Токмак (советская справка)

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Токмак (в 1784—1962 гг. — Большой Токмак) — город областного подчинения, центр района. Расположен в 91 км от Запорожья. В городе находится железнодорожная станция Большой Токмак на линии Волноваха — Федоровка. Городскому Совету подчинен город Молочанск.

В начале 80-х годов XVIII в. на берегу р. Токмак поселилось несколько семейств запорожских казаков. Вскоре здесь стали селиться беглые крепостные, а затем и государственные крестьяне из сел Водяного и Балок Мелитопольского уезда, а также Комаровки, Санжаровки и других населенных пунктов Полтавщины. Так в 1784 г. образовался Большой Токмак, который получил название от реки (возле нее на буйном разнотравье в свое время татары выпасали коней; отсюда и татарское название реки — Токмак—сытый, накормленный). Большим его назвали потому, что выглядел таким по сравнению с другими, находившимися рядом, маленькими хуторами. Переселенцы прибывали сюда отдельными семьями, поэтому льгот от правительства не получали [1647, прилож. к табл., с. 21; 1828, с. 128].

Документы свидетельствуют, что за короткий срок «селение столь значительно расширилось», что в 1795 г. в нем была основана церковь, а в 1797 г. размещено управление вновь созданного Мариупольского уезда Новороссийской губернии. Еще раньше в Большом Токмаке находились присутственные места двух уездов — Мелитопольского и Днепровского, а затем — только Мелитопольского уезда [1582, с. 747].

До середины XIX в. население занималось животноводством: разводило грубошерстных овец и крупный рогатый скот серой степной породы. Хлеб выращивали только для собственных нужд. В дальнейшем в связи с быстро растущим спросом в стране на товарное зерно большинство государственных крестьян местечка занялось хлебопашеством, постепенно расширяя посевы.

Одновременно в селе развивались торговля и ремесла. В 1844 г. в Большом Токмаке работали две водяные д 15 ветряных мельниц, три маслобойни, принадлежавшие местным кулакам. 124 кустаря занимались 20 видами ремесел. Среди них было 9 кузнецов, 26 сапожников, 16 ткачей и столько же портных, 15 гончаров, шесть бондарей, девять кожевенников и др. Кустарные изделия, как и зерно, шерсть, скот, сбывались на весенней (9 мая) и осенней (1 октября) ярмарках, куда съезжалось много крестьян окрестных сел, немцы-колонисты, а также купцы. Так, в мае 1845 г. на токмакскую ярмарку прибыли купцы из многих городов, в т. ч. из Москвы, Курска, Бердянска, Феодосии. В 40-х годах только обоянские купцы из Курской губернии ежегодно приобретали в Большом Токмаке почти 80 тыс. пудов шерсти. На ярмарках можно было нанять сельскохозяйственных рабочих, которые тысячами прибывали сюда из Екатеринославской, Полтавской, Черниговской и Курской губерний [1647, прил. к табл. с. 20; 1972, с. 5—7].

По мере развития товарно-денежных отношений в местечке росло количество небольших промышленных предприятий, кустарных мастерских и торговых заведений. В 1864 г. здесь действовали 17 кожевенных, свечной, салотопенный и скотобойный заводы, две сукновальни, четыре механические мельницы, две маслобойни и 40 кустарных мастерских, главным образом по производству и ремонту сельскохозяйственных орудий и предметов домашнего обихода. В центре Большого Токмака, возле базарной площади, размещались 18 торговых лавок с погребами, хлебные и соляные склады. Годовой торговый оборот превышал 900 тыс. руб. серебром [1387, л. 7].

После победоносного окончания Великой Отечественной войны сотни демобилизованных воинов вернулись в родной город и приступили к мирному труду. В 1948 г. был полностью восстановлен завод им. Кирова. Он специализировался на выпуске дизелей и дизель-генераторов. По объему выпускаемой продукции завод превысил довоенный уровень и стал одним из передовых предприятий отрасли. К 1950 г. в городе работали также райпищекомбинат, райпромкомбинат и 9 промартелей [215, л. 104]. Одновременно с восстановлением промышленных предприятий шло возрождение сельскохозяйственных артелей.


Предприятия В городе действует 11 предприятий. Самым крупным среди них является дизелестроительный завод им. Кирова. В 1976 г. предприятие создало свой филиал в г. Торезе Донецкой области. Завод стал головным предприятием производственного объединения «Юждизельмаш». В августе 1964 г. выдал первую продукцию — автомобильные поковки — Токмакский кузнечно-штамповочный завод Министерства автомобильной промышленности СССР, который построен с учетом последних достижений науки и техники и входит в производственное объединение «АвтоКрАЗ». Свою продукцию предприятие поставляет Запорожскому, Кременчугскому, Кутаисскому автозаводам, Львовскому и Ликинскому автобусным, Киевскому мотоциклетному, Мелитопольскому моторному, Симферопольскому заводу авторулей, Днепропетровскому и Луцкому заводам «Автозапчасть» и другим предприятиям. На заводе трудятся 2130 рабочих и 350 инженерно-технических работников.

Швейная фабрика Министерства легкой промышленности УССР созданна в 1956 г. на базе швейной мастерской. В конце восьмой пятилетки завод продтоваров (ранее — пищекомбинат, а до 1956 г.— артель «Серп и Молот») был преобразован в консервный завод. На территории города расположены также асфальтобетонный завод (основан в 1972 г.) районной межхозяйственной дорожно-строительной организации Запорожского треста «Облмежколхоздорстрой» и совсем молодое предприятие — завод мясокостной муки, введенный в эксплуатацию в 1976 г.


Известные жители. Жители Токмака не забывают о Г. Г. Чечете — одном из первых авиаторов нашей страны, изобретателе летательных аппаратов, который жил и работал в городе.

Источник.

ИГС УССР, том «Запорожская область».
некоторые сведения носят исторический, устаревший характер в связи с произошедшими после 1991 года событиями (в т.ч. и трагическими).
Крымология:Советские справки о городах