение названия Симеиз</ref> ([[греческий язык|греч.]] ''σημαια'' — флаг, ''-εις'' — суффикс множественного числа в диалекте крымских греков).
 
  
== География ==
+
== Возникновение караизма ==
Расположен на побережье [[Чёрное море|Чёрного моря]], у подножия горы [[Кошка (гора)|Кошка]], высота центра пгт над уровнем моря — 60 м<ref>{{cite web|url=http://foto-planeta.com/np/173/simeiz.html|title=Симеиз|publisher=Фото-планета|accessdate=2014-12-25}}</ref>.
 
  
== История ==
 
В доисторические времена недалеко от Симеиза — в котловине Беш-Текне, у северных склонов горы Ат-Баш — находилась стоянка древних людей. Первыми исторически засвидетельствованными обитателями Симеиза были [[Тавры (народ)|тавры]]. В окрестностях посёлка они оставили после себя [[дольмены]] и укреплённое поселение на горе Кошка. У подножия горы находится самый большой таврский могильник в Крыму, состоящий из 95 могил. Постоянное поселение в районе Симеиза датируется эллинистическим временем<ref name="Исары">{{книга|автор=Фирсов Л.В.|часть=Исар Лимена – Кале|заглавие=Исары - Очерки истории средневековых крепостей Южного берега Крыма|ссылка=http://isar.org.ua/malenkaya-krepost/isar-limena-kale.html|место=Новосибирск|издательство=Наука. Сибирское отделение|год=1990|}}</ref>.
 
  
Бывшее укреплёное поселение тавров в [[средние века]] превратилось в [[феодализм|феодальный]] замок, господствовавший над сельской округой. Тогда же [[Византийская империя|византийцы]], которым в то время принадлежал [[ЮБК|Южный берег Крыма]], основали неподалёку укреплённый монастырь. Возможно, именно в эту эпоху поселение получило название ''Сембос''. После того, как власть Византии ослабла, Сембос вместе со всем южным берегом вошёл в состав [[Генуэзская республика|генуэзского]] Капитанства Готия. Генуэзцы превратили византийский замок в укрепление, руины которого частично сохранились до наших дней<ref name="Исары"/>.<!-- Лимен-Исар? -->
+
Период зарождения относят предположительно к [[VIII]] веку. Важную роль в становлении вероучения сыграл [[Анан бен Давид]] из [[Багдад]]а. Расцвет караимизма пришелся на [[VIII]][[XII]] века.
  
После завоевания генуэзских владений [[Османская империя|османами]] в 1475 году Сембос стал небольшой деревней, входившей в состав [[Мангупский кадылык|Мангупского кадылыка]] [[Кефинский санджак|Кефинского санджака]]. По материалам переписи Кефинского санджака 1520 года в приписанном к ''Инкирману'' селении Сембос числилось 30 семей, исключительно христиан. К 1542 году Сембос переподчинили [[Балаклава|Балыклагу]], но он оставался христианской деревней: 31 полная семья, 1 — потерявшая мужчину-кормильца и 3 взрослых холостых мужчин<ref>{{книга
+
Караимское движение берет своё начало в городе [[Багдад]]е на территории современного [[Ирак]]а (тогдашнего Аббасидского халифата) приблизительно в середине [[VIII]] в. н. э. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид, о жизнедеятельности и трудах которого мы знаем очень немного, за исключением поздних и не слишком достоверных легенд и преданий, исходящих в основном от противников Анана. Одна из легенд{{источник?}} утверждает, что секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри багдадской еврейской общины. Еврейский [[экзиларх]] был бездетным, но имел двух племянников — Анана и Хананью. Когда [[экзиларх]] умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье. Возмущенный Анан перешел к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осуждён на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись — это убедить [[халиф]]а, что он является не противником [[иудаизм]]а (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, так возникла секта караимов. Неизвестно, насколько правдива эта история. Караимы считают её клеветой и претендуют на то, что придерживаются истинной религии Библии: [[Талмуд]] и [[Устный Закон|Устное Предание]] лишь извратили иудаизм. И действительно, не исключено, что караимы возникли из остатков более ранних течений в иудаизме, со времён [[Второй храм|Второго Храма]] подвергавших сомнению Устную Тору. Открытие [[Кумранские рукописи|свитков Мертвого моря]] породило многочисленные гипотезы относительно возможного влияния Кумранской общины и ее литературы на ранние еврейские секты, впоследствии слившиеся с караимами (См. [[Еврейские малые секты]]). Главным аргумента в пользу преемственности между караимами и Кумранской общиной приводится иногда факт обнаружения среди рукописей Мертвого моря фрагментов Дамасского документа («Мегиллат брит Даммесек»), копии которого были найдены ранее в [[Каирский гениз|Каирской генизе]] и которые относятся к памятникам литературы [[саддукеи|саддукеев]].
|автор        = Yücel Öztürk.
 
|заглавие      = Osmanlı Hakimiyeti'nde Kefe: (1475-1600)
 
|жанр  = история
 
|ответственный =
 
|ссылка        = http://www.kygm.gov.tr/TR,745/osmanli-hakimiyetinde-kefe.html
 
|место        = Ankara
 
|издательство  = Kültür ve Turizm Bakanlığı Yayınları
 
|год          = 2000
 
|том          = 1
 
|страниц      =  570
 
|страницы      =
 
|isbn          = 975-17-2363-9
 
}}</ref>. С XVII века на южном побережье Крыма начинает распространяться ислам<ref>{{cite web|url=http://crimeagold.com.ua/peoples/crimea_tatars.htm|title=Народы Крыма. Крымские татары|author=[[Герцен, Александр Германович|А.Г. Герцен]]|publisher=Древнее золото Крыма|accessdate=2016-03-31|lang=}}</ref>. [[Крымское ханство|Крымскому ханству]] Симеиз принадлежал всего 9 лет — от обретения ханством [[Кючук-Кайнарджийский мирный договор|независимости]] в 1774 году<ref>[[s:Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774)|Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774). Арт. 3]]</ref> до [[Присоединение Крыма к Российской империи|присоединения Крыма к России]] (8) 19 апреля 1783 года{{sfn|Гржибовская|1999|loc=Манифест о принятии полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под российскую державу. 1783 год с. 96}}, но к этому времени христиан в деревне, видимо уже не было — в ведомостях о выведенных из Крыма в Приазовье христианах [[А. В. Суворов]]а и [[митрополит]]а [[Игнатий Мариупольский|Игнатия]] 1778 года Симеиз не фигурирует.
 
