Разница между страницами «Эшлиман, Карл Иванович» и «Яковлев, Александр Сергеевич»

Материал из КрымологияА
(Различия между страницами)
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
ru>А.Крымов
 
Строка 1: Строка 1:
{{Персона3}}
+
{{Персона
[[Файл:Эшлиман Карл Иванович.jpg|thumb|left|250px|Надгробие на могиле Эшлимана Карла Ивановича]]'''Эшлиман Карл Иванович''' (1808-1893) — один из первых архитекторов Южнобережья и [[Ялта|Ялты]], архитектор имения Романовых в Ливадии (красивейший [[Ливадийский дворец]]), создатель первой карты- плана Ялты (1873 г.). Известная работа - «Бристоль» (1863г.) - старейшая гостиница Ялты. Жил в Ялте более 60 лет, имел собственный дом на улице Свердлова, 39 (сейчас корпус санатория «Ялтинский» МО Украины).
+
|описание          =авиаконструктор
 +
|имя              =  Александр Сергеевич Яковлев
 +
|Фото              = Александр Сергеевич Яковлев.jpg
 +
|Ширина            =
 +
|подпись          =
 +
|Дата рождения    =
 +
|День рождения=1
 +
|Неточный день рождения=
 +
|Месяц рождения=4
 +
|Неточный месяц рождения=
 +
|Год рождения=1906
 +
|Неточный год рождения=
 +
|Место рождения=Москва
 +
|Создать категорию день и месяц рождения?=
 +
|Создать категорию день, месяц и год рождения?=
 +
|День смерти=22
 +
|Неточный день смерти=
 +
|Месяц смерти=8
 +
|Неточный месяц смерти=
 +
|Год смерти=1989
 +
|Неточный год смерти=
 +
|Место смерти=Москва
 +
|Создать категорию день и месяц смерти?=
 +
|Создать категорию день, месяц и год смерти?=
 +
|Дата смерти      =
 +
|Гражданство      =
 +
|Род деятельности  =
 +
|Краткое описание  =
 +
|Чем известен      =
 +
|Наследие          =
 +
|Титулы            =
 +
|Достижения        =
 +
|Награды          =
 +
|В литературе      =
 +
|Сайт              =
 +
}}
  
== Биография ==
+
'''Алекса́ндр Серге́евич Я́ковлев''' (19 марта (1 апреля) 1906, Москва — 22 августа 1989, Москва) — советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации (1946).
  
Родился в. Бургдарфе (Швейцария) в 1808 году, учился архитектурному искусству в Париже и Берне<ref>Сетевой ресурс: www.archiportal.crimea.ua/e/eshliman-k.-i.html</ref>.
+
Академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда, десятикратный кавалер ордена Ленина, Депутат ВС СССР в 1946—1989, референт Сталина по вопросам авиации<ref>[Сетевой ресурс: www.yak.ru/FIRM/YAKOVLEV/biogr.php Биография]</ref>.
  
С 1 января 1832 года, по протекции графа [[М.С. Воронцов]]а, поступил на российскую службу в должности помощника архитектора Южного берега Крыма.
+
==Биография==
  
С 16 октября 1834 года по распоряжению Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора определен архитектором Южного берега Крыма с возложением на него производства всех казенных построек этого края, а также надзора за производством частного строительства. 29 сентября 1849 года назначен членом комиссии по постройкам дворцовых зданий в имении императрицы Александры Федоровны "Ореанда", а с августа 1850 года стал архитектором-строителем ореандских построек. После полного завершения строительства остался в Ореанде в должности исполняющего обязанности смотрителя имения, впоследствии был утвержден в этой должности. Некоторое время совмещал работу в царском имении с должностью архитектора Ялты.
+
===Семья===
  
За усердие и заслуги был награжден орденом Станислава 3-й степени и, кроме того, трое его сыновей по Высочайшему Указу были определены в Таврическую гимназию пансионерами Ее Величества, то есть на полное обеспечение.
+
Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года, в городе Москва, в семье служащего. Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.
  
