Разница между страницами «Григорук, Евгений Максимович» и «Гросс, Фёдор Иванович»

Материал из КрымологияА
(Различия между страницами)
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
ru>А.Крымов
 
Строка 1: Строка 1:
 
{{Персона3}}
 
{{Персона3}}
 +
'''Гросс Фёдор ''(Фридрих)'' Иванович''' — художник, литограф, археолог живший и работавший в [[Крым]]у в XIX веке.
 +
== Биография ==
 +
Ф.И. Гросс родился в 1822 году в семье немецкого колониста Иоганна-Людвига Гросса в [[Симферополь|Симферополе]].
 +
 +
Считается, что последний был участником экспедиции академика [[Паллас, Петер Симон|Петра-Симона Палласа]] (1741-1811) по югу России. После переселения Палласа из Петербурга в Крым здесь осел и его земляк, художник-колонист Иоганн Гросс. И.Л. Гросс был назначен учителем рисования в Таврическую гимназию и в «училище при ней». Он стал первым учителем И.К. Айвазовского и дал этому, без преувеличения, самородку крымской земли рекомендацию в Императорскую Академию художеств. А вот своего талантливого сына выучить в столице педагог-художник не смог: не было средств. Одаренный юноша, подчиняясь зову своего сердца созерцать и запечатлевать прекрасное, объездил весь Крым и зарисовал многие примечательные его уголки. Благодаря этим рисункам имя Фридриха Гросса поставлено сегодня рядом с именами крупных мастеров крымского пейзажа XIX века.
 +
 +
{{цитата|Живя посреди роскошной природы, он рано почувствовал влечение к живописи и страстно предался этому благородному искусству... перенося на бумагу все, что поражало его взоры, и собрав таким образом богатую коллекцию живописнейших видов Крыма.}}
 +
 +
После переезда в 40-х годах из Симферополя в Одессу, где художник стал работать литографом в известной литографической мастерской Александра Брауна, Ф.И.Гросс представил виды Крыма на трех-четырех своих выставках в столице Новороссийского края. Учитывая, что во второй четверти XIX века в Одессе бывали и работали многие известные живописцы, и потому тамошняя публика была взыскательной и требовательной в своих оценках, как и правитель Новороссии, знаток и ценитель искусства граф М.С. Воронцов, надо полагать, творчество Ф.И. Гросса было замечено и получило признание и поддержку. В результате благосклонного внимания к творчеству молодого художника в 1846 году вышел в свет альбом «Виды Крыма». Литографии для своих картин Фридрих Гросс исполнил сам.
 +
 +
В альбом Ф.И. Гросса, изданный Александром Брауном, вошло 54 листа. Сейчас это издание в полной целостности - большая редкость. Среди видов, вошедших в альбом, мы встречаем и изображения святых мест Крыма: здесь и действующие храмы, и греческие обители, лежащие в руинах, и виды гор и долин, хранящих в себе остатки византийских святынь... «Монастырь Ай-Андрит», «Успенский монастырь», «Черкес-ерман», «Мангуп-Кале» - эти и другие названия и сегодня перечисляются в справочных изданиях, характеризующих альбом крымских видов Ф.И. Гросса.
 +
 +
[[Категория:Крымология2023:Биографические статьи]]
 +
Что же касается литографических работ Ф.И. Гросса, то их ставили в один ряд с литографиями столичных мастеров, а в XX веке стали называть «лучшими из литографий», выделяющимися среди других, изданных в пределах современной Украины, «высокой культурой рисунка, выразительной композицией, прекрасной печатной техникой». Исследователь творчества Гросса М.Р. Мальгина предполагает, что искусству литографии художник обучался в Крыму в имении А.М. Бороздина «Кучук-Лампад», где имелась литографическая мастерская.
  
[[Файл:Могила Евгения Максимовича Григорука.jpg|thumb|left|200px|Могила Евгения Максимовича Григорука]]'''Евгений Максимович Григорук''' — известный украинский поэт, активный участник гражданской войны, организатор печатного дела в Украине. На надгробном памятнике выбиты слова: "Евгений Максимович Григорук. Скончался 21 октября 1922 г. 24 лет. Другу книги. Государственное издательство".
+
В 1857 году Ф.И. Гросс вернулся в [[Крым]], поселился в [[Керчь|Керчи]], где преподавал рисование в Кушниковском девичьем институте и серьезно заинтересовался археологией.
  
== Биография ==
+
С 1862 по 1891 год живописец, ставший археологом, работал художником-реставратором в Керченском музее древностей, а в 1884 году был поставлен его директором. Гросс вел раскопки, систематизировал найденный материал, зарисовывал находки... За время своего директорства «Гросс создал большое количество альбомов рисунков, акварелей и карандашных чертежей».
 +
Человек не только талантливый, но и старательный, кропотливый, Федор Иванович Гросс сделал много полезной работы для воссоздания правдивой истории Крыма. За заслуги перед отечественной наукой археолог неоднократно награждался орденами.
 +
 
 +
В феврале 1880 года указом Сената произведен в надворные советники.
  