  
После [[Присоединение Крыма к Российской империи|присоединения Крыма к России]] (8) 19 апреля 1783 года{{sfn|Гржибовская|1999|loc=Манифест о принятии полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под российскую державу. 1783 год с. 96}}, (8) 19 февраля 1784 года, именным указом [[Екатерина II|Екатерины II]] [[Правительствующий сенат|сенату]], на территории бывшего Крымского Ханства была образована [[Таврическая область]] и деревня была приписана к [[Симферопольский уезд|Симферопольскому уезду]]{{sfn|Гржибовская|1999|loc=Указ Екатерины II об образовании Таврической области. 8 февраля 1784 года, стр. 117}}. После [[Павел I|Павловских]] реформ, с 1796 по 1802 год, входила в [[Акмечетский уезд]] [[Новороссийская губерния|Новороссийской губернии]]<ref>[[s:Полное собрание законов Российской империи (Сперанский)/Собрание первое/17634|О новом разделении Государства на Губернии. (Именный, данный Сенату.)]]</ref>. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года [[Таврическая губерния|Таврической губернии]]{{sfn|Гржибовская|1999|loc=Из Указа Александра I Сенату о создании Таврической губернии, с. 124}}, Симеиз был включён в состав [[Махульдурская волость|Махульдурской волости]] Симферопольского уезда.
+
Так или иначе, Анан бен Давид явился основателем диссидентского религиозного движения, основным содержанием которого было отрицание [[Талмуд]]а. Сторонники Анана следовали провозглашенному принципу буквального истолкования священного Писания, а также отличались от евреев (называемых ими «талмудистами» или «раввинистами») по целому ряду религиозных практик и традиций: в праздновании праздника [[Шаббат]] они понимали стих книги Шмот (35:3) как запрет на использование в субботу любого огня и таким образом проводили весь день в темноте{{источник?}}. Из-за споров о значении стиха (Ваикра, 23:15-16) караимы соблюдают праздник [[Шавуот]] (в память дарования Торы) в другой день, чем это делают остальные евреи, и не отмечают [[Ханука|Хануку]], поскольку в Библии этот праздник не упомянут. Так же изменения в проведении обряда обрезания, в законах ритуальной чистоты и степенях родства при заключении брака, в устройстве синагог и литургической обрядности. Так началось, собственно говоря, прото-караимское движение — дело в том, что ученики Анана ещё не называли себя караимами, используя термин «ананиты», то есть «последователи Анана».
[[Файл:ПАК над скалой Дива от верхнего шоссе.jpg|left|мини|Вид на Симеиз]]
 
По ''Ведомости о всех селениях в Симферопольском уезде состоящих с показанием в которой волости сколько числом дворов и душ… от 9 октября 1805 года'', в деревне Симеиз числилось 22 двора и 148 жителей, исключительно [[крымские татары|крымских татар]]<ref name="Лашков">{{книга|автор=Лашков Ф. Ф.|часть=Ведомость о всех селениях в Симферопольском уезде состоящих с показанием в которой волости сколько числом дворов и душ… от 9 октября 1805 года. Стр. 88|заглавие=Известия таврической учёной комиссии, т. 26.|ссылка=http://library.chersonesos.org/showtome.php?tome_code=27&section_code=1|издательство=Симферополь : Таврическая Губернская Типография|год=1897|}}</ref>. На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года деревня ''Симеис'' обозначена с 21 двором<ref>{{cite web|url=http://www.archmap.ru/1817/33-b2-4.jpg|title=Карта Мухина 1817 года.|publisher=Археологическая карта Крыма|accessdate=2016-04-01|lang=}}</ref>. Имение «Симеиз» было основано известным промышленником секунд-майором [[Мальцов, Иван Акимович|Иваном Акимовичем Мальцовым]] в 1828 году и через несколько лет имело площадь 567 десятин земли. Значительная часть имения была занята виноградниками и фруктовыми садами. После реформы волостного деления 1829 года Симеиз, согласно ''«Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 года»'', передали в состав [[Алуштинская волость (Симферопольский уезд)|Алуштинской волости]]{{sfn|Гржибовская|1999|loc=Ведомость о казённых волостях Таврической губернии 1829 г. с. 127}}, а, после образования в 1838 году [[Ялтинский уезд|Ялтинского уезда]]<ref>{{cite web|url=http://poluostrov-krym.com/goroda/yalta/istoriya.html|title=Полуостров Сокровищ. История. Ялта|publisher=|accessdate=2013-05-24|lang=|archiveurl=https://www.webcitation.org/6GrYDQgIG|archivedate=2013-05-25}}</ref>, деревню передали в состав [[Алуштинская волость (Ялтинский уезд)|Алуштинской волости]]. На карте 1842 года Симеиз обозначен условным знаком «малая деревня», то есть, менее 5 дворов<ref>{{cite web|url=http://www.archmap.ru/1842/42-7-4.jpg|title=Карта Бетева и Оберга. Военно-топографическое депо, 1842 г.|publisher=Археологическая карта Крыма|accessdate=2016-04-01|lang=}}</ref>.
 
