Разница между страницами «Эшлиман, Карл Иванович» и «Яковлев, Александр Сергеевич»
м (1 версия импортирована) |
ru>А.Крымов |
||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
| − | {{ | + | {{Персона |
| − | + | |описание =авиаконструктор | |
| + | |имя = Александр Сергеевич Яковлев | ||
| + | |Фото = Александр Сергеевич Яковлев.jpg | ||
| + | |Ширина = | ||
| + | |подпись = | ||
| + | |Дата рождения = | ||
| + | |День рождения=1 | ||
| + | |Неточный день рождения= | ||
| + | |Месяц рождения=4 | ||
| + | |Неточный месяц рождения= | ||
| + | |Год рождения=1906 | ||
| + | |Неточный год рождения= | ||
| + | |Место рождения=Москва | ||
| + | |Создать категорию день и месяц рождения?= | ||
| + | |Создать категорию день, месяц и год рождения?= | ||
| + | |День смерти=22 | ||
| + | |Неточный день смерти= | ||
| + | |Месяц смерти=8 | ||
| + | |Неточный месяц смерти= | ||
| + | |Год смерти=1989 | ||
| + | |Неточный год смерти= | ||
| + | |Место смерти=Москва | ||
| + | |Создать категорию день и месяц смерти?= | ||
| + | |Создать категорию день, месяц и год смерти?= | ||
| + | |Дата смерти = | ||
| + | |Гражданство = | ||
| + | |Род деятельности = | ||
| + | |Краткое описание = | ||
| + | |Чем известен = | ||
| + | |Наследие = | ||
| + | |Титулы = | ||
| + | |Достижения = | ||
| + | |Награды = | ||
| + | |В литературе = | ||
| + | |Сайт = | ||
| + | }} | ||
| − | + | '''Алекса́ндр Серге́евич Я́ковлев''' (19 марта (1 апреля) 1906, Москва — 22 августа 1989, Москва) — советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации (1946). | |
| − | + | Академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда, десятикратный кавалер ордена Ленина, Депутат ВС СССР в 1946—1989, референт Сталина по вопросам авиации<ref>[Сетевой ресурс: www.yak.ru/FIRM/YAKOVLEV/biogr.php Биография]</ref>. | |
| − | + | ==Биография== | |
| − | + | ===Семья=== | |
| − | + | Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года, в городе Москва, в семье служащего. Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра. | |
| − | + | ===Карьера=== | |
| − | |||
| − | + | В 1919-1922 работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. | |
| − | + | В 1924 Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева. | |
| − | + | С 1924 по 1927 Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии им. Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения»[1]. В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1. | |
| − | В | + | В 1927 году был зачислен в Академию им. Жуковского, которую закончил в 1931 году. В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 организовал группу лёгкой авиации. |
| − | + | 15 января 1934 Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 — главным конструктором. | |
| − | + | С 11 января 1940 года по 1946 одновременно являлся заместитель наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам). С 1956 по 1984 — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева. | |
| − | + | Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных: | |
| − | + | *лёгкие самолеты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные | |
| − | + | *истребители Великой Отечественной войны | |
| − | + | *первые советские реактивные истребители и перехватчики | |
| − | + | *десантные планеры и вертолеты, в том числе самый большой в мире в 1950-е вертолёт Як-24 | |
| − | + | *семейство сверхзвуковых самолетов, включающее первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики | |
| − | + | *первые в СССР самолёты короткого и вертикального взлета и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий аналогов | |
| − | + | *реактивные пассажирские самолеты | |
| − | + | *беспилотные летательные аппараты | |
| − | |||
| − | |||
| + | С 1934 самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тыс. самолётов «Як», в том числе более 40 тыс. самолётов во время Великой Отечественной войны, в частности 2/3 всех истребителей составляли самолёты Яковлева. Самолёты ОКБ отмечены Ленинской, Государственной и шестью Сталинскими премиями. Они получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Сталинскую премию первой степени (150 000 рублей) А. С. Яковлев передал в марте 1943 года в Фонд обороны на строительство истребителя для самого лучшего лётчика Советских ВВС. | ||
| + | |||
| + | Скончался 22 августа 1989 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. | ||
| + | |||
| + | ==Яковлев в Крыму== | ||
| + | В 17 лет Яковлев окончил школу. Он решил стать авиаконструктором, однако устроиться в авиашколу не удалось. Юноша поступил по рекомендации летчика-испытателя [[К.К. Арцеулов]]а к летчику Анощенко, который готовил планер к первым планерным соревнованиям в [[Крым]]у. | ||
| + | |||
| + | За активную работу Александра командировали на соревнования. При помощи учеников родной школы он построил планер, который успешно участвовал в соревнованиях в Крыму. Юный конструктор получил первую награду – 200 рублей и почетную грамоту. | ||
| + | |||
| + | В марте 1924 года с помощью Ильюшина устроился в учебные мастерские Академии воздушного флота. После перевода в летный отряд на Ходынском поле Яковлев наблюдал за порядком в ангаре, затем стал младшим мотористом и на практике освоил работу с самолетами того времени. | ||
