Фесслер, Адольф Иванович

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск
Биографическая справка
  • художник
  • Адольф Иванович Фесслер
  • [[]] •
  • 8.4.1826
  • Феодосия
  • 8.2.1885
  • В Крыму: Симферополь • Феодосия •
Адольф Иванович Фесслер (1826—1885) - художник-маринист, ученик И.К. Айвазовского.

Биография

Фесслер Адольф Иванович родился 8 апреля 1826 года в Богемии, в Дейчброде.

В 30-х годах 19 столетия отец Фесслера вместе с семьей переехал в Крым, в Симферополь. Здесь будущий художник поступил на работу к каретному мастеру. Известный в те годы в Симферополе художник Гросс, преподаватель гимназии, заметил склонность к живописи у юного каретника, сообщил ему начальные сведения по рисунку и, убедившись в одаренности своего ученика, порекомендовал ему поехать в Феодосию — учиться у Айвазовского.

Айвазовский быстро откликнулся на предложение принять в обучение одаренного мальчика. В 1847 году он писал: «Если я увижу в нем (Фесслере) дарование, то позволю ему заниматься в моей мастерской...»

Видимо, новый ученик пришелся по душе Айвазовскому, так как вскоре Фесслер переехал в Феодосию.

Айвазовский учил по старинке. Ученика он усаживал перед одной из своих картин и предлагал ему сделать точную копию с нее карандашом. Изредка он на что-то указывал, но в общем предоставлял ученику полную свободу. Этот метод, конечно, не был самым плодотворным, но общение с великим мастером само по себе многому учило. Мальчик, навсегда полюбивший искусство, стоял за стулом великого мастера, как зачарованный. Он не мог оторвать свой взор от полотна, на котором под кистью его учителя всходило солнце, возникали окутанные легкой лиловатой утренней дымкой очертания далеких гор, рыбаки на берегу собирали сети. Потом на его глазах на зеркальной глади моря вдруг возникал стройный фрегат, словно светящийся от пронизывающих его паруса солнечных лучей, а искрящаяся волна бежала за кормой...

Фесслер довольно быстро овладел техническими приемами живописи, копируя картины Айвазовского. Искусство Айвазовского имело большую притягательную силу. Картины великого мариниста пользовались исключительным успехом, но приобрести их, конечно, мало кто мог. Поэтому даже на копии с его картин спрос был велик. Лучшим копиистом Айвазовского в Феодосийской галерее считался Фесслер. Первоначально это его вполне устраивало. Врожденная скромность Фесслера и тяжелое положение его большой семьи долгое время не позволяли ему заняться самостоятельным творчеством. Но с годами его мастерство окрепло, и он начал самостоятельно писать с натуры.

В 1859 году Фесслер написал две (парные) картины, изображающие крымские прибрежные виды: одну — около Симеиза, другую — в районе Судака. Следует отметить, что обе картины Фесслера носили следы подражательности. Хотя в них нет прямых заимствований из произведений великого мариниста и все сделано с натуры, по тщательно проработанным карандашным рисункам, переведенным в мастерской на холст, но видно, что Фесслер, создавая картины, невольно подражал своему учителю. Конечно, творчество Айвазовского и в те годы было достаточно разнообразно и богато, и в нем можно было найти очень высокие образцы для подражания, а не обязательно голубые и розовые виды Южного берега Крыма, которые он иногда походя писал в 50-х годах. Но беда Фесслера была в том, что он не совсем еще понял, в чем подлинное величие искусства Айвазовского, отражавшего живое движение стихий.

На картине Фесслера изображен характерный профиль горы Кошка, скал Дива и Монах и дальних гор Южного берега. Колорит картины построен на сочетании голубых, розовых и лиловых тонов. Картина выдержана в пригашенной красочной гамме. Гора в меру детализирована, в ней есть и рельеф, и структура обрывистых склонов — словом, в живописи этой картины видна рука достаточно опытного мастера.

Парный этому пейзаж был проще по композиции и однообразнее по живописи. Фесслер написал саклю под развесистым деревом, на берегу пустынного залива, оживив картину фигурками всадника и пешеходов на дороге. Все это залито мягким светом тихой догорающей вечерней зари. Несмотря на то, что обе работы Фесслера подражательны, в них уже хорошо видна живописная манера художника.

Есть еще одна картина Фесслера, по живописи очень близкая к двум описанным. Это «Пейзаж» 1856 года (находится в Одесской картинной галерее). На ней изображен идиллический вид горного Крыма.