  
По итогам [[Земская реформа Александра II|земской реформы]] [[Александр II|Александра II]] 1860-х годов деревня была приписана к [[Дерекойская волость|Дерекойской волости]]. Согласно ''«Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года»'', составленному по результатам VIII [[Ревизские сказки|ревизии]] 1864 года, ''Семеиз'' — [[государственные крестьяне|казённая]] татарская деревня с 38 дворами, 157 жителями и мечетью ''при речке безъименной''<ref name="Список">{{cite web|url=http://dlib.rsl.ru/viewer/01003831183#?page=81|title=Таврическая губерния. Список населённых мест по сведениям 1864 г. Стр. 81|author=М. Раевский|publisher=Санкт-Петербург. Центральный Статистический комитет МВД. Типография Карла Вульфа|год=1865|accessdate=2016-04-03|lang=}}</ref>. На ''трёхверстовой'' карте 1865—1876 года в деревне обозначено 48 дворов<ref>{{cite web|url=http://www.archmap.ru/1876/3512/35-12-c.htm|title=Трехверстовая карта Крыма ВТД 1865-1876. Лист XXXV-12-c|publisher=Археологическая карта Крыма|accessdate=2016-04-03|lang=}}</ref>. На 1886 год в деревне ''Салейз'', согласно справочнику «Волости и важнѣйшія селенія Европейской Россіи», проживало 319 человек в 47 домохозяйствах, действовали мечеть и лавка<ref name="Волости">{{книга
+
Термин караимы появляется несколько позднее, в IX веке, в работах теолога Биньямина бен Моше Наавенди, назвавшего этим именем различные антиталмудические движения (в том числе и ананитов), объединившееся в IX—X веках под общим названием «караимы». Даже само название «караим» («чтецы» или «читающие»; «караим» — это множественная форма от древнееврейского «карай») отражает основную характеристику данного движения — почитание (или, если угодно, «чтение») священного Писания (то есть Ветхого Завета или ТаНаХа) как единственного и прямого источника религиозной истины. Существуют также два других, менее распространённых, но, тем не менее, важных древнееврейских термина для понимания сути караимского движения: бней-микра («сыны (последователи) Писания») или баалей-микра («владеющие Писанием», «люди Писания», בַּעֲלֵי מִקְרָא, בְּנֵי מִקְרָא, קָרָאִים,).
|автор    =
 
|заглавие  = Волости и важнѣйшія селенія Европейской Россіи. По данным обслѣдованія, произведеннаго статистическими учрежденіями Министерства Внутренних Дѣл, по порученію Статистическаго Совѣта
 
|жанр = статистический справочник
 
|ответственный =
 
|ссылка    = http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9007-vyp-8-gubernii-novorossiyskoy-gruppy-ekaterinoslavskaya-tavricheskaya-hersonskaya-bessarabskaya-spb-1886#page/81/mode/inspect/zoom/8
 
|место    = Санкт-Петербург
 
|издательство = Статистический комитет МВД
 
|год      = 1886
 
|том      = 8
 
|страниц    = 157
 
|страницы  = 81
 
|isbn    =
 
}}</ref>. Согласно ''«Памятной книге Таврической губернии 1889 года»'', по результатам Х ревизии 1887 года, в деревне Симеиз числилось 77 дворов и 349 жителей<ref name="1889 года">{{Книга:Памятная книжка Таврической губернии}}</ref>. На ''верстовой'' карте 1890 года в деревне обозначено 79 дворов с татарско-русским населением<ref>{{cite web|url=http://www.archmap.ru/1890/XIX-12.htm|title=Верстовая карта Крыма, конец XIX в. ЛистXIX-12|publisher=Археологическая карта Крыма|accessdate=2016-04-05|lang=}}</ref>.
 
  
После [[Земские учреждения (по Положению 1890 года)|земской реформы]] 1890-х годов<ref>{{книга|заглавие=История земства за сорок лет. Т. 4; История земства|автор=Борис Веселовский|ссылка=http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=647|издательство=Санкт-Петербург : Издательство О. Н. Поповой |год=1911|}}</ref>, которая в Ялтинском уезде прошла после 1892 года деревня осталась в составе преобразованной Дерекойской волости. По ''«…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год»'' в деревне Семеиз, составлявшей Семеизское [[Сельское общество (Российская империя)|сельское общество]], числилось 358 жителей в 70 домохозяйствах<ref name="Календарь">{{Книга:Календарь и Памятная книжка Таврической губернии на 1892 год|75|1}}</ref>. По ''«…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год»'' в деревне Симеиз, составлявшей Симеизское сельское общество, числилось 402 жителя в 51 домохозяйстве<ref name="Календарь и памятная">{{Книга:Календарь и Памятная книжка Таврической губернии на 1902 год|134—135|1}}</ref>. В ''Статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года''<ref name=autogenerated1>Статистический справочник Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск восьмой Ялтинский уезд, 1915 г.</ref> в Дерекойской волости Ялтинского уезда значится уже село Симеиз{{sfn|Гржибовская|1999|loc=Статистический справочник Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск восьмой. Ялтинский уезд, 1915 год, стр. 297}}.
+
Период X-XI веков, называющийся часто «золотым веком» в истории развития караимского движения, ознаменован активной миссионерской деятельностью и распространением караимизма далеко за пределы Багдада и Персии. В этот период отдельные, достаточно многочисленные общины караимов возникают в таких географических регионах, как Палестина (с центром в [[Иерусалим]]е и Рамле), [[Египет|Египте]] ([[Каир]]), [[Испания]] (тамошняя община вскоре была изгнана кастильским правительством в результате спровоцированного раввинистами конфликта{{источник?}}), [[Кавказ]] и [[Византия]]. Особенно любопытен интерес караимов к земле Израиля — именно ранние караимы, объединившиеся в группу «Авелей Цион» («скорбящие по Сиону»), были одними из первых еврейских мыслителей, призывавших всех евреев в изгнании (на иврите «галут») начать переселяться в [[Земля обетованная|землю обетованную]]. Успех миссионерской деятельности караимского движения в X-XI веках был несомненен. Более того, именно в полемике с соперниками-караимами, в дискуссиях и спорах с ними, собственно говоря, во многом сформировалась средневековая еврейская цивилизация в той форме, в какой она нам известна на сегодняшний день.
  
