Казанский собор (Феодосия)
Храм во имя Казанской иконы Божьей Матери — один из крупнейших православных храмов Феодосии. В современном виде возведён в 1907 году. Шаблон:ХрамСобор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) – православный собор русско-византийского стиля, построенный в начале XX века.
Отмечается лёгкость и изящность архитектурного облика собора, создаваемая полукруглыми завершениями стен, тонкими колоннами в углах здания. Купол здания выполнен в византийском стиле и напоминает шлем русского воина. Световой барабан содержит десять арочных окон. Внутреннее убранство собора рассматривается как достаточно богатое, в частности, таковой является его художественная роспись, в которой представлены евангельские сюжеты с изображениями Иисуса Христа и Девы Марии, Святых Великомучениц Екатерины и Варвары, а также Святого Великомученика Пантелеймона. Алтарь обрамлён богатым иконостасом, со сторон которого расположены Святые образа Казанской иконы Божией Матери, Пресвятой Троеручницы, Пресвятой заступнице Путешествующих, Тихвинской иконы Божией Матери.
Над входом три соединенные между собой арки, в двух боковых — устроены окна, а в средней части — храмовая икона.
История
- Строительство собора
- Староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Гейден в 1887 году передал свою дачу «Кафа» в Феодосии в ведение Свято-Параскевиевского монастыря, и позже она получила название Казанского подворья Топловского монастыря.
24 февраля 1890 года Священным Синодом РПЦ этот дар Гейдена был утверждён за Топловским монастырём «для устройства церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и начальной школы для девочек». В составе переданных территорий был участок земли, дом, другие постройки и виноградники.
6 августа 1891 года на переданном участке было заложено основание в будущую церковь Святого великомученика и целителя Пантелеймона. После сооружения она была освящена епископом Мартинианом. 26 июля 1890 года из Топловской обители в Феодосию был проведён крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, что впоследствии стало ежегодной традицией. Традиция осуществления крестных ходов была утрачена в советский период.
В 1907 году деревянная церковь Топловской обители была разобрана, а вместо неё было начато строительство каменного собора во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство велось по проекту архитектора Г.Л. Кейля из Феодосии, собор выдержан в традициях русско-византийского стиля. Собор был освящён в 1911 году при участии епископа Таврического и Симферопольского Феофана. - Собор в годы советской власти
- После начала Гражданской войны весь Топловский монастырь с подворьем, храмами и прочими строениями оказался разграблен в 1919 году, а многие его святыни оказались утрачены.
В начале Великой Отечественной войны подворье использовалось как концентрационный лагерь для советских военнопленных. До 1943 года он пребывал в запустении, а в период немецкой оккупации он оказался открыт с целью проведения богослужений для войск румынского подразделения. После вступления в Феодосию советстких войск в апреле 1944 года в храме была возобновлена постоянная церковная служба.
На протяжении 1950–1960-х гг. по инициативе симферопольского архиепископа и крымского святителя Луки осуществлялось обновление собора художественными росписями, наполнение церковной утварью. Проводились также торжественные литургии. В этот период в храме служили протоиреи Иоанн Калишевич и Григорий Безталанный.
С 1967 года по 2009 год отец Анатолий Чепель являлся настоятелем собора. - Современное состояние
- В 2004 году по инициативе игумении Параскевы, настоятельницы Топловского монастыря и по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря была восстановлена традиция крестных ходов с иконой Казанской Божией Матери из Топловской обители в Феодосию.
С 2009 года настоятелем собора является протоиерей Василий Бай.
В 2011 году в честь столетия собора в нём была проведена реконструкция, был укреплён фундамент ограды, запланировано вымащивание внутренней территории плиткой и постройка пандуса для инвалидов. - Архитектура собора
- Отмечается лёгкость и изящность архитектурного облика собора, создаваемая полукруглыми завершениями стен, тонкими колоннами в углах здания. Купол здания віполнен в византийском стиле и напоминает шлем русского воина. Световой барабан содержит десять арочных окнон.
Внутреннее убранство собора рассматривается как достаточно богатое, в частности, таковой является его художественная роспись, в которой представлены евангельские сюжеты с изображениями Иисуса Христа и Девы Марии, Святых Великомучениц Екатерины и Варвары, а также Святого Великомученика Пантелеймона. Алтарь обрамлён богатым иконостасом, со сторон которого расположены Святые образа Казанской иконы Божией Матери, Пресвятой Троеручницы, Пресвятой заступнице Путешествующих, Тихвинской иконы Божией Матери.