Фесслер был подготовлен для поступления в специальное художественное учебное заведение. Пройдя длительную выучку у Айвазовского, он мог рассчитывать на поступление в Академию художеств, но подал заявление в Московское училище живописи и ваяния, куда и был зачислен в 1860 году.

Пока обнаружены скудные и отрывочные сведения о годах обучения Фесслера в Москве. Его имя упоминается в списке учеников училища, копировавших картины Айвазовского. В те годы в копировании картин никто не видел ничего зазорного. Рядом с Фесслером в списках копиистов стояли имена Шишкина, Саврасова, Степанова, Соломаткина и других. Картины Айвазовского пользовались большим успехом в училище. С 1857 по 1865 год с них было сделано четырнадцать копий по заказам различных лиц и по собственной инициативе учащихся. В архиве училища имя Фесслера упоминается до 1865 года.

Надо полагать, что Фесслер не имел возможности быть постоянным слушателем учебного курса и только наездами бывал в Москве, работая в Феодосии под руководством Айвазовского. К такому заключению приводит нас смысл обращения Айвазовского в совет академии. «В прошлом, 1865 году, по возвращении моем из С.-Петербурга,—писал Айвазовский,— мною была открыта в городе Феодосии общая художественная мастерская... Представляя первые труды моих учеников в Совет Академии, я прошу покорнейше на первый раз снисхождения Совета, и поощрения, которыми Совет удостоит моих учеников, будет для меня истинным вознаграждением. Если Совет найдет программу первого (Фесслера) достойною звания художника, то я буду очень рад».

Пятилетняя связь Фесслера с училищем живописи и ваяния не прошла для него даром. Правда, в его взглядах на творчество, на мастерство художника, на задачи и цели искусства не произошло каких-либо существенных изменений. Но он стал глубже воспринимать природу, его палитра освободилась от приторной красочной гаммы, свойственной ранним работам, живопись стала серьезнее.

Во всяком случае, картина «Феодосия», написанная Фесслером в 1866 году, неизмеримо выше во всех отношениях, чем две его работы 1859 года. Даже при беглом взгляде на нее видно, что перед нами работа вдумчивого, серьезного художника, стремящегося правдиво изобразить ставший для него родным город. Фесслер избрал тот пункт, с которого не раз писали Феодосию Н. Чернецов, М. Иванов и Айвазовский. Это была в те времена действительно наиболее характерная точка обзора местности.

На картине изображен возрождающийся город и оживающий порт. Вдоль дуги Феодосийского залива тянется цепь новых городских домов, построенных в первой половине XIX века на развалинах средневековой Кафы. Начал застраиваться и район Карантина. На рейде у старого порта стоит несколько шхун, а в сторону мыса Ильи идет пароход. На переднем плане у самой воды возвышается главная башня средневековой Кафы, окруженная развалинами турецких бастионов, впереди Фесслер изобразил распряженную мажару, а возле нее—пару верблюдов, которые в те годы еще водились в Крыму. И надо всем этим — ясный полуденный час голубого летнего дня. Розоватые кучевые облака над горизонтом навевают настроение покоя.

Через три года после «Феодосии» Фесслер написал «Ялту», изобразив город со стороны ливадийского шоссе, с того места, откуда много раз писал Ялту Айвазовский и откуда вскоре после Фесслера написал ее В. Васильев, а следом за ним — многие другие художники, побывавшие в Крыму.

Не только в композиционном построении картин Васильева и Фесслера, но и в их колорите, даже в отдельных деталях (в том, как повисло розовое облачко на горе) есть много общего.

К этому времени искусство Фесслера стало вполне профессиональным. В его «Ялте» есть отдельные места, сделанные с подлинным мастерством. В этих картинах отчетливо видно, что Фесслер из копииста вырос в самостоятельного мастера, владеющего профессиональной техникой живописи, что он сумел преодолеть былую робость своих восприятий, заговорил своим языком, отразил свои ощущения, свое видение природы. Правда, его художественное восприятие было очень ограниченно и состояло из одной лирико-поэтической гаммы. Это ярче всего отразилось в картинах «Ялта» и «Феодосия».

Однажды Фесслер попробовал свои силы и в изображении бурного моря. Но эта попытка ему явно не удалась. Картина «Корабль в бурю» жестка по форме, пестра по живописи. В самой композиции есть большой просчет: Фесслер написал фрегат такого размера, что он занял почти весь холст, ограничив возможности изображения самого бурного моря.