В начале XX века по инициативе братьев Николая Сергеевича и [[Мальцов, Иван Сергеевич (генерал)|Ивана Сергеевича]] Мальцовых на части территории их имения, которую они продали под строительство дач и пансионов, возник курортный посёлок ''Новый Симеиз''. Вскоре посёлок стал одним из самых престижных и благоустроенных буржуазно-аристократических курортов Крыма. В этот период был разбит курортный парк, построен ряд вилл, сохранившихся до сих пор («Ксения», «Миро-Маре» и др.). Большая часть домов посёлка была сооружена по проектам инженера Якова Петровича Семёнова. В 1912 году император [[Николай II]] с семьёй посетил Симеиз и встречался с Иваном Сергеевичем Мальцовым. Посёлок Новый Симеиз был записан самостоятельным селением ''Статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года''<ref name=autogenerated1 /> в составе Дерекойской волости Ялтинского уезда{{sfn|Гржибовская|1999|loc=Статистический справочник Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск восьмой. Ялтинский уезд, 1915 год, стр. 297}}
+
== Караимы в Израиле ==
[[Файл:Вілла_Ксенія_3.jpg|left|thumb|200px|Вилла Ксения]]
 
После установления в Крыму Советской власти, по постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года<ref>{{Книга:История городов и сел Украинской ССР. Крымская область|521|1}}</ref> была упразднена волостная система и село подчинили Ялтинскому району Ялтинского уезда<ref>{{Книга:История городов и сел Украинской ССР. Крымская область|197—202|1}}</ref>. Начиная с 1921 года на базе национализированных большевиками дач и пансионов создаются пансионаты и санатории. В 1922 году уезды получили название округов<ref name="НАСЕЛЕНИЕ">{{cite web||url=http://kirimtatar.com/index.php?option=com_content&task=view&id=24&Itemid=370|title=НАСЕЛЕНИЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ|publisher=И.М.Саркизов-Серазини, 1925|accessdate=2013-06-08|lang=|archiveurl=https://www.webcitation.org/6HE32h4jp|archivedate=2013-06-08}}</ref>. Согласно ''Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года'', в селе Симеиз, центре Симеизского сельсовета Ялтинского района, числилось 153 двора, из них 112 крестьянских, население составляло 622 человека, из них 431 крымский татарин, 119 русских, 31 грек, 25 украинцев, 7 белорусов, 3 еврея, 1 немец, 5 записаны в графе «прочие», действовали русская, татарская и греческая школы I ступени. Также в составе сельсовета числился курорт Симеиз Новый, с 174 дворами (9 крестьянских) и 591 жителем: 451 русский, 40 украинцев, 31 еврей, 25 татар, 11 поляков, 10 белорусов, 4 латыша, 3 немца, 3 эстонца, 1 грек, 12 записаны в графе «прочие»<ref name="Коллектив">{{книга|автор=Коллектив авторов (Крымское ЦСУ)|заглавие=Список населённых пунктов Крымской АССР по всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года.|ссылка=http://lib.rgo.ru/reader/flipping/Resource-2351/002_R/index.html|место=Симферополь|издательство= Крымское центральное статистическое управление.|год=1927 |страниц = 219|страницы=192, 193}}</ref>. В 1927 году Симеизский курорт посетило около 10 тысяч человек. Почти все санатории Симеиза специализировались на лечении [[чахотка|чахотки]]. В 1930 году был заложен Приморский парк, а начиная с 1932 года курорт стал круглогодичным.
 
  
С началом [[нацистская Германия|немецкой]] оккупации Крыма осенью 1941 года многие жители Симеиза ушли в горы и стали участниками Ялтинского партизанского отряда. Осенью 1942 года несколько высадок на берег совершили моряки Черноморского флота. Много жителей посёлка погибло от рук оккупантов, которые практиковали расправы с мирным населением в ответ на вылазки партизан. [[Красная Армия]] освободила Симеиз 16 апреля 1944 года, 18 мая того же года крымские татары из посёлка, согласно
+
Караимские общины существуют на территории современного Израиля с IX века. В современном Израиле караимы рассматриваются как религиозное течение внутри единого еврейского народа. Большинство караимов прибыло в Израиль из Египта, а также Ирака и Турции. В 90-х годах [[XX век]]а, в Израиль прибыло несколько сот караимов и лиц смешанного происхождения из стран СНГ.
Постановлению [[Государственный комитет обороны (СССР)|ГКО]] № 5859 от 11 мая 1944 года, были [[Депортация крымских татар|депортированы]] в [[Средняя Азия|Среднюю Азию]]<ref>[[s:Постановление ГКО № 5859сс от 11.05.44|Постановление ГКО № 5859сс от 11.05.44]]</ref>. 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма», по которому в район из [[Ростовская область|Ростовской области]] РСФСР переселялись 3000 семей колхозников<ref>[[s:Постановление ГОКО № 6372с от 12. 08. 44 г.|Постановление ГКО от 12 августа 1944 года № ГКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма»]]</ref>.
 
  
[[Файл:MountainKoshkaSimeiz.jpeg|thumb|200px|Гора Кошка]]
+
Караимская община официально не признана государством, но имеет свой независимый религиозный суд, юридический статус которого в рамках законодательства государства Израиль не определён. Крупнейшие общины расположены в [[Рамла|Рамле]], [[Ашдод]]е, [[Беер-Шева|Беер-Шеве]], [[Офаким]]е и отдельных караимских [[мошав]]ах.
В послевоенные годы началось активное восстановление и развитие курорта. Полностью все разрушения военных лет были ликвидированы к 1955 году. Основные санатории и дома отдыха созданные в послевоенный период: санаторий «Симеиз» (бывший им. XXII съезда КПСС), детский санаторий «Москва», санаторий им. Н. А. Семашко (ныне один из его корпусов является гостиницей «Лиго Морская»), детский санаторий «Пионер», санаторий «Юность» (бывший им. Ленина, а до того «Селям»), санаторий «Красный маяк», санаторий «Голубой Залив».
 
  
В послеперестоечный период состояние курорта существенно ухудшилось: плохо убирается оставляемый отдыхающими и коммерсантами мусор, не соблюдается режим на заповедных территориях, посещение которых должно быть запрещено, вырубается редкое реликтовое растение [[можжевельник древовидный]].
+
В последние десятилетия в общине наблюдаются два встречных процесса: светская молодёжь ассимилируется израильской культурой, не ассоциируя себя с отдельной караимской общностью, с другой стороны община активно принимает прозелитов из числа израильских евреев, разочаровавшихся в талмудической форме иудаизма. Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями.
  
