Стамов, Василий Гаврилович
- Стамов Василий Гаврилович
- [[]] •
- ..
- [[]] •
- ..
- скульптор
- В Крыму: • •
Стамов Василий Гаврилович — скульптор, член-корреспондент АХ СССР, заслуженный художник РСФСР. Окончил ЛИЖСА (1947), ученик А.Матвеева. Жил и работал в Ленинграде.
Содержание
Биография
Василий Гаврилович родился в 1914 году в Коктебеле. В 1921 году его отец Стамов Гавриил Дмитриевич становится председателем Старокрымского райисполкома и вся семья перезжает в г. Старый Крым. Здесь Василий учится сначала в школе, затем в старокрымском профтехучилище. Затем продолжил образование в Керченском горно-металлургическом техникуме по окончании которого в 1934 г. был направлен на Керченский металургический завод им. Войкова. Работал конструктором и одновременно занимался в кружке изобразительных искусств. Позднее работал на заводе скульптором.
В 1935 году был принят в подготовительные классы, а в 1937 году на скульптурный факультет ИЖСА. В 1947 году окончил институт. С 1948 по 1950 гг. работал скульптором на ГФЗ им. М.В.Ломоносова. С 1950 года участник большинства выставок проходивших в СССР.
Творческий путь
Василий Гаврилович Стамов принадлежит к тем деятелям советской культуры, которые на рубеже 50-60-х годов обратились к переосмыслению в нашем искусстве больших художественно-содержательных задач. Как известно, это выразилось в углублении и обогащении образной структуры и, соответственно, раздвинуло рамки стилистических поисков.
Хронология
1934—1935 — посещает художественный кружок; выполняет скульптурные работы для заводского клуба;
1935—1937 — занятия в подготовительных классах при ВАХ у В. С. Богатырёва;
1937—1947 — учёба на скульптурном отделении Института живописи, скульптуры и архитектуры у А. Т. Матвеева;
1942 — мобилизован в Красную Армиию, в том же году из-за болгарского происхождения вскоре отправлен на тыловые работы под Архангельск;
1947 — защита диплома (скульптура «Денис Давыдов»).
1947—1950 — работает на ЛФЗ.
1959—1978 — председатель скульптурной секции худсовета ЛО ХФ РСФСР.
1964—1969 — в правлении Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.
1969 — член экспертного совета по монументальной скульптуре Управления культуры Ленгорисполкома.
1975 — золотая медаль АХ СССР за цикл работ: «Ткачиха», «Рабочее утро», «Почтальон Женя Хохлова», «Лермонтов», «Петр I».
1986 — персональная выставка в Русском музее.
Начиная с 1949 года произведения скульптора были представлены на многих союзных, российских и зарубежных выставках.[1][2][3][4]
Школа А.Т. Матвеева
Василий Гаврилович Стамов принадлежит к школе одного из самых ярких представителей русского и советского пластического искусства XX века — Александра Терентьевича Матвеева. Влияние этого мастера сказалось не только на становлении художника, но и, в определённой мере, на всём его творческом мировоззрении, в то же время следует отметить, что особенности этого воздействия не лишили индивидуальной характерности и самобытности произведения В.Г. Стамова, но лишь способствовали достижению лаконичной цельности, простой и внятной, звучной силы пластического языка.
О творчестве Стамова
Произведения Стамова этих лет, такие как "После работы" (керамика, 1957), "Юность" (мрамор, 1958), "Девочка" (гипс, 1960), обнаруживают присущий художнику дар поэтического видения, предваряют, правда, еще при наличии повествовательности, возможность обращения к образам более обобщенным и емким. Новые моменты в творческом мышлении не просто накапливались. Они нераздельно смыкались, точнее, являлись самим итогом роста художника, приходившего к осознанию своего особого пути в искусстве. Поворотной вехой в становлении Стамова явилась скульптура 1960 года "Утро". Исполненная в мраморе, она примечательна не только тем, что здесь в полный голос зазвучал лиризм как определяющая черта стамовского мировосприятия. Впервые у Стамова в столь большой мере содержательной стала сама пластика.В "Утре" образно воплощено время, его динамика, стремительная наполненность. И вместе с тем, поэтически возвысив натуру до гармонического идеала, Стамов органично, с поразительным художественным тактом перевел изображение своей современницы в русло классической образности. В этом смысле, при всей убедительности личностной интонации, "Утро" свидетельствовало о вдумчивом постижении Стамовым метода А. Т. Матвеева.