Иногда Фесслер писал совсем маленькие картинки, наподобие тех, какие Айвазовский рисовал для подарков друзьям. Две таких картинки имеются в Феодосийской картинной галерее. На одной из них изображен тот же вид Ялты, что и на картине 1869 года (возможно, что она была написана как эскиз к ней), на второй — лунная ночь в Феодосии с привычным видом генуэзской башни. Все на ней написано в духе традиций живописи Айвазовского. Полная луна взошла над городом и отразилась в морской зыби; темным силуэтом высится башня на берегу, создавая впечатление романтической таинственности.

Такие картинки Фесслер писал, видимо, для быстрой реализации, так как они при небольшой стоимости имели широкий спрос. Независимо от этого, картинка сделана с предельной добросовестностью и законченностью.

Фесслер вынужден был выполнять подобные работы, так как жил в очень стесненных материальных условиях. У него «не было имени», и заработки от живописи едва обеспечивали сносное существование многодетной семье.

Помимо живописи, он занимался фотографией, делая фотоснимки с картин Айвазовского. Иногда Айвазовский поручал Фесслеру организацию своих выставок, и это составляло, пожалуй, самый большой его заработок, так как при реализации картин до 30 процентов их стоимости получал администратор выставки.

Но при всех материальных затруднениях Фесслер продолжал настойчиво заниматься живописью. Успехи, достигнутые им, становятся особенно ясными при сравнении двух его полотен — картины «Симеиз» 1859 года, о которой говорилось выше, с другой картиной «Симеиз», написанной за год до смерти, в 1884 году. С внешней стороны, по композиции обе картины мало чем отличаются одна от другой. Разве что вместо пригорка с саклей, написанного на первой картине, художник на второй изобразил на переднем плане плоский берег, на котором два рыбака хлопочут у обломка мачты корабля, выброшенного волнами на берег.

В остальном композиции картин совершенно сходны. Возникает мысль, что обе они написаны по одному рисунку, сделанному Фесслером на раннем этапе творчества (как часто делал и сам Айвазовский).

Существенная разница между этими произведениями обнаруживается при рассмотрении их художественных достоинств. В творчестве Фесслера произошел громадный сдвиг. Конечно, это результат не только трудов замкнуто живущего, скромного феодосийского мастера. Вся русская живопись 70-х годов переживала бурный подъем благодаря деятельности прогрессивных художников реалистического направления, объединившихся в Общество передвижников. Передовые идеи передвижников отразились и в творчестве самого Айвазовского, создавшего в 1881 году свою прославленную картину «Черное море». Фесслер научился видеть красивое не только в эффектных красках и исключительных ситуациях. Он почувствовал подлинную красоту природы даже в самом будничном ее состоянии.

Картина Фесслера «Симеиз» 1884 года является в полном смысле реалистическим произведением. В ее колорите не осталось и следа былой слащавости цвета. Он построен на сочетании серо-зеленоватых тонов в небе и на море с теплыми охристыми тонами, какими написана земля. И само содержание картины свидетельствует о совершенствовании вкуса художника. Фесслер избрал момент, далекий от внешнего эффекта. Он написал наступающее после грозы прояснение. По серому облачному небу плывут последние клочья грозовых туч, море взволнованно, на берег набегают притихшие волны прошедшей бури. Только горы хмурятся под нависшим над ними небом и как бы усиливают впечатление прояснения и умиротворения природы, которое ощущается в мягком накате волны на галечный берег.

Эта картина Фесслера была отмечена бронзовой медалью на Одесской художественной выставке 1884 года.

Умер Фесслер в Феодосии 8 февраля 1885 года. Художник чрезвычайно скромный, преданный своему призванию, он был наделен подлинным дарованием, большой любовью к природе и искусству.

О творчестве Фесслера

Считая высшим идеалом живопись Айвазовского, Фесслер иногда приближался к работам своего учителя, избирая сюжетами для своих картин такие состояния природы, для изображения которых не нужны были ни сильные порывы, ни яркие краски. Значительно уступая Айвазовскому в масштабах дарования, не владея той легкостью воплощения, которая выдвинула Айвазовского в ряд первых русских живописцев, Фесслер и не стремился к соревнованию с Айвазовским в чуждой его натуре области живописи.

