Транспорт Феодосии

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Феодосия — современный транспортный узел, где сходятся автомобильные, железнодорожные и морские пути. Предприятия транспорта и связи представлены морским торговым портом Феодосии и предприятием по обеспечению нефтепродуктами, которые предоставляют услуги по переваливанию сухих и нефтеналивных грузов; двумя станциями Крымской железной дороги (собственно Феодосия и станция Айвазовская). Рядом со станцией «Айвазовская» находится междугородная автостанция, обеспечивающая автобусное сообщение между Феодосией и населенными пунктами Крыма (Судак, Симферополь, Ялта, Керчь и др.), городами Украины и России.

Городской транспорт

Пассажирские перевозки в Феодосии осуществляют несколько автотранспортных предприятий, имеющих лицензии на обслуживание определённых маршрутов. Долгое время общественный транспорт в городе был представлен только маршрутными такси, останавливающимися по требованию в любой точке маршрута, в последние годы наметилась тенденция к эволюции частных автоперевозчиков в сторону автобусного формата с остановками только в специально отведённых для них местах. Связано это с заменой маломестных «ГАЗелей» на более вместительные автобусы, ростом пассажиропотока и напряженности автомобильного движения на перегруженных улицах центра города. Тарифная политика перевозчиков жестко регулируется условиями лицензии. Тем не менее они ежегодно поднимаются (например, на маршруте Феодосия — Орджоникидзе они выросли с 1 грн. в 1999 году до 5,2 грн в 2012 году за один билет).

В многолетней перспективе сохраняется соотношение цены самого короткого маршрута (№ 7. Центр-Челнокова) к цене самого длинного (Феодосия-Центр — Карадагская биостанция) как 1:4. Часть маршрутов, связывающая Феодосию с населёнными пунктами, подчинёнными её горсовету, имеет городскую нумерацию, маршруты Феодосия-Центр — Коктебель и Феодосия-Центр — Коктебель, КурортноеБиостанция номеров не имеют. Все автобусные маршруты (кроме № 13 и № 13а) проходят через Рыночную площадь.

№ 1. Ближнее — Центр — Горбольница
№ 1а. Ближнее — Центр — Партизанская — Горбольница
№ 2. мкрн. Ближние Камышист. Айвазовская/Автовокзал — Центр — Тимирязева
№ 3. Центр — Насыпное
№ 106. (бывший № 4) Центр — ст. Айвазовская/Автовокзал — Приморский
№ 106а (бывший № 4а). Центр — Приморский (через Симферопольское шоссе)
№ 5. Центр — ГарнаеваКрымская — Первушина
№ 6. Центр — Первушина — Крымская
№ 7. Центр — Челнокова (западная часть города)
№ 13. БлижнееКрымскаяст. Айвазовская/Автовокзал — мкрн. Ближние Камыши
№ 13а. ЧелноковаКрымскаяст. Айвазовская/Автовокзал — мкрн. Ближние Камыши
№ 14. Горбольница — Лесопарк
№ 15. Горбольница — Первушина (район улицы Крымской)
№ 20. Центр — Орджоникидзе (через Насыпное, Подгорное, Южное)
№ 20а. Центр — ЧелноковаВиноградноеОрджоникидзе (прямой через перевал на Тепе-Оба))
№ 40. Центр — Очистные.
Феодосия (Центр) — Биостанция (через Насыпное, Коктебель, Щебетовку и Курортное)
Феодосия (Центр) — Урочище (через Насыпное, Коктебель и Щебетовку)
Феодосия (Центр) — Коктебель (через Насыпное)

Территория Большой Феодосии обслуживается несколькими крупными службами такси, кроме того в окрестных курортных посёлках есть небольшие местные перевозчики. Основу таксопарка составляют автомобили восточноевропейского производства.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный вокзал станции Феодосия.

Памятная доска на здании вокзала.

Третьего (пятнадцатого) августа 1892 августа 1892 года, после долгих лет ожиданий и неудачных попыток была открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги. Становление железнодорожной сети в Северном Причерноморье сопровождалось большим накалом страстей. Железная дорога для портовых городов была гарантией экономического процветания.


Цитата: Нет сомнения, что железная дорога всегда принесёт пользу тому краю, где она будет проходить

За право иметь железную дорогу велось ожесточённое соперничество между городами региона. Более того, конкурентами Феодосии в разное время были Одесса, города Приазовья, Севастополь.