| + | |||
| + | Летом 1927 года Яковлев и летчик Пионтковский совершили перелет от Москвы до [[Севастополь|Севастополя]] на самолете АИР-1. Этим полетом был достигнут рекорд дальности для спортивных самолетов – на дальность полета без посадки (1420 км) и на продолжительность (15 часов 30 минут). За полет выдали премию и почетную грамоту, а Александра Яковлева приняли в Академию воздушного флота | ||
| + | |||
| + | == Ссылки == | ||
| + | * [Сетевой ресурс: olymp.aviaschool.net/lsra-xml/creator/debug/units/unit29.html Яковлев] | ||
| + | * [Сетевой ресурс: combatavia.info/index91yas.html Яковлев Александр Сергеевич] | ||
| + | * [Сетевой ресурс: hilvvs.com/avio/post_1236183300.html Яковлев Александр Сергеевич] | ||
| + | * [Сетевой ресурс: www.inventor.perm.ru/persons/inventor_yakovlev.htm Великие российские изобретатели] | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
| − | |||
[[Категория:Крымология2023:Биографические статьи]] | [[Категория:Крымология2023:Биографические статьи]] | ||
Версия 01:18, 5 августа 2023
Алекса́ндр Серге́евич Я́ковлев (19 марта (1 апреля) 1906, Москва — 22 августа 1989, Москва) — советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации (1946).
Академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда, десятикратный кавалер ордена Ленина, Депутат ВС СССР в 1946—1989, референт Сталина по вопросам авиации[1].
Биография
Семья
Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года, в городе Москва, в семье служащего. Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.
Карьера
В 1919-1922 работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.
В 1924 Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.
С 1924 по 1927 Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии им. Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения»[1]. В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1.
В 1927 году был зачислен в Академию им. Жуковского, которую закончил в 1931 году. В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 организовал группу лёгкой авиации.
15 января 1934 Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 — главным конструктором.
С 11 января 1940 года по 1946 одновременно являлся заместитель наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам). С 1956 по 1984 — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.
Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных:
- лёгкие самолеты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные
- истребители Великой Отечественной войны
- первые советские реактивные истребители и перехватчики
- десантные планеры и вертолеты, в том числе самый большой в мире в 1950-е вертолёт Як-24
- семейство сверхзвуковых самолетов, включающее первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики
- первые в СССР самолёты короткого и вертикального взлета и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий аналогов
- реактивные пассажирские самолеты
- беспилотные летательные аппараты
С 1934 самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тыс. самолётов «Як», в том числе более 40 тыс. самолётов во время Великой Отечественной войны, в частности 2/3 всех истребителей составляли самолёты Яковлева. Самолёты ОКБ отмечены Ленинской, Государственной и шестью Сталинскими премиями. Они получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Сталинскую премию первой степени (150 000 рублей) А. С. Яковлев передал в марте 1943 года в Фонд обороны на строительство истребителя для самого лучшего лётчика Советских ВВС.
Скончался 22 августа 1989 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Яковлев в Крыму
В 17 лет Яковлев окончил школу. Он решил стать авиаконструктором, однако устроиться в авиашколу не удалось. Юноша поступил по рекомендации летчика-испытателя К.К. Арцеулова к летчику Анощенко, который готовил планер к первым планерным соревнованиям в Крыму.
За активную работу Александра командировали на соревнования. При помощи учеников родной школы он построил планер, который успешно участвовал в соревнованиях в Крыму. Юный конструктор получил первую награду – 200 рублей и почетную грамоту.
В марте 1924 года с помощью Ильюшина устроился в учебные мастерские Академии воздушного флота. После перевода в летный отряд на Ходынском поле Яковлев наблюдал за порядком в ангаре, затем стал младшим мотористом и на практике освоил работу с самолетами того времени.
Летом 1927 года Яковлев и летчик Пионтковский совершили перелет от Москвы до Севастополя на самолете АИР-1. Этим полетом был достигнут рекорд дальности для спортивных самолетов – на дальность полета без посадки (1420 км) и на продолжительность (15 часов 30 минут). За полет выдали премию и почетную грамоту, а Александра Яковлева приняли в Академию воздушного флота
Ссылки
- [Сетевой ресурс: olymp.aviaschool.net/lsra-xml/creator/debug/units/unit29.html Яковлев]
- [Сетевой ресурс: combatavia.info/index91yas.html Яковлев Александр Сергеевич]
- [Сетевой ресурс: hilvvs.com/avio/post_1236183300.html Яковлев Александр Сергеевич]
- [Сетевой ресурс: www.inventor.perm.ru/persons/inventor_yakovlev.htm Великие российские изобретатели]
Примечания
- ↑ [Сетевой ресурс: www.yak.ru/FIRM/YAKOVLEV/biogr.php Биография]