Творчеству Фесслера более близко искусство Л. Ф. Лагорио. В их натурах, масштабах, характере дарований и даже в самой живописи было много общего. Но в силу сложившихся условий жизни Лагорио стал широко известным художником, в то время как Фесслера едва ли кто-нибудь знал за пределами Феодосии и Одессы. А между тем в творчестве Лагорио было не так уж много картин, стоящих на том же художественном уровне, как «Симеиз» Фесслера 1884 года. Картины, в которых Фесслер сумел проявить свою индивидуальность, найти свой живописный язык, являются подлинно художественными произведениями. Фесслер, верный ученик и последователь Айвазовского, занимает самостоятельное место в ряду русских живописцев.

Много работавший в картинной галерее своего учителя, был лучшим копиистом его произведений. В первых самостоятельных работах Фесслера еще ощутимы элементы подражательности искусству прославленного мариниста. Пройдя хорошую подготовку у Айвазовского, начинающий художник в 1860 году поступил в Московское училище живописи и ваяния. Сведения о его ученичестве в Москве отрывочны. Можно предположить, что там он бывал наездами, большую часть времени работал в Феодосии под руководством маэстро. Внимательное изучение натуры, трудолюбие помогли А. И. Фесслеру найти свой живописный язык.

К середине 60-х годов А.И. Фесслер начал писать профессионально, преодолев некоторую робость своих ранних произведений и используя собственный стиль и композиционно-живописные приемы. Больше всего ему удавалось изображение спокойного, умиротворенного моря, поэтому его лучшие картины имеют выраженное лирического звучание и спокойный, гармоничный колорит. В них нет той внешней эффектности и экзальтированности, которые часто бывают свойственны романтическим произведениям. Восприятие природы художником и ее изображение на полотне реалистично. Живописец обладал редким талантом почувствовать подлинную красоту природы в самых будничных ее состояниях.

Картины, созданные им в 1860—1880 годах, говорят о творческой зрелости мастера, хорошо владеющего профессиональной техникой. Для некоторых его произведений характерна повествовательность. К этому периоду и относятся экспонируемые работы.

В картине «Феодосия» (1866) город показан с той точки, откуда его не раз изображали Айвазовский и другие художники. Умело написаны неподвижная гладь залива, высокое небо, тонко передана прозрачность воздуха. Колорит пейзажа, построенный на сочетании голубого, розового, оливкового и серого цветов, создает настроение тихой умиротворенности, покоя.

Фесслер был талантливым рисовальщиком, он с любовью изображал деревья, горы, бухты. Детальной проработкой отличаются и его живописные произведения. Так же тщательно, как в «Феодосии», прописаны детали ландшафта в картине «Ялта» (1869). Сохраняя полную правдивость изображения, даже документальность, художник создал произведение, проникнутое лирическим настроением.

От рассмотренных камерных работ отличается своим содержанием картина «Симеиз. Морской берег» (1884). Чувство тревоги навевают изображенные на ней бурное море, небо, по которому плывут грозовые облака. На фоне неба четко вырисовывается знакомый силуэт горы Кошка.

В отличие от И.К. Айвазовского А.И. Фесслер в своем творчестве обычно обращался не к исключительным, эффектным, а к обыденным мотивам. И ему удалось раскрыть красоту природы края, где он жил и работал. Высшим идеалом А.И. Фесслер считал искусство И.К. Айвазовского, но смог найти собственный живописный язык, характерные сюжеты и темы, и своим творчеством внес лепту в развитие отечественного морского пейзажа.

Картина «Феодосия»

На картине изображен возрождающийся город и оживающий порт. Вдоль дуги Феодосийского залива тянется цепь новых городских домов, построенных в первой половине XIX века на развалинах средневековой Кафы. Начал застраиваться и район Карантина. На рейде у старого порта стоит несколько шхун, а в сторону мыса Ильи идет пароход. На переднем плане у самой воды возвышается главная башня средневековой Кафы, окруженная развалинами турецких бастионов, впереди Фесслер изобразил распряженную мажару, а возле нее—пару верблюдов, которые в те годы еще водились в Крыму. И надо всем этим — ясный полуденный час голубого летнего дня. Розоватые кучевые облака над горизонтом навевают настроение покоя.

Список работ

  • Бурное море.
  • Ялта. 1869
  • Морской берег. Симеиз. 1884
  • Феодосия. 1866
  • Крымский вид.
  • Гурзуф. 1865
  • Пейзаж. 1856
  • Алушта.

Ссылки

[Сетевой ресурс: gallery.crimea.ua/ru/painters.php?p=296 Галерея картин Фесслера] Шаблон:Киммерийская школа живописи