Перегонец, Александра Фёдоровна
- Александра Перегонец
- [[]] •
- ..
- [[]] •
- ..
- В Крыму: • •
Александра Фёдоровна Перегонец — актриса театра и кино, подпольщица, трагически погибла в годы Великой Отечественной войны.
Творческая биография
Александра была пятой дочерью исправника по горному делу Фёдора Егоровича и его жены Марии Матвеевны[1]. В 1897 году семья переехала в Калугу. В 1914 году Александра закончила Калужскую женскую гимназию, ныне школа № 5 Калуги, со званием домашней учительницы[2]. Выступала в самодеятельных спектаклях, занималась в театральной студии клуба офицеров. Осенью 1914 года Александра поступила в петербургскую «Школу сценического искусства», организованную в 1908 году Андреем Петровским. На театральной сцене она с успехом исполняла роли Анны из «Вишнёвого сада», Норы и др.
С 1916 года работала в актёрском товариществе Петрозаводска, затем в Петроградском театре миниатюр в амплуа травести и инженю. Вышла замуж за артиста Ивана Александровича Вольского, с котором рассталась в 1928 году[3]. Играла в театре «Кривой Джимми» Н.А. Агнивцева, выпустившего сборник "Блистательный Санкт-Петербург" (Берлин, 1923 год), свою лучшую книгу элегических стихов, посвященную Александре Перегонец[4].
С 1917 года Александра Перегонец работает в разных театрах — в Новороссийске, Киеве, Харькове, Краснодаре, Ростове, Тифлисе; в то время актёров набирали, как правило, на один сезон. С 1922 года — в Московском театре «Летучая мышь»[3]
«Глубокая и сильная драматическая актриса... Ее героини, женственные и хрупкие, всегда были мужественны и сильны духом»,— пишет «Театральная энциклопедия».
Драматург Иосиф Прут] в своих воспоминаниях говорит: «Я никогда не забуду выступлений этой актрисы». В 1924 году по его рекомендации актриса снялась в фильме Якова Протазанова «|Аэлита», где исполнила роль служанки Аэлиты Ихошки: «Всем хороша, а уж актриса чудесная!»[5]. Согласно сценарию], героиня А. Перегонец погибает от рук «марсианских фашистов»…
В 1920-е годы актриса работала в театрах Казани, Петрозаводска, Ленинграда (БДТ), Новосибирска, Иркутска.
Александра Федоровна работала в Томске в сезоны 1929, 1930, 1931 годов, а затем вместе с мужем, характерным актером А.И.Добкевичем перебралась в Симферополь.
С 1931 года и до конца дней — актриса Крымского русского театра им. М. Горького в Симферополе.
Создала запоминающиеся образы Норы («Кукольный дом»), Луизы («Коварство и любовь»), Дианы («Собака на сене»), Насти («На дне»), Дездемоны, Машеньки, Вали ("Машенька", "Страх"), Коринкиной, Лидии ("Без вины виноватые", "Бешеные деньги" Островского), Верочки ("Месяц в деревне" Тургенева), неожиданно ярко играет Дуньку («Любовь Яровая»)[6].
Заслуженная артистка Крымской АССР[2], по другим данным — Заслуженная артистка РСФСР[7].
Подпольная деятельность
В 1941 году симферопольский театр не смог эвакуироваться — путь на Севастополь был отрезан. Труппа вернулась в Симферополь, который был оккупирован 1 ноября 1941 года. Во время оккупации второй муж актрисы, Заслуженный артист РСФСР Анатолий Иванович Добкевич отказался стать городским головой Симферополя и был убит фашистами. В мае 1942 года театр возобновил работу под новым названием «Симферопольский русский театр драмы и комедии». А.Ф. Перегонец получила разрешение создать при театре молодёжную студию, куда привлекла около 50 человек, спасаю их тем самым от угона в Германию.
