Богаевский, Константин Фёдорович — различия между версиями
Number12 (обсуждение | вклад) (сначала полный перенос теста из архива) |
Number12 (обсуждение | вклад) (техническая обработка статьи) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Константи́н Фёдорович Богае́вский''' ( | + | '''Константи́н Фёдорович Богае́вский''' (24 января (12 января) [[1872]], [[Феодосия]] — 17 февраля 1943, [[Феодосия]]) — русский художник-пейзажист Серебряного Века. Почти всю жизнь прожил в Феодосии. |
== Биография == | == Биография == | ||
[[Файл:Богаевский, портрет художника.jpg|thumb|right|400px|К.Ф. Богаевский]] | [[Файл:Богаевский, портрет художника.jpg|thumb|right|400px|К.Ф. Богаевский]] | ||
− | Родился в | + | Родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего. |
− | В | + | В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита. Учился сначала в Феодосии у [[Фесслер, Адольф Иванович|Адольфа Фесслера]], в мастерской [[Айвазовский, Иван Константинович|Ивана Константиновича Айвазовского]], но безуспешно. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств, учился с [[1891]] по 1895 год в мастерской {{Svet|Архипа Ивановича Куинджи}}. |
− | В | + | В 1890 году ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также Арнольда Бёклина. |
− | Начиная с [[1900]] года, Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), | + | Начиная с [[1900]] года, Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и [[Москва|Москве]]. |
− | В | + | В 1904 году вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в [[Керчь|Керченской крепости]], в 1906 году демобилизовался и женился на {{Svet|Жозефине Густавовне Дуранте}} - венчание состоялось в {{Svet|Храмe Иверской иконы Божьей Матери}}. В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни. |
− | В | + | В 1908 году путешествовал по Германии, в 1909 по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров. |
− | В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов | + | В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов {{Svet|Максимилиана Волошина}} «Годы странствий», иллюстрированная рисунками Богаевского. |
− | В | + | В 1911—1914 годах участвовал в выставках «Мира искусства». |
− | В | + | В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка Рябушинского в Москве. |
− | В | + | В 1914 году снова был призван в армию, служил около [[Севастополь|Севастополя]], демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках. |
− | В | + | В 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве. |
− | В | + | В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. |
− | В | + | В 1936—1939 году работал в Тарусе. |
− | В | + | В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии советской авиацией<sup></sup>. |
− | По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшие друзья — художник Константин Кандауров и | + | По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшие друзья — художник Константин Кандауров и {{Svet|Максимилиан Волошин}}. |
== Творчество Богаевского == | == Творчество Богаевского == | ||
[[Файл:Богаевский, Корабли. Вечернее солнце - 1912.jpg|thumb|right|250px|Корабли. Вечернее солнце - 1912 год]] | [[Файл:Богаевский, Корабли. Вечернее солнце - 1912.jpg|thumb|right|250px|Корабли. Вечернее солнце - 1912 год]] | ||
− | В | + | В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей («Старый Крым», «Древняя крепость») . После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Бёклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом («Последние лучи»). Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи; кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини. Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый «Киммерийский цикл» картин. |
− | С | + | С 1906 года, после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда Полынь», «Солнце», «Генуэзская крепость»). Как известно, стихотворение Волошина «Полынь» посвящено Богаевскому. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 годах («Южная страна. Пещерный город»). |
− | После путешествия в Европу, начиная с | + | После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого Богаевский (как раньше Тернер) позаимствовал идею освещения («Воспоминание о Мантенье», «Итальянский пейзаж», «Классический пейзаж», «Киммерийская область», «Корабли»). В 1912 году по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка. |
− | Те же мотивы прослеживаются и в произведениях Богаевского 1920-х и 1930-х годов («Феодосия», «Крымский пейзаж», «Старая гавань», «Вечер у моря»). Его творчество прочно вошло в наследие художников | + | Те же мотивы прослеживаются и в произведениях Богаевского 1920-х и 1930-х годов («Феодосия», «Крымский пейзаж», «Старая гавань», «Вечер у моря»). Его творчество прочно вошло в наследие художников {{Svet|Киммерийской школы живописи}}. |
В 1920-е годы художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с явным намерением создать художественный образ города будущего. | В 1920-е годы художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с явным намерением создать художественный образ города будущего. | ||
Строка 48: | Строка 48: | ||
== Основные художественные собрания == | == Основные художественные собрания == | ||
в которых наиболее полно представлено творчество Богаевского | в которых наиболее полно представлено творчество Богаевского | ||
− | * | + | * Крым в Государственной Третьяковской галерее |
− | * | + | * Крым в Государственном Русском Музее |
− | * | + | * Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского |
− | * | + | * Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого |
− | * | + | * Симферопольский художественный музей |
== Картины Богаевского == | == Картины Богаевского == | ||
Строка 61: | Строка 61: | ||
− | + | [[Категория:Крымология2023:Биографические статьи]] | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | [[Категория: |
Версия 10:47, 8 мая 2024
Константи́н Фёдорович Богае́вский (24 января (12 января) 1872, Феодосия — 17 февраля 1943, Феодосия) — русский художник-пейзажист Серебряного Века. Почти всю жизнь прожил в Феодосии.
Содержание
Биография
Родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего.
В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита. Учился сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского, но безуспешно. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств, учился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи.
В 1890 году ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также Арнольда Бёклина.
Начиная с 1900 года, Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве.
В 1904 году вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте - венчание состоялось в Храмe Иверской иконы Божьей Матери. В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни.
В 1908 году путешествовал по Германии, в 1909 по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров.
В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина «Годы странствий», иллюстрированная рисунками Богаевского.
В 1911—1914 годах участвовал в выставках «Мира искусства».
В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка Рябушинского в Москве.
В 1914 году снова был призван в армию, служил около Севастополя, демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках.
В 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве.
В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1936—1939 году работал в Тарусе.
В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии советской авиацией.
По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшие друзья — художник Константин Кандауров и Максимилиан Волошин.
Творчество Богаевского
В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей («Старый Крым», «Древняя крепость») . После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Бёклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом («Последние лучи»). Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи; кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини. Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый «Киммерийский цикл» картин.
С 1906 года, после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда Полынь», «Солнце», «Генуэзская крепость»). Как известно, стихотворение Волошина «Полынь» посвящено Богаевскому. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 годах («Южная страна. Пещерный город»).
После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого Богаевский (как раньше Тернер) позаимствовал идею освещения («Воспоминание о Мантенье», «Итальянский пейзаж», «Классический пейзаж», «Киммерийская область», «Корабли»). В 1912 году по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка.
Те же мотивы прослеживаются и в произведениях Богаевского 1920-х и 1930-х годов («Феодосия», «Крымский пейзаж», «Старая гавань», «Вечер у моря»). Его творчество прочно вошло в наследие художников Киммерийской школы живописи.
В 1920-е годы художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с явным намерением создать художественный образ города будущего.
Основные художественные собрания
в которых наиболее полно представлено творчество Богаевского
- Крым в Государственной Третьяковской галерее
- Крым в Государственном Русском Музее
- Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
- Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого
- Симферопольский художественный музей
Картины Богаевского
Библиография
- Манин В. Богаевский. — М.: Белый Город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0228-6.
- Р. Д. Бащенко К. Ф. Богаевский. — М.: Изобразительное искусство, 1984.