Галерея/Фото:Православные архиереи на Юге России
Галерея
Источники
- _http://www.patriarchia.ru/db/text/1227071.html
- там же
- странный перепост: _https://specgidromir.ru/mitropolit-odesskii-i-izmailskii-agafangel-my-gotovy-proiti-etot-put-do.html
- _http://palomnic.org/journal/54/travel_notes/01/
- неатрибутированный источник
- _http://spetrov.holyres.org/14.htm
- _https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/Митрополит_Платон_%28Удовенко%29._2019.jpg
- _https://drevo-info.ru/pictures/12098.html
- _https://glava.rk.gov.ru/article/show/2022_06_09_14_56_krymskoe_pravitelstvo_gotovo_podderzhivat_initsiativy_po_sokhraneniiu_sviatyn_i_istoricheskikh_mest_sergei_aksionov
- видизм. _https://ru.wikipedia.org/wiki/Агафон_(Опанасенко)#/media/Файл:Єп._Агафон.jpg
- ?
- _https://dzen.ru/a/YrWpfLaysDsP-gc-
Цели
Всё просто, некие Бондаренко (архимандрит Тихон из Одессы) и Драбинко (бывший митрополит Александр, секретарь Владимира Сабодана) утверждают что в 1991 году в Одессе г-н Швец (к тому времени уже много лет как епископ РПЦ Лазарь) проявил себя не как русский патриот, а как сторонник отделения УПЦ от РПЦ. В нецерковных политических кругах - тяжелейшее обвинение, в церковных кругах - позиция не очень-то мейнстримная, но не запрещенная. Так как следующий Одесский епископ - Агафангел проявлял и до сих пор проявляет русскую позицию, а нашинский крымский архиерей в политическом православии никогда замечен не был, только лишь не очень сильно мешал заниматься политико-религиозными делами отдельным священникам в Судаке, Севастополе, Ялте и других городах Крыма, то хочется всё же понять что это было тогда в Одессе в 1991 году - эмоциональный бунт особенно политизированной части клира и прихожан, или действительный политический проступок, который надо помнить человеку даже спустя 32 года.
С точки зрения канонического права к митрополиту Лазарю вопросов скорее всего нет, иначе бы с кафедры его уже сняли (если не при Украине, так при России). С политической - может и есть.
Вот длинная цитата из сочинения Александра Драбинко (который в конце-концов сбежал в ПЦУ Константинопольского патриархата, потерпев неудачу в подрыве УПЦ МП изнутри):
- Активными сторонниками модели автокефализации выбранной митрополитом Филаретом, были епископ Волынский и Луцкий Варфоломей (Ващук), епископ Львовский и Дрогобычский Андрей (Горак), архиепископ Ровенский и Острожский Ириней (Середний) и архиепископ Одесский и Измаильский Лазарь (Швец), который, за занимаемую им позицию, был в буквальном смысле слова изгнан своей паствой с кафедры. Необходимость предоставления Украинской Православной Церкви автокефального статуса они обосновывали надеждой на то, что в этом случае раскольники вернутся в лоно канонической Церкви. "Может быть, действительно этим можно спасти положение на Украине, - сказал архиепископ Лазарь. - Я был около двух лет правящим архиереем в Тернопольской епархии, знаю и помню этот кромешный ад… Стоит только произнести одно русское слово, так тебя сразу побьют. У меня сохранились фотографии, которые говорят о том, с какой злостью относились там к православным архиереям, а обо мне говорили: "Лазарь - враг украинского народа", "гнать Лазаря с Украины". Владыки говорили о том горестном положении, в котором оказались западные епархии. Епископ Львовский Андрей говорил, что не уверен, сможет ли вернуться в свой собор, если не будет достигнута полная независимость УПЦ. Владыка Варфоломей предупреждал об опасности распространения раскола на восточную Украину. Ровенский Владыка Ириней переживал за паству, которая, не получив канонической автокефалии, может перейти в самочинный раскол: "Кто ответит перед Богом за народ, который окажется в безблагодатной автокефалии?" - спрашивал он, приводя как аргумент то, что 90% клириков его епархии высказалось за полную независимость Украинской Православной Церкви.
- В то же время были и другие, диаметрально противоположные высказывания. Епископ Кировоградский и Николаевский Василий (Васильцев) сообщал об угрозах со стороны своей паствы не допустить его назад в епархию в случае предоставления автокефалии УПЦ. О том же говорил и архиепископ Винницкий и Брацлавский Феодосий (Дикун, †2001г.), бывший ранее ревностным сторонником идеи автокефалии. Свою позицию он сменил после того, как был переведен с Ивано-Франковской кафедры на Винницкую, на место отправленного на покой митрополита Агафангела (Саввина), несогласного с курсом церковной политики, проводимой митрополитом Филаретом. Архиепископ Феодосий на Соборе сказал: "Я в свое время тоже был защитником автокефалии Церкви, о чем неоднократно говорил и в Митрополии и в Патриархии. Но когда я пришел на Виннитчину, то увидел, что здесь даже не желают слышать об автокефалии и примерно 90% священников и мирян выступят против нее. Недавно кто-то пустил слух, что я уже подписал автокефалию, поэтому люди не хотели меня пускать в собор. И теперь, если я подпишу здесь определение о даровании автокефалии, мне в Винницу нельзя будет ехать".
- Одной из причин нежелательности провозглашения автокефалии в настоящее время была опасность "цепной реакции", о которой говорили многие владыки, епархии которых находились на территории других государств, возникших на постсоветском пространстве. По мнению архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова), положительное решение вопроса может спровоцировать под нажимом властей аналогичные требования о предоставлении самостоятельности и в других епархиях Русской Церкви. Сходные опасения за судьбу своих епархий высказывали епископы Таллинский Корнилий (Якобс) и Рижский и Латвийский Александр (Кудряшов). Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), отметил, что проблема независимости УПЦ более чем актуальна и для епископата Белорусской Церкви, в которой в период Великой Отечественной войны была предпринята попытка создания собственной "автокефальной Церкви" на националистических принципах.
- Говорилось и о сомнительности того (а время показало, что это именно так), что предоставление канонической автокефалии уврачует раскол