В 1943—1944 гг. А. Ф. Перегонец активно участвовала в подпольной деятельности разведывательно-диверсионной группы «Соколы» (по другим данным, «Сокол» - по подпольной кличке руководителя группы). Группу возглавлял майор НКГБ Гиссак Арабаджи. Ее называли "наш Красный Крест": она добывала медикаменты для партизан в условиях, когда средства для наркоза, перевязочный материал, хирургический инструментарий состояли на строжайшем учете у гитлеровцев[8].
В подпольную группу входили около 60 человек, в том числе 10 сотрудников театра: актёры Зоя Павловна Яковлева и Заслуженный артист РСФСР Дмитрий Константинович Добромыслов, костюмеры Илья Николаевич Озеров и Елизавета Кучеренко, машинист сцены Павел Ипполитович Чечёткин, уборщица Прасковья Тарасовна Ефимова, ученик художника Олег Савватеев. Организаторами группы были главный художник театра Николай Андреевич Барышев и актриса Александра Фёдоровна Перегонец. [7]
Это был один из тех редких случаев, когда важные задания были поручены не профессиональным разведчикам, а актёрам. В частности, планировалось проведение террористической операции — покушение на Гитлера осенью 1943 года, прибывающего в Крым на открытие моста через Керченский пролив. Однако «крымский мост» был разрушен, Гитлер не приехал, операция отменена. Подпольщики переориентировались на разведывательную работу, готовились к диверсионным актам. В частности, они взорвали здание областного архива, откуда при отступлении не успели вывезти секретные документы[9]. В целом группа «Соколы» организовала 45 крупных диверсий, передала сотни разведывательных донесений.
В конце 1943 года Н.А. Барышев составил план Симферополя и нанёс на него разведывательные данные о военных объектах противника. Карта была передана партизанам и использована при освобождении города 51-й Армией в 1944 году. Подпольщики поддерживали связь с крымскими партизанами, с подпольным обкомом.
В театре был создан тайник, куда спрятали богатую коллекцию из 5000 театральных костюмов, которую немцы планировали вывезти. В марте 1944 года гестапо напало на след группы. 18 марта, сразу после спектакля, подпольщиков арестовали. Удалось спастись только Е. Я. Кучеренко, которая при отступлении немцев спасла здание театра от пожара[10].
Кто выдал подполье — до сих пор не вполне ясно. Предательница, работница театра Каблукова из фильма «Они были актёрами» — не более, чем художественный вымысел.
Автор книги «В крымском подполье», секретарь Крымского подпольного центра Иван Андреевич Козлов (1888—1957) подозревал в провале группы связную под псевдонимом «Лесная»[11]. На самом деле под этим псевдонимом скрывалась Скрипниченко Людмила Васильевна, офицер НКГБ. Она была замучена в гестапо 29 марта 1944 года. В апреле погиб и её муж, Александр Иванович Скрипниченко, также профессиональный разведчик. [12] По данным архивов КГБ, группа «Соколы» выдана агентом абвера М.Ящининым, работавшим на Симферопольской электростанции[7].
А. Ф. Перегонец вынесла страшные пытки, у неё были сожжены ноги[9]. 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя советскими войсками, подпольщики были расстреляны в урочище «Дубки», на территории совхоза «Красный».
А. Ф. Перегонец похоронена на 1-м гражданском кладбище Симферополя.
Цитата: * * *
... Я помню, как военною грозой
Над крымскими пахнуло берегами.
О, лета сорок первого сезон,
О, Лермонтов, расстрелянный врагами!
В фойе бушлаты, гимнастерки, бриджи
И желтый блеск скрипучих портупей.
Шампанское в буфете мирно брызжет,
Но тень беды маячит у дверей.
Я помню, как гремит раскатом «бис»,
И не жалеют зрители ладоней.
В последний раз я вижу Перегонец,
Что Машенькой выходит из кулис.
Такой она осталась для меня -
Доверчивой и трогательно юной,
Актриса, что слилась судьбой трибунной
Теперь с гореньем вечного огня.
