|
ru>А.Крымов |
| Строка 1: |
Строка 1: |
| − | Поворот, ещё один - дорога петляет так, что становится страшно. А она ещё и врезана в крутые склоны скал. Как тут ездить: справа - обрыв, слева - скала? Останавливаемся передохнуть - как раз у очередного изгиба дорожной ленты. Рядом заржавевший километровый столб «90/11». Сохранился ещё! Одиннадцать - понятно, это километров до Приветного. А вот 90…… От поворота из Белогорска ведь чуть более двадцати. Потом вспомнился казус: дорога-то именуется «шоссе Джанкой - Приветное».
| + | '''Автодороги Республики Крым''' — автомобильные дороги на территории Крымского полуострова. |
| | | | |
| − | В краеведческой литературе упоминания о приветненском шоссе немногочисленны, но красноречивы. Как пишет в своей книге тридцатых годов прошлого века краевед Полканов: «Дорога чрезвычайно живописна, всё время вьётся вдоль ущелья, покрытого лесами и дикими суровыми скалами. Характер её не крымский и очень напоминает своими пейзажами кавказские горные дороги». Действительно, похоже. Дорога через несколько горных сёл идёт вверх по долине Танасу, пересекает лесную зону и через перевал Кокасан-Богаз спускается в село Приветное, расположенное невдалеке от моря.
| + | == Дороги республиканского значения (общекрымского) == |
| | + | * К—01 [[Чонгар]]—[[Ялта]] |
| | + | * К—02 [[Керчь]]—[[Евпатория]] |
| | + | * К—03 [[Симферополь]]—[[Севастополь]] |
| | + | * К—04 [[Севастополь]]—[[Ялта]] |
| | + | * К—05 [[Джанкой]]—[[Феодосия]] |
| | + | * К—06 [[Симферополь]]—[[Армянск]] |
| | + | * К—07 [[Красноперекопск]]—[[Джанкой]] |
| | + | * К—08 [[Алушта]]—[[Феодосия]] |
| | + | * К—09 [[Грушевка]]—[[Судак]] |
| | + | * К—10 [[Евпатория]]—[[Черноморское]] |
| | | | |
| − | Крутобокие горы, и без того стеснившие долину речки Танасу, сближаются друг с другом, образуя глубокое зелёное ущелье. Летом тут из-за пыли, осевшей на деревья и обочины, кажется, что движешься в сером тоннеле. Осенью и после дождей пыль смывается - и лес нависает над шоссе, весь видимый и слышимый, веет прохладой и бодрым запахом дубрав. Зимой тут - снежное царство, и частенько перевал закрывают для проезда автомашин.
| + | == Дороги межрайонного значения == |
| | + | * К—101 [[Белогорск]]—[[Нижнегорский]]—Джанкойская дорога |
| | + | * К—102 [[Красногвардейское]]—[[Нижнегорский]] |
| | + | * К—103 [[Евпатория]]—[[Раздольное]] |
| | + | * К—104 [[Черноморское]]—[[Воинка]] |
| | + | * К—105 [[Кировское]]—Первомайское Кировского района |
| | + | * К—106 [[Щёлкино]]—[[Ленино]]—Керченское шоссе |
| | + | * К—107 [[Севастополь]]—[[Саки]] |
| | + | * К—108 [[Симферополь]]—[[Николаевка]] |
| | + | * К—109 [[Бахчисарай]]—[[Ялта]] |
| | + | * К—110 [[Автодорога Т-0105 (Украина)|Танковое — Оборонное]] |
| | + | * К—111 [[Бахчисарай]]—[[Кача]] |
| | + | * К—112 Старое южнобережное шоссе (Ялта—Байдарские ворота) |
| | + | * К—114 «Романовское шоссе» (Алушта—Ялта через заповедник) |
| | + | * К—115 [[Почтовое]]—[[Научный]] |
| | + | * К—116 [[Первомайское (райцентр)|Первомайское]] (райцентр) — Симферопольское шоссе |
| | + | * К—117 Севастополь—Балаклава |
| | + | * К—118 шоссе через Инкерман, соединяющая северную и южную части Севастополя |
| | + | * К—119 шоссе на Камышовую бухту из Севастополя |
| | + | * К—120 Голубинка—Орлиное (ещё одна дорога между Севастополем и Бахчисарайским районом) |
| | | | |
| − | Но всё же по шоссе проезжают и проходят многие. Летом - это ближайший путь из Белогорска, да и вообще центрального Крыма к морю. Автомобили проносятся один за другим, притормаживая на спусках за Кокасаном.Осенью движение большей частью за лесными дарами.
| + | Также к межрайонным приравниваются автодороги, соединяющие части города Севастополя, дублирующие основные маршруты через Симферополь и дороги, ведущие к спецобъектам. |
| | | | |
| − | В сосновых рощах, посаженных в советское время, после дождей появляется множество маслят и других грибов. В августе-сентябре повсюду ржавеют кусты кизила и шиповника, усыпанные плодами, темнеют тёрн и чёрный боярышник. И, конечно, дорога во все времена года используется местными жителями: то от моря, то к морю прогромыхает грузовик со стройматериалами.