В графе формулярного списка - способен ли к продолжению службы и повышения чина достоин ли - собственной рукой губернатора Жуковского написано: "способен и достоин".
+
===Карьера===
Как сам архитектор, так и члены его семьи, состоящей из жены, Елизаветы Яковлевны, также бывшей гражданки Швейцарии, 4-х сыновей и 5 дочерей, до конца жизни оставались евангелистского вероисповидания. Несмотря на это, после смерти архитектора администрация Ялты дала разрешение на его погребение возле православной церкви Иоанна Златоуста, построенной им, и являвшейся одним из главных украшений города.
 
  
== Вклад в архитектуру Южного берега Крыма ==
+
В 1919-1922 работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.
  
Прежде всего - это план города, составленный им и в 1843 году, утвержденный самолично императором Николаем I<ref>Сетевой ресурс: s-forum.com.ua/blog/post_1190175343.html</ref>. Основными же его архитектурными работами достоверно можно считать уже упоминавшуюся церьковь Иоанна Златоуста, построенную по проекту Одесского зодчего Торичелли, учатие в строительстве императорского дворца в имении "Ореанда" по проекту выдающегося Петербургского зодчего А.И. Штакеншнейдера. По собственным проектам - знаменитые Байдарские ворота, несколько хозяйственных зданий и жилых домов в имении "Ореанда", значительная часть построек на территории имений князя [[М.С. Воронцов]]а в Массандре, Ай-Даниле, и в Верхнем [[Магарач]]е, Вознесенская церковь в имении А.С. Голицыной, здание таможни и карантинной заставы в Ялтинском порту, а также несколько жилых домов в Ялте, в районе Старого города (например, дома Фонтанного переулка на Бульварной и Массандровской улицах) и в Новом городе (например, дом и аптека Я.А. Левентона на Набережной и 2-х этажные дома М.Ф. Кузнецова и Н.А. Панова на Виноградной улице) и др.
+
В 1924 Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.
  
К сожалении, идентификация построек Южного берега Крыма 1-й половины XIX века представляет большие затруднения либо из-за скудности документации, либо из-за сложностей, возникающих при определении их адреса. Последнее обстоятельство не дает возможности с полной уверенностью назвать автором некоторых зданий К.И. Эшлимана.
+
С 1924 по 1927 Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии им. Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения»[1]. В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1.
  
В то же время краеведы ошибочно приписывают этому архитектору проектирование и строительство гостиницы "Россия" и собора Александра Невского. Насчет первой - имеющиеся в ЦГА РК документы однозначно свидетельствуют о той, что гостиница строилась архитектором А.К. Винбергом по собственному проекту, насчет же собора - речь идет о кратковременном участии в его проектировании сына Карла Ивановича, Владимира, тоже архитектора.
+
В 1927 году был зачислен в Академию им. Жуковского, которую закончил в 1931 году. В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 организовал группу лёгкой авиации.
  
Из перечисленных работ К.И. Эшлимана до наших дни сохранились немногие. Выдержали испытание временем [[Байдарские ворота]]; от церкви Иоанна Златоуста осталась только колокольня, дворец в Ореанде сгорел еще в августе 1881 года, а из других построек этого имения уцелел только "адмиральский домик", остальные же были снесены при организации санатория "Новая Ореанда"; значительно изменился из-за пристроек внешний вид домов Левентона, Панова, Кумари, Жирмундского, дома на фонтанном переулке.
+
15 января 1934 Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 — главным конструктором.
  
Причиной исчезновения многих из возведенных К.И. Эшлиманом зданий являются не только стихийные бедствия, либо же перепланировки города, но и во многом те обстоятельства, что постройки Ялты и Южнобережья 30-40-х годов XIX века довольно быстро разрушились по той простой причине, что из-за острой нехватки здесь извести, а тем более цемента, для кладки каменных стен домов использовались глиняные растворы.
+
С 11 января 1940 года по 1946 одновременно являлся заместитель наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам). С 1956 по 1984 — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.
  