В 20-х годах XIX века англичане предложили императору Александру I соединить рельсами Феодосию и Москву. Но реальный шанс получить железную дорогу появился у Феодосии после Крымской войны. В 1857 году Главное общество российских железных дорог, учредителями которого были крупнейшие банкирские дома Парижа, Амстердама и Лондона, начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из железнодорожных ветвей должна была прийти в Феодосию. Но из-за финансовых неурядиц, работы на феодосийском участке уже в 1860 году были прекращены: французская компания Трона, фиктивно выплачивавшая рабочим и крайне плохо их обеспечивавшая, стала банкротом.

Известный русско-украинский писатель, этнограф и путешественник Александр Афанасьев-Чужбинский в 1859 году дважды побывал в Феодосии, специально изучал вопрос прокладки путей и написал в итоге:


Цитата: Собственно возле Феодосии ничего ещё не начато, как говорят, потому, будто не определена линия и неизвестно, пойдёт ли она левее или правее. Если не ошибаюсь, всей работы произведено на шестьсот сажен, считая и небольшое пространство, высыпанного землей. Болтливый француз, под начальством которого работают человек семьдесят рабочих, рассказывал, что в нескольких местах начаты работы и дело пойдёт быстрее в следующем году. Не знаю, как это будет. Из Феодосии путь мне предстоял по Арабатской стрелке.

Пешеходный мост над ж/д путём от станции Айвазовская до станции Феодосия

Музей станции Феодосия.

В 1885 году было принято решение о переводе коммерческого порта из Южной бухты в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Особая комиссия, несколько лет изучавшая этот вопрос, так и не смогла остановиться ни на одном варианте. Право окончательного выбора места для главного коммерческого порта Крыма император Александр III предоставил комитету министров.

В результате сторонники феодосийского варианта — председатель комитета и девять его членов (в том числе сын царя — Николай) — оказались в меньшинстве, но Александр III принял сторону меньшинства, тем самым решив судьбу Феодосии.

Линию прокладывали от станции Джанкой Лозово-Севастопольской железной дороги, где использовали железнодорожные сооружения 1857-1860 годов. Был выбран наиболее выгодный маршрут. Железную дорогу вели к феодосийскому порту, а кратчайший путь к нему с севера проходит по берегу моря, поэтому пути проложили по искусственной насыпи у среза воды. На другой искусственной насыпи, полностью изменившей линию берега в районе порта, были построены портовые сооружения. В связи с возведением насыпей был полностью уничтожен участок песчаного пляжа. Поезда доходили лишь до нынешней станции Айвазовская, которую называли «Феодосия». С устройством в 1894 году порта и припортовых линий появилась станция Феодосия-порт, ставшая вскоре основным вокзалом. До 1941 года депо этой станции было центральной базой по обеспечению движения на линии Феодосия — КерчьДжанкой и являлось инициатором ударного труда и стахановского движения в Крыму.

Железная дорога в Феодосии проложена по берегу залива, практически на пляже. Здание вокзала расположено в начале улицы Горького, являющейся естественным продолжением набережной.

Железнодорожное сообщение Феодосии с другими городами

По состоянию на конец 2009 года Феодосия была круглогодично связана железнодорожным сообщением с Москвой, Харьковом, Купянском (Харьковская область) и Днепропетровском. В зимнее время поезд № 097Ч Москва Курская — Феодосия прибывал в Феодосию по чётным дням. Днепропетровский и Купянско-Харьковский поезда прибывали ежедневно. В летнее время город был связан несколькими парами поездов с Москвой, Киевом и Харьковом, а также с Санкт-Петербургом, Брестом, Минском, Витебском и Могилёвом, Днепропетровском, Купянском, Сумами, Луганском и Ясиноватой.

По состоянию на начало лета 2015 года Феодосия связана железнодорожным сообщением только с городами Крыма и России. На беспересадочные вагоны, следующие по маршруту № 562Э Симферополь—Москва Казанская, пассажиры из Феодосии могут сесть на станции Владиславовка (в поселке Владиславовка в 18 км севернее центра города).

Ранее маршрут станция Феодосиястанция Айвазовскаястанция Владиславовка обслуживал пригородный поезд «Волна» на тепловозной тяге. Кроме того, существовал пригородный поезд Феодосия—Вадим, обрезанный КЖД по станции Армянск, — этот поезд связывал Феодосию с Владиславовкой, Кировским, Советским, Нижнегорским, Джанкоем, Красноперекопском и Армянском.

