«Старый» город (Скифия)
«Старый» город (Мушаш) крепость, расцвет которой приходится на III век до н.э., предположительно столица Крымской Скифии до Неаполя Скифского[1].
Предистория
До сих пор была известна только одна скифская столица — она находилась на месте современного Симферополя и называлась "Неаполис", то есть "новый город", связанный с деятельностью царя Скилура и его наследников. В туристических гидах этот археологический комплекс известен как Неаполь Скифский, открытый еще в 1827 году. Исследователи предполагали, что до "нового города" вероятно, где-то был и "старый".
Директор Крымского филиала Института археологии НАН Украины Виктор Мыц сказал:
Цитата: Мы знаем много скифских поселений, десятки тысяч курганов, но памятников такого масштаба и статуса давно уже не находили. Такие открытия бывают раз в сто лет. Чтобы найти город с оборонительными укреплениями, об этом можно только мечтать! Мы нашли административный и культурный центр крымской Скифии по крайней мере III века до нашей эры, который оказывал влияние на весь регион. Там были цари!
История раскопок
Экспедиция Крымского филиала Института археологии НАН Украины несколько лет работала в районе одного из самых крупнейших в Евразии некрополей, исследуя окрестности комплекса курганов Беш-Оба, пока не наткнулись в степи недалеко от Белой скалы (Ак-Кая) на руины древних построек. Выяснилось, что жители из ближайших сел давно уже растаскивают камни для своих хозяйств. Именно на Белой скале ранее были обнаружены самые выдающиеся скифские могильники — царские курганы. Оказалось, что и резиденция скифских царей — совсем близко. Разведочные раскопки вывели археологов вместо средневекового культурного слоя сразу же на очень интересный античный — были открыты стены, башни, помещения, святилища, слои пожаров. Сравнения планов раскопок с аэрофотосъемкой и съемкой из космоса показали, что найден большой город с крепостью, который существовал на два столетия раньше, чем Неаполь Скифский. Это открытие обещает дать уникальный материал для изучения истории кочевых народов Северного Причерноморья.
Руководитель Предгорной экспедиции, завотделом Греко-варварской археологии Юрий Зайцев поясняет:
Цитата: Особый интерес представляет тот факт, что это — крепость, расцвет которой приходится на III век до н.э. А это время, по целому ряду обстоятельств, до сих пор остается белым пятном в истории Северного Причерноморья. Тогда, после распада Империи Александра Македонского начались войны и передел территорий, которые привели к нестабильности и в Черноморском бассейне, и в Азии, и в Средиземноморье. В археологии этот период оставил немного следов. И как раз у нас на границе степей и гор Белогорска мы имеем великолепную с точки зрения археологии картинку! Со временем мы можем прочитать эту историю здесь — в этих штурмах и пожарах крепости, в культурных слоях, которые мы открыли.
Город занимал площадь около 10 га, и не раз переживал осады и пожары. Дома и хозяйственные постройки были обнесены мощной крепостной стеной толщина которой достигала пяти метров. Определить датировку помогла греческая керамика, в большом количестве обнаруженная в жилых кварталах. На свои гончарные изделия древние мастера ставили именные клейма, по которым можно определить период изготовления этих амфор и кувшинов — в данном случае, это середина III века до нашей эры.
Городской некрополь
Ученым удалось найти и некрополь, где хоронили жителей города, не принадлежавших к знати. При этом исследователи столкнулись и с загадочным случаем костницы — когда захоронения были сделаны на стороне, а кости 80 воинов были принесены и выложены в склепе.
Валентина Мордвинцева, научный сотрудник Крымского филиала института археологии НАНУ рассказывает:
Цитата: Это необычно, и пока трудно сказать, с чем это связать. Люди, которые были там похоронены, имеют много ран в области черепа — удары тупыми орудиями и сквозные удары стрелой, многие из них погибли во время военных действий. Среди вещей, обнаруженных в этом склепе, есть и зеркало, которое было сделано в Греции в III веке до н.э. На зеркале есть удары от ритуального убийства, зеркало уничтожили и положили к покойнику. Интересна курильница — сосуд для ароматических благовоний, которые сжигали внутри. Много керамической посуды — горшков, мисок, кувшинов, с характерным покрытием, которое называется — лощение. Такие же лепные сосуды, которые блестели на солнце, найдены и на городище, что позволяет нам говорить о том, что это люди одной культуры и мы можем связать археологию жизни и археологию смерти. Некрополи всегда дают более обильный материал — мертвым давали с собой в загробную жизнь много вещей, которых мы на городище не находим. Для нас это очень интересное и важное дополнение.
Примечания
- ↑ Сетевой ресурс: www.uniart.com.ua/articles/70/