Е.М. Григорук родился в январе месяце 1899 года в селе Трояновке на Полесье, в семье сельского писаря. В 1905 году умирает его отец, а через два года лишается он и матери. Оставшись круглым сиротой, Евген вынужден уйти в наймы. Начальное образование получает он в домашних условиях, работает в основном самостоятельно. Затем обучается в Балтской "высшеначальной школе", которую и заканчивает в 1916 году. В этом же году он поступает Феодосийский учительский институт. Революционные события 1917 года застают Евгений Григорука в Крыму. Юноша становится свидетелем и активным участником сложной политической и вооруженной борьбы. Он оставляет институт и едет в Балту, затем Умань. В 1918 году Е. Григорук становится членом партии левых эссеров-боротьбистов, затем вступает в партию большевиков, отстаивает ее идеи с оружием в руках на фронтах. Во второй половине 1919 года Евгений Григорук едет в Феодосию, сдает экстерном экзамены за учительский институт, получает диплом и возвращается в Киев. Во время оккупации Киева польскими войсками Евгений Григорук является руководителем подпольной организации большевиков. После освобождения Киева от польских войск, а затем и деникинцев он служит в губернском отделе народного образования, занимает должность начальника редакционного отдела политического управления Киевского военного округа<ref>Сетевой ресурс: lyrica.crimea.edu/me/yalt.html</ref>.
+
Ф.И. Гросс был явно незаурядным человеком, не случайно княгиня Елена Горчакова в своих путевых заметках назвала его академиком, хотя он таковым не являлся.
  
После окончания гражданской войны Евгения Максимовича Григорука избирают секретарем Киевского губкома и членом губкома. Он организовывает агитационное издательство, которое впоследствии было преобразовано в Киевский филиал государственного издательства Украины, где ведет большую организационную и редакционную работу, переводит произведения многих прогрессивных зарубежных писателей на украинский язык.
+
«Главная заслуга Гросса - это сделанные им зарисовки всех памятников старины и предметов древностей, найденных за этот почти тридцатилетний период на юге России, - пишет Ю.Ю. Марти. - И во многих случаях и для многих памятников рисунки Гросса есть единственное, что от этих памятников осталось».
  
Вскоре правительство Украины направляет Е. Григорука в Москву, где он работает членом правления государственного издательства Российской Федерации, заведует технико-издательским отделом.
+
Федор Иванович Гросс зарисовал немало церковных древностей и бытовых предметов с христианской символикой, найденных в Крыму во время раскопок. Эти рисунки опубликованы в дореволюционных изданиях Русского Археологического общества.
  
В Москву Евгений Григрук выехал в 1921 году уже будучи тяжело больным туберкулезом легких. Состояние его здоровья в Москве улучшилось. Несколько месяцев он лечился в Москве, затем выезжает в [[Крым]], где и умирает 21 октября 1922 года.
+
Сегодня мы можем судить о творчестве художника-археолога в основном по сохранившимся литографиям с его работ. Часть из них была опубликована в «Русском художественном листке» Василия Тимма, познакомившего с творчеством Ф.И. Гросса всю читающую Россию. Но, к сожалению, большинство его произведений погибло в годы Великой Отечественной войны. Некоторые работы Ф.И. Гросса, связанные с археологией, хранятся в Петербурге, в Институте истории материальной культуры Российской Академии наук. Свои произведения художник подписывал: F. Gross.
 +
{{цитата|Имя Федора Ивановича Гросса только сравнительно недавно было извлечено из небытия. Теперь его можно смело назвать одним из первых художников - уроженцев Крыма, всю свою жизнь посвятившим воспеванию красот родной земли...}} - так заключает свой рассказ о Федоре Ивановиче Гроссе М.Р. Мальгина.
  
== Примечания ==
+
Тот, кто познакомился с живописными видами Крыма, выполненными Ф.И. Гроссом, их не забудет - столько наблюдательности, точности в передаче местности, полноты любования дорогим его сердцу Крымом хранят они в себе, затрагивая в сердцах зрителей струны, невольно отзывающиеся на красоту и возвышенное настроение этих произведений.
{{примечания}}
 
[[Категория:Ялта]][[Категория:Жившие в Ялте]][[Категория:Умершие в Ялте]][[Категория:Поликуровский мемориал]]
 
[[Категория:Крымология2023:Биографические статьи]]
 

Версия 23:20, 4 августа 2023

Шаблон:Персона3 Гросс Фёдор (Фридрих) Иванович — художник, литограф, археолог живший и работавший в Крыму в XIX веке.

Биография

Ф.И. Гросс родился в 1822 году в семье немецкого колониста Иоганна-Людвига Гросса в Симферополе.

