Стамов, Василий Гаврилович

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск
Биографическая справка
  • Стамов Василий Гаврилович
  • [[]] •
  • ..
  • [[]] •
  • ..
  • скульптор
  • В Крыму: • •

Стамов Василий Гаврилович — скульптор, член-корреспондент АХ СССР, заслуженный художник РСФСР. Окончил ЛИЖСА (1947), ученик А.Матвеева. Жил и работал в Ленинграде.

Биография

Василий Гаврилович родился в 1914 году в Коктебеле. В 1921 году его отец Стамов Гавриил Дмитриевич становится председателем Старокрымского райисполкома и вся семья перезжает в г. Старый Крым. Здесь Василий учится сначала в школе, затем в старокрымском профтехучилище. Затем продолжил образование в Керченском горно-металлургическом техникуме по окончании которого в 1934 г. был направлен на Керченский металургический завод им. Войкова. Работал конструктором и одновременно занимался в кружке изобразительных искусств. Позднее работал на заводе скульптором.

В 1935 году был принят в подготовительные классы, а в 1937 году на скульптурный факультет ИЖСА. В 1947 году окончил институт. С 1948 по 1950 гг. работал скульптором на ГФЗ им. М.В.Ломоносова. С 1950 года участник большинства выставок проходивших в СССР.

Творческий путь

Василий Гаврилович Стамов принадлежит к тем деятелям советской культуры, которые на рубеже 50-60-х годов обратились к переосмыслению в нашем искусстве больших художественно-содержательных задач. Как известно, это выразилось в углублении и обогащении образной структуры и, соответственно, раздвинуло рамки стилистических поисков.

Хронология

1934—1935 — посещает художественный кружок; выполняет скульптурные работы для заводского клуба;
1935—1937 — занятия в подготовительных классах при ВАХ у В. С. Богатырёва;
1937—1947 — учёба на скульптурном отделении Института живописи, скульптуры и архитектуры у А. Т. Матвеева;
1942 — мобилизован в Красную Армиию, в том же году из-за болгарского происхождения вскоре отправлен на тыловые работы под Архангельск;
1947 — защита диплома (скульптура «Денис Давыдов»).
1947—1950 — работает на ЛФЗ.
1959—1978 — председатель скульптурной секции худсовета ЛО ХФ РСФСР.
1964—1969 — в правлении Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.
1969 — член экспертного совета по монументальной скульптуре Управления культуры Ленгорисполкома.
1975 — золотая медаль АХ СССР за цикл работ: «Ткачиха», «Рабочее утро», «Почтальон Женя Хохлова», «Лермонтов», «Петр I».
1986 — персональная выставка в Русском музее.
Начиная с 1949 года произведения скульптора были представлены на многих союзных, российских и зарубежных выставках.[1][2][3][4]

Школа А.Т. Матвеева

Василий Гаврилович Стамов принадлежит к школе одного из самых ярких представителей русского и советского пластического искусства XX века — Александра Терентьевича Матвеева. Влияние этого мастера сказалось не только на становлении художника, но и, в определённой мере, на всём его творческом мировоззрении, в то же время следует отметить, что особенности этого воздействия не лишили индивидуальной характерности и самобытности произведения В.Г. Стамова, но лишь способствовали достижению лаконичной цельности, простой и внятной, звучной силы пластического языка.

О творчестве Стамова

Файл:Бюст Максим Горький скульптор Стамов.jpg
Бюст "Максим Горький". Бисквит. СССР, ЛФЗ, 1950-1960-е гг. [5]
Произведения Стамова этих лет, такие как "После работы" (керамика, 1957), "Юность" (мрамор, 1958), "Девочка" (гипс, 1960), обнаруживают присущий художнику дар поэтического видения, предваряют, правда, еще при наличии повествовательности, возможность обращения к образам более обобщенным и емким. Новые моменты в творческом мышлении не просто накапливались. Они нераздельно смыкались, точнее, являлись самим итогом роста художника, приходившего к осознанию своего особого пути в искусстве. Поворотной вехой в становлении Стамова явилась скульптура 1960 года "Утро". Исполненная в мраморе, она примечательна не только тем, что здесь в полный голос зазвучал лиризм как определяющая черта стамовского мировосприятия. Впервые у Стамова в столь большой мере содержательной стала сама пластика.

В "Утре" образно воплощено время, его динамика, стремительная наполненность. И вместе с тем, поэтически возвысив натуру до гармонического идеала, Стамов органично, с поразительным художественным тактом перевел изображение своей современницы в русло классической образности. В этом смысле, при всей убедительности личностной интонации, "Утро" свидетельствовало о вдумчивом постижении Стамовым метода А. Т. Матвеева.