Ещё с 1950-х годов «дикий» пляж близ Симеиза был облюбован отдыхающими-нудистами, приезжавшими сюда со всего СССР. С начала 1990-х годов посёлок также стал популярен у отдыхающих [[ЛГБТ|нетрадиционной сексуальной ориентации]]<ref>[http://www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=1261 Лучший гей-курорт, со ссылкой на: А. Мащенко. Крымское время, № 176, 2003 г.] // crimea.ru {{проверено|25|6|2009}}</ref><ref>[http://www.nr2.ru/crimea/69669.html Симеиз — единственное место на территории СНГ, где Моисееву и Киркорову нечего бояться] // Новый Регион — Крым {{проверено|25|6|2009}}</ref>.
+
== Караимы в Турции ==
[[Файл:Симеиз, вид с горы Кошка.jpg|thumb|Симеиз, вид с горы Кошка]]
+
''Основная статья: '''[[Караимская община в Турции]]'''''
  
== Население ==
+
Стамбул — был одним из основных центров караимизма в Средние Века. В результате процессов миграции и депопуляции караимская община Стамбула уменьшилась с 3 000 членов<ref>''Album «Karaites of Turkey»''/ compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — 53 pages [Параллельное название: ''Альбом «Караимы Турции»'' / сост. В. И. Кефели — Симферополь-Слиппери Рок, 2005. — 53 стр.]</ref> в XIX веке, до менее 100 человек в начале XXI века. В Стамбуле действует старинная караимская кенасса, имеется кладбище и благотворительное общество. Члены общины, в основном, люди преклонного возраста.
{{Население|Симеиз|Столбцов=6}}{{Население|Симеиз|график}}
 
  
В 1926 году на территории Симеизского сельсовета Ялтинского района числилось 327 дворов, из них 117 крестьянских, население составляло 1123 человека, из них 570 русских, 456 крымских татар, 65 украинцев, 33 еврея, 32 грека, 17 белорусов, 4 немца, 4 латыша, 3 эстонца, 17 записаны в графе «прочие». В летние месяцы численность населения посёлка многократно увеличивается за счёт приезжих<ref name="simeiznaselenie">[http://simeiza.net/o-simeize/naselenie-simeiza Статья — Население Симеиза] // simeiza.net</ref>.
+
== Караизм в Восточной Европе ==
 +
Особенно горячие споры и дискуссии вызывает проблема появления караимов на территории Восточной Европы, то есть в [[Крым]]у, Литве и Польше. В традиционной историографии Восточной Европы общепринятой является [[караимы (этнос)|тюркская теория происхождения караимов]].
  
== Экономика ==
+
Караимизм — одна из 5 официально признанных религий Литвы. В современной Литве имеются действующие караимские храмы-[[кенассы]] в Вильнюсе и Тракае (кенасса в Паневежисе была снесена в советское время), функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется общее татарско-караимское кладбище, разделенное, впрочем, на две части). Издан полный караимский молитвослов на караимском языке.
Основа экономики посёлка — обслуживание отдыхающих. Симеиз — известный приморский климатический курорт, есть противотуберкулёзные санатории.<br>В соседней Алупке имеется филиал Массандровского винзавода.{{нет АИ|1|05|2016}}
 
  
== Транспорт ==
+
По данным последней переписи Литвы (2001 год) караимов насчитывалось 273. Приверженцев [[караизм]]а при этом оказалось лишь 258 человек.
Симеиз связан маршрутными такси со следующими городами:
 
* № 115 Симеиз (автостанция) — Алупка (автостанция) — Ялта (автовокзал);
 
* № 107 Кацивели (аквапарк) — Симеиз (Голубой залив) — Симеиз (автостанция) — Алупка (автостанция) — Ялта (автовокзал)
 
* № 142 Симеиз (автостанция) — Алупка (питомник) — Южнобережное шоссе — Ялта (11 микрорайон) — Ялта (автовокзал).
 
  
[[Файл:Antena v simeize postroena v 1955.jpg|thumb|175px|Одна из антенн Симеизского отдела Крымской астрофизической обсерватории]]
+
Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и утеряли, в большинстве, свою религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует Караимский религиозный союз Польши. В Варшаве сохраняется отдельное караимское кладбище.
  
== Наука ==
+
Караимы Франции в XX веке приняли православие или католицизм. В их числе и известный меценат [[М. Сарач.]]
В Симеизе, на горе Кошка расположен известный как [[Симеизская обсерватория]] Симеизский отдел [[Крымская астрофизическая обсерватория|Крымской астрофизической обсерватории]]. Здесь была расположена первая в мире станция слежения за лунными космическими аппаратами, использовавшаяся для контроля за полётом космических аппаратов «[[Луна-1]]» (январь 1959 года) и «[[Луна-2]]» (сентябрь 1959 года), а позднее принявшая первые фотографии обратной стороны Луны (космический аппарат «[[Луна-3]]», октябрь 1959 года).<ref>[http://rniikp.ru/ru/about/publ/tele50y.html А. С. Селиванов. Вклад российского НИИ космического приборостроения в развитие космического телевидения] // rniikp.ru {{проверено|9|7|2010}}</ref><ref>[http://www.popmech.ru/article/6381-temnaya-storona-lunyi/ Тёмная сторона Луны: Первые фотографии невидимой стороны Луны] // popmech.ru {{проверено|9|7|2010}}</ref>
 
  
Астероид [[748) Симеиза]] открытый русским астрономом [[Неуймин, Григорий Николаевич|Григорием Неуйминым]] в 1913 году в [[Симеизская обсерватория|Симеизской обсерватории]] назван в честь города Симеиза и одноимённой обсерватории, где и был открыт. Это первый астероид, открытый с территории России.
 
  
В Симеизе находится один из компонентов системы «[[Интеркосмос]]». Представляет собой экспериментальную лазерную станцию наблюдения искусственных спутников Земли<ref name="sim">[http://ukrainian.su/bolshaya-yalta/otdyikh-v-simeize.html Достопримечательности Симеиза ] — Города и области Украины</ref>.
 