Считается, что последний был участником экспедиции академика Петра-Симона Палласа (1741-1811) по югу России. После переселения Палласа из Петербурга в Крым здесь осел и его земляк, художник-колонист Иоганн Гросс. И.Л. Гросс был назначен учителем рисования в Таврическую гимназию и в «училище при ней». Он стал первым учителем И.К. Айвазовского и дал этому, без преувеличения, самородку крымской земли рекомендацию в Императорскую Академию художеств. А вот своего талантливого сына выучить в столице педагог-художник не смог: не было средств. Одаренный юноша, подчиняясь зову своего сердца созерцать и запечатлевать прекрасное, объездил весь Крым и зарисовал многие примечательные его уголки. Благодаря этим рисункам имя Фридриха Гросса поставлено сегодня рядом с именами крупных мастеров крымского пейзажа XIX века.

Шаблон:Цитата

После переезда в 40-х годах из Симферополя в Одессу, где художник стал работать литографом в известной литографической мастерской Александра Брауна, Ф.И.Гросс представил виды Крыма на трех-четырех своих выставках в столице Новороссийского края. Учитывая, что во второй четверти XIX века в Одессе бывали и работали многие известные живописцы, и потому тамошняя публика была взыскательной и требовательной в своих оценках, как и правитель Новороссии, знаток и ценитель искусства граф М.С. Воронцов, надо полагать, творчество Ф.И. Гросса было замечено и получило признание и поддержку. В результате благосклонного внимания к творчеству молодого художника в 1846 году вышел в свет альбом «Виды Крыма». Литографии для своих картин Фридрих Гросс исполнил сам.

В альбом Ф.И. Гросса, изданный Александром Брауном, вошло 54 листа. Сейчас это издание в полной целостности - большая редкость. Среди видов, вошедших в альбом, мы встречаем и изображения святых мест Крыма: здесь и действующие храмы, и греческие обители, лежащие в руинах, и виды гор и долин, хранящих в себе остатки византийских святынь... «Монастырь Ай-Андрит», «Успенский монастырь», «Черкес-ерман», «Мангуп-Кале» - эти и другие названия и сегодня перечисляются в справочных изданиях, характеризующих альбом крымских видов Ф.И. Гросса. Что же касается литографических работ Ф.И. Гросса, то их ставили в один ряд с литографиями столичных мастеров, а в XX веке стали называть «лучшими из литографий», выделяющимися среди других, изданных в пределах современной Украины, «высокой культурой рисунка, выразительной композицией, прекрасной печатной техникой». Исследователь творчества Гросса М.Р. Мальгина предполагает, что искусству литографии художник обучался в Крыму в имении А.М. Бороздина «Кучук-Лампад», где имелась литографическая мастерская.

В 1857 году Ф.И. Гросс вернулся в Крым, поселился в Керчи, где преподавал рисование в Кушниковском девичьем институте и серьезно заинтересовался археологией.

С 1862 по 1891 год живописец, ставший археологом, работал художником-реставратором в Керченском музее древностей, а в 1884 году был поставлен его директором. Гросс вел раскопки, систематизировал найденный материал, зарисовывал находки... За время своего директорства «Гросс создал большое количество альбомов рисунков, акварелей и карандашных чертежей». Человек не только талантливый, но и старательный, кропотливый, Федор Иванович Гросс сделал много полезной работы для воссоздания правдивой истории Крыма. За заслуги перед отечественной наукой археолог неоднократно награждался орденами.

В феврале 1880 года указом Сената произведен в надворные советники.

Ф.И. Гросс был явно незаурядным человеком, не случайно княгиня Елена Горчакова в своих путевых заметках назвала его академиком, хотя он таковым не являлся.

«Главная заслуга Гросса - это сделанные им зарисовки всех памятников старины и предметов древностей, найденных за этот почти тридцатилетний период на юге России, - пишет Ю.Ю. Марти. - И во многих случаях и для многих памятников рисунки Гросса есть единственное, что от этих памятников осталось».

Федор Иванович Гросс зарисовал немало церковных древностей и бытовых предметов с христианской символикой, найденных в Крыму во время раскопок. Эти рисунки опубликованы в дореволюционных изданиях Русского Археологического общества.

Сегодня мы можем судить о творчестве художника-археолога в основном по сохранившимся литографиям с его работ. Часть из них была опубликована в «Русском художественном листке» Василия Тимма, познакомившего с творчеством Ф.И. Гросса всю читающую Россию. Но, к сожалению, большинство его произведений погибло в годы Великой Отечественной войны. Некоторые работы Ф.И. Гросса, связанные с археологией, хранятся в Петербурге, в Институте истории материальной культуры Российской Академии наук. Свои произведения художник подписывал: F. Gross. Шаблон:Цитата - так заключает свой рассказ о Федоре Ивановиче Гроссе М.Р. Мальгина.

Тот, кто познакомился с живописными видами Крыма, выполненными Ф.И. Гроссом, их не забудет - столько наблюдательности, точности в передаче местности, полноты любования дорогим его сердцу Крымом хранят они в себе, затрагивая в сердцах зрителей струны, невольно отзывающиеся на красоту и возвышенное настроение этих произведений.