Все три последних десятилетия Стамова отличает творческий динамизм, интенсивная и вдумчивая работа в различных жанрах ваяния. Так, сегодня он известен как мастер, работающий одновременно в области мелкой пластики и монументальной скульптуры (мемориал воинам Ленинградского фронта в Колпино, памятник М.Ю. Лермонтову в Пензе, фриз "Музыка" для музыкальной школы в Ленинграде), как создатель садово-парковых композиций (фонтан "Айкызы" в Уфе, "Девушка с голубем" для парка на Петроградской стороне в Ленинграде), наконец, как автор станковых и портретных работ ("За власть Советов!", "Рабочее утро", "Сталевар", "Петр 1", "Скульптор Шервуд"). Однако в этом многообразии художественных устремлений не потерялся личный "стамовский" напев. Напротив, со временем как бы определились и высветлились те ноты проникновенного лиризма и мудрой душевной углубленности, которые оттеняют самобытность созданий Стамова.
Высокая пластическая культура, совершенное знание возможностей различных материалов, богатство художественной палитры выделяют произведения Стамова 80-х годов. Среди них - портрет Федора Абрамова (1983), "Торс" (1983), "Покой", "Тревога", "Хлеб", "Русское поле" (все - 1984), "Скорбящая" (мемориал в Павловске, 1986), "Работница" (1986) и другие. Скульптуры объединяет сплав станкового и монументального начал, в их содержании проявляются черты метафоричности, что в русле устремлений ряда мастеров нашей скульптуры 70-80-х годов. Наконец, в этих работах убедительно найдена гармония художественных средств и замысла, что позволяет говорить о высокой творческой зрелости ленинградского мастера.
В группах "Покой" и "Тревога", воплощая тему материнства, Стамов строит форму монументально, целостным блоком, тем самым сохраняя весомость дерева как материала. При этом художник обнаруживает и тонкое понимание декоративности - рисунок текстуры мягко и гармонично вторит содержательной ритмике масс. Так атмосфера тишины и проникновенного согласия матери и ребенка живет в плавном созвучии плотных и упругих форм, усиленная мерно текущими линиями узоров дерева. В другой же скульптуре взволнованный "говор" дерева, текстура которого течет в частом, как бы поспешном ритме, передает тревогу и беспокойство матери. Порой представляется, что природная "эмоциональность" материала - отправная точка замысла.
Умение через скульптурный образ обращаться непосредственно к сущностным вопросам своего времени, глубоко, избегая при этом прямолинейности, проникать в состояние эмоционально-духовной жизни современников Стамов не менее ярко проявил в скульптуре "Торс". Ясная и экономная архитектоника отнюдь не помешала автору найти тонкие пространственные ритмы. В фигуре живет волнующая трепетность и внутренняя возможность движения, иного положения в пространстве, равно как и другого состояния.
Наряду с подобными классическими мотивами включенность стамовских героев в жизненный поток находит выражение и в более конкретных сюжетах, но в характерном для последних лет смыкании граней поэтического и монументального истолкований. Работа "Хлеб" - о красоте и значимости человеческого труда. В том, как величественно и задумчиво-спокойно стоит бывший воин с караваем в руках на родной земле - утверждение и прославление скульптором нравственно-трудовых и созидательных начал нашей жизни. В результате обработки поверхности дерева не гладко, а небольшими выемками фигура могучего, закаленного работой хлебороба кажется как бы окутанной воздухом. Представляется, что он в природной среде, в поле. посреди России, которую он отстоял в недавней войне.
Произведения
- «Памятник Чекистам», (1947)
- «После работы» (керамика, 1957)
- «Юность» (мрамор, 1958)
- «Девочка» (гипс, 1960)
- «Утро» (1960)
- Памятник В.И. Ленину, ск. В. Стамов, арх. Е. Попов, 1967
- «Рабочее утро» (1975)
- «Песня» (1979)
- «Спортивный мотив» (1981)
- «Тревога» (1984)
- «Работница» (1986)
- мемориал в Павловске под Ленинградом «Скорбящая» (1986)
Литература
А. Лазурко в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.;
Скульптор Василий Стамов. Выставка произведений. Каталог. Вступительная статья Ф.Ф. Мельникова Л.. 1979
Примечания
- ↑ Государственный Русский музей. Советская скульптура. Новые поступления (1977—1989). Ленинград. 1990
- ↑ Государственный Русский музей представляет: Александр Матвеев и его школа. Альманах. Вып. 84. СПб. Palace Editions. 2005 ISBN 5-933332-167-2
- ↑ Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 3. Скульптура второй половины XX века. «Красная площадь». Москва. 1998 ISBN 5-900743-39-X
- ↑ Государственный Русский музей представляет: Русская скульптура в дереве. XX век. Альманах. Вып. 8. СПб. Palace Editions. 2001 ISBN 593332-054-4 (Россия) ISBN 3-935298-07-2 (International)
- ↑ Сетевой ресурс: www.ozon.ru/multimedia/soft_other/1001606051.jpg