  
== Достопримечательности ==
+
== Караимы в США ==
[[Файл:Скала Дива, Симеиз, Крым.jpg|слева|мини|Скала Дива, Симеиз]]
 
Рядом с посёлком, на горе Кошка — остатки укреплений Лимен-Исар<ref name="simeizkrepost">[http://simeiza.net/istorija-simeiza/krepost-na-gore-koshka Крепость на горе Кошка]</ref>. (VIII—I вв. до н. э.). Над морем возвышаются скалы [[Дива (скала)|Дива]] и [[Панея (скала)|Панея]], вокруг которой найдены остатки небольшого поселения и нескольких храмов<ref name="simeizpanea">[http://simeiza.net/istorija-simeiza/krepost-u-skaly-panea Крепость и храм у скалы Панеа]</ref>.
 
  
В посёлке есть мечеть и православный храм Покрова пресвятой Богородицы.
+
В США ныне проживает небольшое число караимов из Восточной Европы; караимская община представлена выходцами из стран Ближнего Востока имеется в Дэли-сити вблизи Сан-Франциско, тут же действует и караимский храм.
  
Одни из самых красивых зданий: виллы Ксения и Мечта, начала XX века. (с 2017 года проводятся реставрационные работы).
+
== Отношение к караизму и караимам со стороны властей и представителей иных религий ==
  
Рядом с виллой Ксения находится [[Симеизский парк|парк]] с кипарисовой аллей с копиями древнегреческих статуй.
+
Митрополит Православных Русских Церквей в Западной Европе Евлогий (1942 г.):
  
== Известные люди ==
+
{{Цитата|Российская Православная Церковь рассматривала всегда караимскую религию как совершенно самостоятельную и никогда не смешивала её с еврейской религией.
В Симеизе в разное время проживали<ref name="simeizludit">[http://simeiza.net/istorija-simeiza/izvestnye-ljudi-v-simeize Известные люди в Симеизе ] — Симеиз</ref> [[Рахманинов, Сергей Васильевич|Сергей Рахманинов]], [[Коцюбинский, Михаил|Михаил Коцюбинский]], [[Милютин Дмитрий Алексеевич|Дмитрий Милютин]], [[Алдошин, Сергей Михайлович|Сергей Алдошин]], [[Сельвинский, Илья Львович|Илья Сельвинский]], [[Паустовский, Константин Георгиевич|Константин Паустовский]], [[Вишня, Остап|Остап Вишня]], [[Толстой, Лев Николаевич|Лев Толстой]] и путешественник, основатель [[Харбин]]а, инженер-путеец [[Свиягин, Николай Сергеевич|Н. С. Свиягин]].
+
Караимская религия признает Ветхий Завет с десятью заповедями, входящий в другие монотеистические религии (например, мусульманскую), признает Иисуса Христа и Магомета великими пророками и отвергает Талмуд, который является основою и главным содержанием еврейской религии.
 +
По этим основаниям караимы никогда не смешивались российскими императорскими законами с евреями и пользовались всеми правами коренного населения, которыми евреи не пользовались, — например, производились в офицерские чины, допускались в привилегированные учебные заведения и проч.}}
  
== Симеиз в культуре ==
+
Митрополит Западно-Европейского Православного Русского митрополичьего округа Серафим (апрель 1942 г.):
* В Симеизе происходит действие фильма «[[Шапито-шоу]]<ref>[https://www.youtube.com/watch?v=1lq0bdazs5o Трейлер фильма „Шапито“]</ref>».
 
* В Симеизе происходит действие короткометражного фильма под названием «Последний король Симеизского пляжа»{{нет АИ|26|08|2016}}.
 
  
== Фильмы, снимавшиеся в Симеизе ==
+
{{Цитата|Караимское вероучение, по признанию Русской Православной Церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов русское правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан, без всяких ограничении.}}
* Некоторые сцены фильма «[[Личная жизнь королевы]]» снимались на симеизском пляже.
 
* В фильме «[[Новые приключения неуловимых]]» эпизод, где Яшка-цыган прыгает в море, был снят на Симеизском пирсе. Дублёр (местный житель) прыгал со скалы Дива<ref>[https://www.youtube.com/watch?v=-w9J4zMB_5k Тайны советского кино. Неуловимые мстители]</ref>.
 
* В Симеизе снимался эпизод фильма «[[Рассказ барабанщика]]» ([[Укртелефильм]], 1985 г.).
 
* В качестве типичного южного городка для съёмок фильма «[[Бедные родственники (фильм)|Бедные родственники]]» был выбран Симеиз.
 
* Сцены фильма «[[Тайна железной двери]]» снимались на территории [[Крымская астрофизическая обсерватория|Крымской астрофизической обсерватории]] и на дороге между Симеизом и обсерваторией<ref>Кино, снятое в Крыму: [http://crif.in.ua/Т/Тайна_железной_двери Тайна железной двери]</ref>.
 
  
[[Категория:Крымология23:Действующие НП Крыма]]
+
Протоиерей Семен Стариков, долго проживший в Крыму и хорошо знавший караимов, писал:
[[Категория:Посёлки городского типа Крыма]]
+
 
 +
{{Цитата|Если познакомиться с религией караимов, то можно видеть, что их Библией считалось Пятикнижие Моисеево, что они признавали Иисуса Христа пророком, но наравне считали пророком и Магомета, что они верят в переселение душ, что их праздники идут по лунному календарю, что положение женщины и до, и после замужества, основывается на учении Магомета, что у кенасы строился, как у мечети, „фонтан“ и было специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенасу снималась обувь, как у магометан. Особенно почиталась книга „Левит“ (из Пятикнижия Моисея) и из неё главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов и как-то приближалось к учению первохристиан. Характерно, что в учениях караимов нет высказываний, возвышающий этот народ над прочими, нигде не проповедуется рознь между людьми, но о человеколюбии достаточно говорится…}}
 +
 
 +
Судя по тексту, напечатанному 11 декабря 1941 г. владыкой Римско-Католической Церкви Парижа, Католическая Церковь, со своей стороны, определяет её так:
 +
 
 +
{{Цитата|Религия караимов практикуется небольшим числом русских, обосновавшихся во Франции после революции. Она рассматривается Римско-Католической Церковью как совершенно автономная, более родственная исламу, чем иудейской религии.}}
 +
 