Все три последних десятилетия Стамова отличает творческий динамизм, интенсивная и вдумчивая работа в различных жанрах ваяния. Так, сегодня он известен как мастер, работающий одновременно в области мелкой пластики и монументальной скульптуры (мемориал воинам Ленинградского фронта в Колпино, памятник М.Ю. Лермонтову в Пензе, фриз "Музыка" для музыкальной школы в Ленинграде), как создатель садово-парковых композиций (фонтан "Айкызы" в Уфе, "Девушка с голубем" для парка на Петроградской стороне в Ленинграде), наконец, как автор станковых и портретных работ ("За власть Советов!", "Рабочее утро", "Сталевар", "Петр 1", "Скульптор Шервуд"). Однако в этом многообразии художественных устремлений не потерялся личный "стамовский" напев. Напротив, со временем как бы определились и высветлились те ноты проникновенного лиризма и мудрой душевной углубленности, которые оттеняют самобытность созданий Стамова.

Высокая пластическая культура, совершенное знание возможностей различных материалов, богатство художественной палитры выделяют произведения Стамова 80-х годов. Среди них - портрет Федора Абрамова (1983), "Торс" (1983), "Покой", "Тревога", "Хлеб", "Русское поле" (все - 1984), "Скорбящая" (мемориал в Павловске, 1986), "Работница" (1986) и другие. Скульптуры объединяет сплав станкового и монументального начал, в их содержании проявляются черты метафоричности, что в русле устремлений ряда мастеров нашей скульптуры 70-80-х годов. Наконец, в этих работах убедительно найдена гармония художественных средств и замысла, что позволяет говорить о высокой творческой зрелости ленинградского мастера.

В группах "Покой" и "Тревога", воплощая тему материнства, Стамов строит форму монументально, целостным блоком, тем самым сохраняя весомость дерева как материала. При этом художник обнаруживает и тонкое понимание декоративности - рисунок текстуры мягко и гармонично вторит содержательной ритмике масс. Так атмосфера тишины и проникновенного согласия матери и ребенка живет в плавном созвучии плотных и упругих форм, усиленная мерно текущими линиями узоров дерева. В другой же скульптуре взволнованный "говор" дерева, текстура которого течет в частом, как бы поспешном ритме, передает тревогу и беспокойство матери. Порой представляется, что природная "эмоциональность" материала - отправная точка замысла.

Умение через скульптурный образ обращаться непосредственно к сущностным вопросам своего времени, глубоко, избегая при этом прямолинейности, проникать в состояние эмоционально-духовной жизни современников Стамов не менее ярко проявил в скульптуре "Торс". Ясная и экономная архитектоника отнюдь не помешала автору найти тонкие пространственные ритмы. В фигуре живет волнующая трепетность и внутренняя возможность движения, иного положения в пространстве, равно как и другого состояния.

Наряду с подобными классическими мотивами включенность стамовских героев в жизненный поток находит выражение и в более конкретных сюжетах, но в характерном для последних лет смыкании граней поэтического и монументального истолкований. Работа "Хлеб" - о красоте и значимости человеческого труда. В том, как величественно и задумчиво-спокойно стоит бывший воин с караваем в руках на родной земле - утверждение и прославление скульптором нравственно-трудовых и созидательных начал нашей жизни. В результате обработки поверхности дерева не гладко, а небольшими выемками фигура могучего, закаленного работой хлебороба кажется как бы окутанной воздухом. Представляется, что он в природной среде, в поле. посреди России, которую он отстоял в недавней войне.

Произведения

Файл:Simf Lenin.jpg
Памятник В.И.Ленину в Симферополе
  • «Памятник Чекистам», (1947)
  • «После работы» (керамика, 1957)
  • «Юность» (мрамор, 1958)
  • «Девочка» (гипс, 1960)
  • «Утро» (1960)
  • Памятник В.И. Ленину, ск. В. Стамов, арх. Е. Попов, 1967
  • «Рабочее утро» (1975)
  • «Песня» (1979)
  • «Спортивный мотив» (1981)
  • «Тревога» (1984)
  • «Работница» (1986)
  • мемориал в Павловске под Ленинградом «Скорбящая» (1986)

Литература

А. Лазурко в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.;

Скульптор Василий Стамов. Выставка произведений. Каталог. Вступительная статья Ф.Ф. Мельникова Л.. 1979

Примечания

  1. Государственный Русский музей. Советская скульптура. Новые поступления (1977—1989). Ленинград. 1990
  2. Государственный Русский музей представляет: Александр Матвеев и его школа. Альманах. Вып. 84. СПб. Palace Editions. 2005 ISBN 5-933332-167-2
  3. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 3. Скульптура второй половины XX века. «Красная площадь». Москва. 1998 ISBN 5-900743-39-X
  4. Государственный Русский музей представляет: Русская скульптура в дереве. XX век. Альманах. Вып. 8. СПб. Palace Editions. 2001 ISBN 593332-054-4 (Россия) ISBN 3-935298-07-2 (International)
  5. Сетевой ресурс: www.ozon.ru/multimedia/soft_other/1001606051.jpg