... Театр мой! Как прежде ты в строю,
Спасенный от эсесовской взрывчатки...
Память
- Именем А.Ф. Перегонец названа улица в Киевском районе Симферополя.
- На здании театра имени М.Горького, где работали и сражались участники группы, установлена мемориальная доска.
- В этом театре в 1973 году режиссёром А. Г. Новиковым был поставлен спектакль «Они были актёрами» по одноимённой пьесе В.В. Орлова и Г.Г. Натансона. За этот спектакль в 1977 году коллектив был удостоен Государственной премии СССР, а в 2000 году — Почетной грамоты Верховной рады Крыма[13].
- В 1981 г. Георгием Натансоном был снят художественный фильм «Они были актёрами», в котором на основе фактического материала рассказывалась история подпольной группы «Сокол». Режиссёр работал над сценарием, пользуясь архивами КГБ и военной разведки[9]. Роль А.Ф. Перегонец исполнила народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко.
- 12 мая 2010 года по телевизионному каналу «Россия 1» был показан документальный фильм режиссёра Александра Беланова «После премьеры — расстрел. История одного предательства». В фильме показано, что в разгроме группы активное участие приняли крымскотатарские коллаборационисты, возглавляемые Мустафой Кырымалом[9].
Примечания
- ↑ [Сетевой ресурс: theatre-music.narod.ru/32.html С. Рухля. Эта маленькая Перегонец/Санкт-Петербургские ведомости, 16.03.2007]
- ↑ 2,0 2,1 [Сетевой ресурс: www.school5.kaluga.ru/index.php?page=history&part=1 Официальный сайт школы № 5 города Калуги]
- ↑ 3,0 3,1 [Сетевой ресурс: www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/25108/bio/ Биография А.Ф. Перегонец]
- ↑ [Сетевой ресурс: www.bard.ru/cgi-bin/afishagraphy.cgi?name=%CD.&short= Агнивцев Николай Яковлевич]
- ↑ [Театр уж полон...]- история томского театра
- ↑ [Сетевой ресурс: www-ki.rada.crimea.ua/nomera/2006/106/who.html КТО ОТДАЛ СВОЕ СЕРДЦЕ НАРОДУ...]
- ↑ 7,0 7,1 7,2 [Пащеня В. Н. О деятельности некоторых подпольных патриотических организаций в Крымской АССР в годы оккупации в 1941—1944 гг. (по материалам Крымского управления КГБ СССР)//Культура народов Причерноморья — 2004. № 56, т. 1.- с.29-33.]
- ↑ [Сетевой ресурс: www.mincult.crimea-portal.gov.ua/rus/index.php?v=5&tek=107&par=42 Перегонец Александра Федоровна ]
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 [Сетевой ресурс: www.rutv.ru/video.html?d=0&vid=51980 Документальный фильм «После премьеры — расстрел. История одного предательства»]
- ↑ [Сетевой ресурс: militera.lib.ru/memo/russian/kozlov_ia/22.html Козлов И.А. В крымском подполье. — М.: «Молодая гвардия», 1948. Глава двадцать вторая]
- ↑ И. Козлов. В крымском подполье. М.:Молодая гвардия, 1948. — 352 с.
- ↑ Скрипченко-Коровяковская Г.А. Правда о разведчице «Лесной»: О Л.В. Скрипниченко. — Симферополь: Таврия, 1990. — 164 с. — ISBN 5-7780-0325-0
- ↑ [Сетевой ресурс: www.mincult.crimea-portal.gov.ua/rus/index.php?v=5&tek=78&art=91 «Русский академический драматический театр им. М. Горького»]
Литература
- Ландау С. Г. Александра Перегонец:Судьба актрисы — М:Искусство, 1990. — C.271
- Елизарова М. Н. Незабываемые годы. — Казань: Татарское книжное издательство, 1987