Богаевский, Константин Фёдорович

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Константи́н Фёдорович Богае́вский (24 января (12 января) 1872, Феодосия — 17 февраля 1943, Феодосия) — русский художник-пейзажист Серебряного Века. Почти всю жизнь прожил в Феодосии.

Биография

К.Ф. Богаевский

Родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего.

В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита. Учился сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского, но безуспешно. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств, учился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи.

В 1890 году ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также Арнольда Бёклина.

Начиная с 1900 года, Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве.

В 1904 году вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте - венчание состоялось в Храмe Иверской иконы Божьей Матери. В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни.

В 1908 году путешествовал по Германии, в 1909 по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров.

В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина «Годы странствий», иллюстрированная рисунками Богаевского.

В 1911—1914 годах участвовал в выставках «Мира искусства».

В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка Рябушинского в Москве.

В 1914 году снова был призван в армию, служил около Севастополя, демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках.

В 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве.

В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1936—1939 году работал в Тарусе.

В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии советской авиацией1.

По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшие друзья — художник Константин Кандауров и Максимилиан Волошин.

Творчество Богаевского

Корабли. Вечернее солнце - 1912 год

В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей («Старый Крым», «Древняя крепость») . После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Бёклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом («Последние лучи»). Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи; кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини. Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый «Киммерийский цикл» картин.

С 1906 года, после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда Полынь», «Солнце», «Генуэзская крепость»). Как известно, стихотворение Волошина «Полынь» посвящено Богаевскому. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 годах («Южная страна. Пещерный город»).

После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого Богаевский (как раньше Тернер) позаимствовал идею освещения («Воспоминание о Мантенье», «Итальянский пейзаж», «Классический пейзаж», «Киммерийская область», «Корабли»). В 1912 году по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка.

Те же мотивы прослеживаются и в произведениях Богаевского 1920-х и 1930-х годов («Феодосия», «Крымский пейзаж», «Старая гавань», «Вечер у моря»). Его творчество прочно вошло в наследие художников Киммерийской школы живописи.

В 1920-е годы художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с явным намерением создать художественный образ города будущего.

Основные художественные собрания

в которых наиболее полно представлено творчество Богаевского

  • Крым в Государственной Третьяковской галерее
  • Крым в Государственном Русском Музее
  • Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
  • Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого
  • Симферопольский художественный музей

Картины Богаевского

Константин Богаевский главные картины.png

Библиография

  • Манин В. Богаевский. — М.: Белый Город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0228-6.
  • Р. Д. Бащенко К. Ф. Богаевский. — М.: Изобразительное искусство, 1984.

Примечания

  • 1 - обстоятельства смерти Богаевского обычны для военных лет. Художник жил в центре Феодосии, где располагалось много немецких учреждений, при бомбардировке немецких объектов нашей авиацией К.Ф. стал случайной жертвой авиабомбы. В этом смысле непонятна мотивация составителей исторической справки для выставки Богаевского в Москве в 2022 году, указывающей на гибель художника в 1943 году (то есть в период немецкой оккупации Феодосии) именно от немецкой бомбы.