Пещерный город
Пещерный город — остатки главным образом средневековых населённых пунктов (городов, замков, монастырей, селений), где имеются искусственные или естественные пещеры (обычно в песчаниках, известняках, лёссах, лёссовидных породах).
Пещеры служили жилищами, культовыми, погребальными или хозяйственными помещениями. Обычно сочетались с наземными сооружениями. После прекращения жизни в пещерных городах наземные постройки разрушались, сохранились только пещеры, расположенные по склонам ущелий, долин рек и т. п., что и послужило причиной такого названия.
Пещерные города известны в России, в Грузии, на Балканском полуострове, в Италии, Китае, Индии (Аджанта), Турции и др. В некоторых странах пещерные города объявлены заповедниками, где ведётся исследовательская и экскурсионная работа.
Наиболее значительны:
- Уплисцихе и Вардзиа в Грузии
- Свято-Климентовский монастырь в Инкермане
- Эски-Кермен, Чуфут-Кале, Мангуп, Бакла в Бахчисарайском районе Республики Крым
- Пещерный буддистский храм в Китае
- Могао в Дуньхуане Китай
- Аджанта в Индии
- Сикияз-Тамак на Урале
Содержание
Пещерные города Крыма
Необходимость кавычек вида «Пещерные города» Крыма или «Пещерные» города Крыма или написание без кавычек – Пещерные города Крыма является предметом научной дискуссии о сущности историко-археологических объектов, объединённых под этим именем. Так или иначе, почти все пещерные города находятся на отрогах и плато Внутренней гряды Крымских гор в пределах Бахчисарайского района[1].
По теории, которую приводит Когонашвили (и которая является скорее научным мейнстримом): есть целый ряд средневековых городов, поселений и монастырей, наземные постройки которых в значительной мере разрушились, а вспомогательные помещения, вырубленные в скалах, сохранились, создавая впечатление основных сооружений. Другие авторы замечают, что далеко не во всех городах, стоящих на горных породах, позволяющих вырубать в них долговременные сооружения, эти вырубки имели столь большое значение и столь разнообразные функции как в Пещерных городах Крыма (можно поразмышлять о роли катакомб под Одессой, Римом и Парижем и сравнить).
Собственно городами были Эски-Кермен (дословно «Старая Крепость»), Мангуп-Кале (Мангуп - столица княжества Феодоро), Чуфут-Кале (Кырк-Ер или по-русски Кырк-Ор) и Кыз-Кермен (историческое название не известно). К более мелким укрепленным поселениям, превратившимся в своего рода феодальные замки, которые традиционно причисляют к пещерным городам, относятся Бакла, Тепе-Кермен, Сюйреньская крепость, Каламита, Кыз-Куле. Называют «пещерными городами» и монастыри. Наиболее известными из них является Успенский (у Бахчисарая, у Кырк-Ера), Качи-Кальон (отдельно), Шулдан (недалеко от Эски-Кермена), Инкерманский (у Каламиты то есть Инкермана), Чилтер-Коба и ряд других.
Городские поселения Юго-Западной Таврики
А.Г.Герцен в работе К проблеме типологии городищ Юго-Западной Таврики отмечает в качестве важнейших городских центров региона 1-2 города в Готии (Эски-Кермен и Феодоро (он же Мангуп)) и 1 город в Алании (Кырк-Ор, позднее известный как Чуфут-Кале). Тепе-Кермен и Баклу он рассматривает как малые города (или на этапах хозяйственного упадка региона - поселения городского типа). В эту схему никак не встраивается Кыз-Кермен, относительно роли которого комментария не дается, и Качи-Кальон, роль которого как отдельно стоящего монастыря не комментируется.
Некоторая литература по вопросу
- Герцен А.Г., Могарычев Ю.М. Кыр-Ер — Чуфут-Кале. Крепость на краю седьмого климата: Исследование.Путеводитель.Альбом. — Симферополь: Антиква, 2016. — 312 с.
- Когонашвили К.К. Краткий словарь истории Крыма — Симферополь: Бизнес-Информ, 1995. — 333 с.
- Гуськов А.А. Атлас пещерных городов Крыма. Путешествие к строителям и обитателям пещер — Харьков: Курсор, 2008. — 2-е издание, переработанное — 197 с.
См. также
- Пещерные города Крыма
- ↑ это предл. - по Когонашвили, стр 215