| + | == См. также == |
| − | | + | * [[Региональные дороги Крыма]] |
| − | Дорога эта известна с древности, когда она была просто вьючной тропой, соединявшей побережье с караванными путями равнинного Крыма. На многих старинных картах отмечена её ниточка. Настоящую дорогу через Кокасан-Богаз построили в 1832 году. Затем в начале двадцатого века несколько изменили её трассу, положили щебёночное покрытие. В советское время реконструкция шоссе шла полным ходом: его расширили, спрямляли повороты, взрывали нависшие скалы, укладывали асфальт. Но закончились благословенные времена - асфальтированными остались лишь несколько километров от Красносёловки.
| + | * [[Железнодорожное сообщение с Крымом]] |
| − | | + | * [[Транспорт Крыма]] |
| − | Вскоре дорогу пересечёт приток Танасу. Ещё несколько минут ходьбы - и по обе стороны шоссе распахнётся большая красивая поляна Нижний Кокасан. В глубине её была туристская стоянка, а у самой дороги установлен памятник героям-партизанам. От турстоянки остались лишь столы, а у памятника уже стащили оградку. Затерянные места, а всё же на дороге, так что своровать и вывезти отсюда легко.
| |
| − | | |
| − | В полутора километрах от Нижнего Кокасана, в балочке выше дороги есть родник, где можно набрать воды. Осень прошлого года выдалась засушливая, лето тоже жарило вовсю - вот родничок и течёт едва, медленно наполняя флягу. Вода нужна, ведь ещё много километров впереди.
| |
| − | | |
| − | Ещё с полкилометра вверх - сам перевал. Кокасан-Богаз. «Джипиэска» выдаёт пятьсот семьдесят метров высоты. Здесь проходит линия водораздела Главной гряды: к югу, в направлении, противоположном Танасу, течёт речка Ускут. Справа горбится суровая гора Хургуч, покрытая лесом и косыми скалами. Левый склон ущелья, по которому петляет дорога, вздыбился скальными пластами, зубчатыми гребнями и утёсами. Это начинается Кыз-Кая (с тюркского «дева-скала»), очень похожая на человеческую голову: чётко обрисованы нос, лоб, впадины глаз. Правда, все уверены, что скала больше похожа на старуху, чем на юную девушку. Хотя легенда утверждает обратное.
| |
| − | | |
| − | Красавицу-гречанку разлучили с возлюбленным и увезли в Крым. Девушка решила бежать на родину, но заезжие коммерсанты её обманули, выманив деньги и не взяв с собой на судно. И, глядя на удаляющийся корабль, который должен был увезти её к любимому, красавица с горя окаменела. Со склонов горы хорошо видно, как вдали, в просвете ущелья, голубой стеной встаёт море. Спи, девчушка-старушка Кыз-Кая, оно для тебя недоступно.
| |
| − | | |
| − | Пройдя под Кыз-Каей, дорога описывает петлю. Выше и ниже её - высокие крутые склоны. Это так называемая Подковка.
| |
| − | | |
| − | Спускаемся ниже, и всё новые красоты открывает дорога. Две скалы по обочинам - это Ворота, далее - головокружительные повороты и изгибы шоссе. Скала - с одного боку, обрыв - с другого. Крепиды из сцементированных камней не выдержали напора воды, стекающей весной с отрогов Кыз-Каи, и частично обрушились. Над головой - гребень Орлиной скалы, дальше за глубокой балкой выдвинулась к шоссе гора Лопата. Поворачиваясь к вам разными гранями, скалы причудливо меняют свой облик. Обрывы их из-за игры света то жёлтые, то розовые, то сиреневые. А в пасмурную погоду вершины этих гор теряются в облаках.
| |
| − | | |
| − | Под Лопатой на повороте дороги к западу - террасированная сосновая роща, место произрастания редких в Крымских горах грибов - рыжиков. За поворотом начинаются безлесные склоны, открывается вид на Ускутскую долину. Летом на фоне светлой зелени виноградников выделяются тёмные «минареты» тополей. Впереди - море, до которого восемь километров, и всё время вниз.
| |
| − | | |
| − | Радостна встреча с морем даже зимой, но думается о протопанной дороге. Состояние её далеко не отличное, а поток машин, особенно летом, довольно большой. Может, пора заняться дальнейшим благоустройством шоссе? Жители Красносёловки упорно говорят о китайцах, вроде бы желающих достроить дорогу через Кокасан. Встреченные водители твердили о немцах, причём те вроде собрались даже подвесные мосты на Приветненском шоссе построить. Думается, это мифология - просто дорога, хорошая и удобная, очень нужна местным жителям. Ведь шоссе тут одно, от Южного берега до самого степного Джанкоя.
| |
| − | | |
| − | == Источник == | |
| − | Сергей ТКАЧЕНКО, “Крымская правда“: «ЗАБЫТОЕ ШОССЕ Белогорск - Приветное»<ref>[Сетевой ресурс: kraevedenie.net/2010/03/18/belogorsk-uskut/]</ref>
| |
| − | {{Дороги Крыма}} <br />
| |
| − | {{Таблица расстояний Крыма}}
| |
| − | [[Категория:Дороги Крыма]] | |
| − | | |
| − | == Примечания ==
| |
| − | {{примечания}}
| |
| | [[Категория:Дороги Крыма]] | | [[Категория:Дороги Крыма]] |
| | [[Крымология-23]] | | [[Крымология-23]] |
| | [[Категория:Улицы, автодороги и подобное в Крыму]] | | [[Категория:Улицы, автодороги и подобное в Крыму]] |