В 2015 году введены дополнительные пригородные поезда сообщением Феодосия—Керчь, Феодосия—Симферополь (через Джанкой с пересадкой) и Феодосия—Армянск (через Джанкой с пересадки или без). Сообщение с Владиславовкой осуществляется утренним Керченским поездом, который физически представляет старую «Волну», с которой феодосийские пассажиры пересаживаются на поезд идущий из Джанкоя в Керчь, используя единый билет. Также до Владиславовки можно добраться поездами, которые в этом поселке только останавливаются: симферопольским, армянским и вторым керченским (с отправлением из Феодосии в 10:45).


Согласно информации на сайте КЖД со станции Феодосия отправляются следующие пригородные беспересадочные поезда:

Морской транспорт

Феодосийский морской торговый порт и Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами («Феодосийская нефтебаза») — два флагмана феодосийской экономики, обеспечивают значительную часть доходной части бюджета города, ведут активную социальную и природоохранную деятельность. Торговый порт содержит собственный детский сад и поликлинику, административная территория нефтебазы признана самой благоустроенной промышленной территорией города. Пассажирское морское сообщение в Феодосии представлено двумя направлениями:

  • Эскурсионная деятельность — одночасовые прогулки по Феодосийскому заливу, и трёхчасовые экскурсии к подножью потухшего вулкана Карадаг.
  • Перевозки по «Единому билету» — с 1 мая по 1 сентября 2014 года в Феодосийской порту осуществляли остановку скоростные катамараны «Сочи-1» и «Сочи-2», курсировавшие по маршруту Анапа — ФеодосияЯлта.

В 2014 году открылась специализированная паромная переправа Новороссийск — Феодосия (преимущественно, для большегрузных фур).

Помимо этого, буксиры морского порта осуществляют спасение на водах, особенно, в тех случаях, когда тихоходные и имеющие лимит устойчивости гребные лодки не могут настигнуть уносимых северо-западным ветром в открытое море туристов.

Дорожная сеть

Феодосия связана автомобильными дорогами с Керчью, Симферополем, Джанкоем, СудакомАлуштой), Орджоникидзе, также в ближайшей округе есть дороги к Ильинскому маяку, дачному поселку на Феодосийском водохранилище, телецентру на вершине Лысой горы.

  • Керченское шоссе ранее начиналось на площади кинотеатра «Украина» недалеко от Казанского собора, проходило через Сарыголь (мимо станции Айвазовская), пересекало железнодорожные пути и уходило в сторону Приморского. После строительства объездной дороги на участке между Ближним Боевым и старым железнодорожным переездом этот участок также стали именовать Керченское шоссе, а участок от площади кинотеатра «Украина» до железнодорожного переезда стал 4-х километровой улицей Федько.
  • Симферопольское шоссе начинается в глубине города от площади Белого Бассейна и образует одну из крупнейших улиц Феодосии, у городской черты к нему с востока примыкает Керченское шоссе (новый участок, обеспечивающий объезд Феодосии с севера).
  • Шоссе на Владиславовку (Джанкой, Армянск) отходит под прямым углом от Керченского шоссе (объездной дороги) на северной окраине города.
  • Шоссе на Орджоникидзе начинается от жилого массива Челноки и является продолжением улиц Победы и Челнокова.
  • Шоссе на КоктебельЩебетовкуСудакАлушту отходит от Симферопольского шоссе далеко за городской чертой в селе Насыпное.
  • Дорога к Ильинскому маяку отходит от шоссе на Орджоникидзе в районе перевала через хребет Тепе-Оба.
  • Две дороги к дачному поселку на Феодосийском водохранилище отходят от Керченского шоссе и от шоссе на Владиславовку.
  • Дорога к телецентру на вершине Лысой горы отходит от улицы Симферопольское шоссе ещё в городе.

С большинством пригородных сел и поселков Феодосия связана Симферопольским шоссе и его ответвлением шоссе Феодосия—Алушта (Ближнее, Солнечное, Насыпное, Подгорное, Южное, Коктебель, Наниково, Щебетовка, Курортное, Краснокаменка). С Береговым и Приморским — Керченским шоссе. С маленькой деревенькой Степное — шоссе на Владиславовку; c Орджоникидзе, Виноградным и Пионерским — шоссе на Орджоникидзе.

Дополнительный транспортный потенциал

В 30-ти километрах от города в поселке Кировское на железной дороге Джанкой — Феодосия расположен военный аэродром, способный принимать самолеты всех типов. В гражданских целях пока не используется.

Шаблон:Кипарисовая статья