 +
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
 +
 
 +
== Литература ==
 +
* [Сетевой ресурс: ec-dejavu.ru/k/Karaites.html В. Глаголев. Философско-религиозные аспекты в изучении караимов] // Религия и культура: Россия. Восток. Запад: Сб. ст. / Под ред. Е. А. Торчинова. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003, с. 231—250
 +
* Дубинский А. Основы караимской религии. // Боги Тавриды (История религий народов Крыма). — Севастополь, 1997.
 +
* Караимская народная энциклопедия. — Т. 2. Вера и религия. — Париж, 1996.
 +
* Коджак К. Краткий обзор караимской религии и её распространения среди различных народов. — Париж, 1948
 +
* Синани Н. История возникновения и развития караимизма, [ч. I]. — Симферополь, 1888. — 113 с; ч. II — Санкт-Петербург, 1889.
 +
* Стариков С. О крымских караимах. // Православная жизнь. Ежемесячное приложение к журналу «Православная Русь», 1966, № 5.
 +
 
 +
== Ссылки ==
 +
* {{ЭЕЭ|11972|Караимы}}
 +
* [Сетевой ресурс: karaim-institute.narod.ru/index.htm Международный институт крымских караимов] {{ref-en}}
 +
* [Сетевой ресурс: www.karaites-usa.org/ Караимы США]
 +
* [Сетевой ресурс: www.karaites.org/latest/calendar-5766.html Караимские праздники в США]
 +
* [Сетевой ресурс: groups.google.com.ua/group/karaimiru Форум караимы]
 +
* [Сетевой ресурс: bakhtawiacademy.livejournal.com  Караимская Духовная Академия Бахтави]
 +
 
 +
[[Категория:Караизм]]
 +
[[Категория:Крымология23:Этнические и этнографические материалы в Крымологии‎]]

Версия 01:29, 19 мая 2024

Шаблон:Чистить

Шаблон:КараимыКараи́зм ((Шаблон:Lang-he караим — `читающие`, (Шаблон:Lang-he, бней микра, (Шаблон:Lang-he, ба‘алей микра — `люди Писания`) (также караимизм, иногда называемый иудаизмом караимского толка) — религиозное течение в иудаизме, признаваемое ортодоксальными иудеями еврейской сектой[1], а представителями православной церкви — самостоятельной религией. Нужно отметить, что караимизм в работах М. С. Сарача и Ю. А. Полканова определяется как самостоятельное синкретическое религиозное течение, основу которого составляет Танах (Ветхий Завет); Талмуд боговдохновенным писанием караимы не признают. Караимизм исповедуют в настоящее время на территории Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции, Украины, США, России.

В мире насчитывается около 22 000 караимов (как представителей караимского народа, так и представителей иных этносов, в том числе еврейского, исповедующих караимизм); основная страна проживания — Израиль.

Шаблон:Commonscat

Возникновение караизма

Период зарождения относят предположительно к VIII веку. Важную роль в становлении вероучения сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караимизма пришелся на VIIIXII века.

Караимское движение берет своё начало в городе Багдаде на территории современного Ирака (тогдашнего Аббасидского халифата) приблизительно в середине VIII в. н. э. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид, о жизнедеятельности и трудах которого мы знаем очень немного, за исключением поздних и не слишком достоверных легенд и преданий, исходящих в основном от противников Анана. Одна из легендШаблон:Источник? утверждает, что секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри багдадской еврейской общины. Еврейский экзиларх был бездетным, но имел двух племянников — Анана и Хананью. Когда экзиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье. Возмущенный Анан перешел к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осуждён на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись — это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, так возникла секта караимов. Неизвестно, насколько правдива эта история. Караимы считают её клеветой и претендуют на то, что придерживаются истинной религии Библии: Талмуд и Устное Предание лишь извратили иудаизм. И действительно, не исключено, что караимы возникли из остатков более ранних течений в иудаизме, со времён Второго Храма подвергавших сомнению Устную Тору. Открытие свитков Мертвого моря породило многочисленные гипотезы относительно возможного влияния Кумранской общины и ее литературы на ранние еврейские секты, впоследствии слившиеся с караимами (См. Еврейские малые секты). Главным аргумента в пользу преемственности между караимами и Кумранской общиной приводится иногда факт обнаружения среди рукописей Мертвого моря фрагментов Дамасского документа («Мегиллат брит Даммесек»), копии которого были найдены ранее в Каирской генизе и которые относятся к памятникам литературы саддукеев.

Так или иначе, Анан бен Давид явился основателем диссидентского религиозного движения, основным содержанием которого было отрицание Талмуда. Сторонники Анана следовали провозглашенному принципу буквального истолкования священного Писания, а также отличались от евреев (называемых ими «талмудистами» или «раввинистами») по целому ряду религиозных практик и традиций: в праздновании праздника Шаббат они понимали стих книги Шмот (35:3) как запрет на использование в субботу любого огня и таким образом проводили весь день в темнотеШаблон:Источник?. Из-за споров о значении стиха (Ваикра, 23:15-16) караимы соблюдают праздник Шавуот (в память дарования Торы) в другой день, чем это делают остальные евреи, и не отмечают Хануку, поскольку в Библии этот праздник не упомянут. Так же изменения в проведении обряда обрезания, в законах ритуальной чистоты и степенях родства при заключении брака, в устройстве синагог и литургической обрядности. Так началось, собственно говоря, прото-караимское движение — дело в том, что ученики Анана ещё не называли себя караимами, используя термин «ананиты», то есть «последователи Анана».

Термин караимы появляется несколько позднее, в IX веке, в работах теолога Биньямина бен Моше Наавенди, назвавшего этим именем различные антиталмудические движения (в том числе и ананитов), объединившееся в IX—X веках под общим названием «караимы». Даже само название «караим» («чтецы» или «читающие»; «караим» — это множественная форма от древнееврейского «карай») отражает основную характеристику данного движения — почитание (или, если угодно, «чтение») священного Писания (то есть Ветхого Завета или ТаНаХа) как единственного и прямого источника религиозной истины. Существуют также два других, менее распространённых, но, тем не менее, важных древнееврейских термина для понимания сути караимского движения: бней-микра («сыны (последователи) Писания») или баалей-микра («владеющие Писанием», «люди Писания», בַּעֲלֵי מִקְרָא, בְּנֵי מִקְרָא, קָרָאִים,).