== Здания и сооружения в Крыму, проекты которых разработал К.И. Эшлиман ==
+
Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных:
<poem>[[Байдарские ворота]] (1848 г., [[Форос]])
+
*лёгкие самолеты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные
Временная деревянная карантинная застава ([[Ялта]])
+
*истребители Великой Отечественной войны
Гостиница «Бристоль» (1863 г., Ялта)
+
*первые советские реактивные истребители и перехватчики
Дом О.С. Нарышкиной (Мисхор)
+
*десантные планеры и вертолеты, в том числе самый большой в мире в 1950-е вертолёт Як-24
[[Ливадийский дворец]] ([[Ливадия]])
+
*семейство сверхзвуковых самолетов, включающее первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики
Первая городская карта- план Ялты (1873 г.)
+
*первые в СССР самолёты короткого и вертикального взлета и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий аналогов
Постройки в имении М.С. Воронцова (Алупка)
+
*реактивные пассажирские самолеты
[[Собор святого Александра Невского (Ялта)|Собор Александра Невского]] (Ялта)
+
*беспилотные летательные аппараты
[[Храм Иоанна Златоуста]] на Поликуровском холме, реконструкция (Ялта)
 
Церковь ([[Кореиз]])</poem>
 
  
 +
С 1934 самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тыс. самолётов «Як», в том числе более 40 тыс. самолётов во время Великой Отечественной войны, в частности 2/3 всех истребителей составляли самолёты Яковлева. Самолёты ОКБ отмечены Ленинской, Государственной и шестью Сталинскими премиями. Они получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Сталинскую премию первой степени (150 000 рублей) А. С. Яковлев передал в марте 1943 года в Фонд обороны на строительство истребителя для самого лучшего лётчика Советских ВВС.
 +
 +
Скончался 22 августа 1989 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
 +
 +
==Яковлев в Крыму==
 +
В 17 лет Яковлев окончил школу. Он решил стать авиаконструктором, однако устроиться в авиашколу не удалось. Юноша поступил по рекомендации летчика-испытателя [[К.К. Арцеулов]]а к летчику Анощенко, который готовил планер к первым планерным соревнованиям в [[Крым]]у.
 +
 +
За активную работу Александра командировали на соревнования. При помощи учеников родной школы он построил планер, который успешно участвовал в соревнованиях в Крыму. Юный конструктор получил первую награду – 200 рублей и почетную грамоту.
 +
 +
В марте 1924 года с помощью Ильюшина устроился в учебные мастерские Академии воздушного флота. После перевода в летный отряд на Ходынском поле Яковлев наблюдал за порядком в ангаре, затем стал младшим мотористом и на практике освоил работу с самолетами того времени.
 +
 +
Летом 1927 года Яковлев и летчик Пионтковский совершили перелет от Москвы до [[Севастополь|Севастополя]] на самолете АИР-1. Этим полетом был достигнут рекорд дальности для спортивных самолетов – на дальность полета без посадки (1420 км) и на продолжительность (15 часов 30 минут). За полет выдали премию и почетную грамоту, а Александра Яковлева приняли в Академию воздушного флота
 +
 +
== Ссылки ==
 +
* [Сетевой ресурс: olymp.aviaschool.net/lsra-xml/creator/debug/units/unit29.html Яковлев]
 +
* [Сетевой ресурс: combatavia.info/index91yas.html Яковлев Александр Сергеевич]
 +
* [Сетевой ресурс: hilvvs.com/avio/post_1236183300.html Яковлев Александр Сергеевич]
 +
* [Сетевой ресурс: www.inventor.perm.ru/persons/inventor_yakovlev.htm Великие российские изобретатели]
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==
 
{{примечания}}
 
{{примечания}}
[[Категория:Ялта]]
 
 
[[Категория:Крымология2023:Биографические статьи]]
 
[[Категория:Крымология2023:Биографические статьи]]

Версия 01:18, 5 августа 2023

Шаблон:Персона

Алекса́ндр Серге́евич Я́ковлев (19 марта (1 апреля) 1906, Москва — 22 августа 1989, Москва) — советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации (1946).

Академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда, десятикратный кавалер ордена Ленина, Депутат ВС СССР в 1946—1989, референт Сталина по вопросам авиации[1].

Биография

Семья

Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года, в городе Москва, в семье служащего. Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.

Карьера

В 1919-1922 работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.

В 1924 Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.

С 1924 по 1927 Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии им. Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения»[1]. В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1.

В 1927 году был зачислен в Академию им. Жуковского, которую закончил в 1931 году. В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 организовал группу лёгкой авиации.

15 января 1934 Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 — главным конструктором.

С 11 января 1940 года по 1946 одновременно являлся заместитель наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам). С 1956 по 1984 — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.

Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных:

  • лёгкие самолеты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные
  • истребители Великой Отечественной войны
  • первые советские реактивные истребители и перехватчики
  • десантные планеры и вертолеты, в том числе самый большой в мире в 1950-е вертолёт Як-24
  • семейство сверхзвуковых самолетов, включающее первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики
  • первые в СССР самолёты короткого и вертикального взлета и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий аналогов
  • реактивные пассажирские самолеты
  • беспилотные летательные аппараты

С 1934 самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тыс. самолётов «Як», в том числе более 40 тыс. самолётов во время Великой Отечественной войны, в частности 2/3 всех истребителей составляли самолёты Яковлева. Самолёты ОКБ отмечены Ленинской, Государственной и шестью Сталинскими премиями. Они получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Сталинскую премию первой степени (150 000 рублей) А. С. Яковлев передал в марте 1943 года в Фонд обороны на строительство истребителя для самого лучшего лётчика Советских ВВС.

Скончался 22 августа 1989 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Яковлев в Крыму

В 17 лет Яковлев окончил школу. Он решил стать авиаконструктором, однако устроиться в авиашколу не удалось. Юноша поступил по рекомендации летчика-испытателя К.К. Арцеулова к летчику Анощенко, который готовил планер к первым планерным соревнованиям в Крыму.

За активную работу Александра командировали на соревнования. При помощи учеников родной школы он построил планер, который успешно участвовал в соревнованиях в Крыму. Юный конструктор получил первую награду – 200 рублей и почетную грамоту.

В марте 1924 года с помощью Ильюшина устроился в учебные мастерские Академии воздушного флота. После перевода в летный отряд на Ходынском поле Яковлев наблюдал за порядком в ангаре, затем стал младшим мотористом и на практике освоил работу с самолетами того времени.

Летом 1927 года Яковлев и летчик Пионтковский совершили перелет от Москвы до Севастополя на самолете АИР-1. Этим полетом был достигнут рекорд дальности для спортивных самолетов – на дальность полета без посадки (1420 км) и на продолжительность (15 часов 30 минут). За полет выдали премию и почетную грамоту, а Александра Яковлева приняли в Академию воздушного флота

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: olymp.aviaschool.net/lsra-xml/creator/debug/units/unit29.html Яковлев]
  • [Сетевой ресурс: combatavia.info/index91yas.html Яковлев Александр Сергеевич]
  • [Сетевой ресурс: hilvvs.com/avio/post_1236183300.html Яковлев Александр Сергеевич]
  • [Сетевой ресурс: www.inventor.perm.ru/persons/inventor_yakovlev.htm Великие российские изобретатели]

Примечания

Шаблон:Примечания

  1. [Сетевой ресурс: www.yak.ru/FIRM/YAKOVLEV/biogr.php Биография]