Период X-XI веков, называющийся часто «золотым веком» в истории развития караимского движения, ознаменован активной миссионерской деятельностью и распространением караимизма далеко за пределы Багдада и Персии. В этот период отдельные, достаточно многочисленные общины караимов возникают в таких географических регионах, как Палестина (с центром в Иерусалиме и Рамле), Египте (Каир), Испания (тамошняя община вскоре была изгнана кастильским правительством в результате спровоцированного раввинистами конфликтаШаблон:Источник?), Кавказ и Византия. Особенно любопытен интерес караимов к земле Израиля — именно ранние караимы, объединившиеся в группу «Авелей Цион» («скорбящие по Сиону»), были одними из первых еврейских мыслителей, призывавших всех евреев в изгнании (на иврите «галут») начать переселяться в землю обетованную. Успех миссионерской деятельности караимского движения в X-XI веках был несомненен. Более того, именно в полемике с соперниками-караимами, в дискуссиях и спорах с ними, собственно говоря, во многом сформировалась средневековая еврейская цивилизация в той форме, в какой она нам известна на сегодняшний день.

Караимы в Израиле

Караимские общины существуют на территории современного Израиля с IX века. В современном Израиле караимы рассматриваются как религиозное течение внутри единого еврейского народа. Большинство караимов прибыло в Израиль из Египта, а также Ирака и Турции. В 90-х годах XX века, в Израиль прибыло несколько сот караимов и лиц смешанного происхождения из стран СНГ.

Караимская община официально не признана государством, но имеет свой независимый религиозный суд, юридический статус которого в рамках законодательства государства Израиль не определён. Крупнейшие общины расположены в Рамле, Ашдоде, Беер-Шеве, Офакиме и отдельных караимских мошавах.

В последние десятилетия в общине наблюдаются два встречных процесса: светская молодёжь ассимилируется израильской культурой, не ассоциируя себя с отдельной караимской общностью, с другой стороны община активно принимает прозелитов из числа израильских евреев, разочаровавшихся в талмудической форме иудаизма. Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями.

Караимы в Турции

Основная статья: Караимская община в Турции

Стамбул — был одним из основных центров караимизма в Средние Века. В результате процессов миграции и депопуляции караимская община Стамбула уменьшилась с 3 000 членов[2] в XIX веке, до менее 100 человек в начале XXI века. В Стамбуле действует старинная караимская кенасса, имеется кладбище и благотворительное общество. Члены общины, в основном, люди преклонного возраста.

Караизм в Восточной Европе

Особенно горячие споры и дискуссии вызывает проблема появления караимов на территории Восточной Европы, то есть в Крыму, Литве и Польше. В традиционной историографии Восточной Европы общепринятой является тюркская теория происхождения караимов.

Караимизм — одна из 5 официально признанных религий Литвы. В современной Литве имеются действующие караимские храмы-кенассы в Вильнюсе и Тракае (кенасса в Паневежисе была снесена в советское время), функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется общее татарско-караимское кладбище, разделенное, впрочем, на две части). Издан полный караимский молитвослов на караимском языке.

По данным последней переписи Литвы (2001 год) караимов насчитывалось 273. Приверженцев караизма при этом оказалось лишь 258 человек.

Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и утеряли, в большинстве, свою религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует Караимский религиозный союз Польши. В Варшаве сохраняется отдельное караимское кладбище.

Караимы Франции в XX веке приняли православие или католицизм. В их числе и известный меценат М. Сарач.


Караимы в США

В США ныне проживает небольшое число караимов из Восточной Европы; караимская община представлена выходцами из стран Ближнего Востока имеется в Дэли-сити вблизи Сан-Франциско, тут же действует и караимский храм.

Отношение к караизму и караимам со стороны властей и представителей иных религий

Митрополит Православных Русских Церквей в Западной Европе Евлогий (1942 г.):

Шаблон:Цитата

Митрополит Западно-Европейского Православного Русского митрополичьего округа Серафим (апрель 1942 г.):

Шаблон:Цитата

Протоиерей Семен Стариков, долго проживший в Крыму и хорошо знавший караимов, писал:

Шаблон:Цитата

Судя по тексту, напечатанному 11 декабря 1941 г. владыкой Римско-Католической Церкви Парижа, Католическая Церковь, со своей стороны, определяет её так:

Шаблон:Цитата

Примечания

Шаблон:Примечания

Литература

  • [Сетевой ресурс: ec-dejavu.ru/k/Karaites.html В. Глаголев. Философско-религиозные аспекты в изучении караимов] // Религия и культура: Россия. Восток. Запад: Сб. ст. / Под ред. Е. А. Торчинова. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003, с. 231—250
  • Дубинский А. Основы караимской религии. // Боги Тавриды (История религий народов Крыма). — Севастополь, 1997.
  • Караимская народная энциклопедия. — Т. 2. Вера и религия. — Париж, 1996.
  • Коджак К. Краткий обзор караимской религии и её распространения среди различных народов. — Париж, 1948
  • Синани Н. История возникновения и развития караимизма, [ч. I]. — Симферополь, 1888. — 113 с; ч. II — Санкт-Петербург, 1889.
  • Стариков С. О крымских караимах. // Православная жизнь. Ежемесячное приложение к журналу «Православная Русь», 1966, № 5.

Ссылки

  • Шаблон:ЭЕЭ
  • [Сетевой ресурс: karaim-institute.narod.ru/index.htm Международный институт крымских караимов] Шаблон:Ref-en
  • [Сетевой ресурс: www.karaites-usa.org/ Караимы США]
  • [Сетевой ресурс: www.karaites.org/latest/calendar-5766.html Караимские праздники в США]
  • [Сетевой ресурс: groups.google.com.ua/group/karaimiru Форум караимы]
  • [Сетевой ресурс: bakhtawiacademy.livejournal.com Караимская Духовная Академия Бахтави]
  • Сетевой ресурс: www.eleven.co.il/ Караимы. Электронная Еврейская энциклопедия
  • Album «Karaites of Turkey»/ compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — 53 pages [Параллельное название: Альбом «Караимы Турции» / сост. В. И. Кефели — Симферополь-Слиппери Рок, 2005. — 53 стр.]