СКР-112

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Военный корабль СКР-112сторожевой корабль проекта 159А. Заложен 26 апреля 1967 г. на Калининградском ССЗ «Янтарь» (заводской № 191). Вступил в строй 30 мая 1968 г., 21 сентября 1968 г. перечислен в состав КЧФ и осенью 1968 г. совершил переход вокруг Европы из Балтийска в Севастополь. С 30 августа 1969 г. по 31 января 1970 г., находился при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 21 апреля 1973 г. поднял флаг ВМФ СССР. С 27 мая 1980 г. по 10 февраля 1981 г. на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошел средний ремонт. Дислоцировался в Донузлаве. После провозглашения независимости Украиной он стал первым военным кораблем, поднявшим украинский флаг, и 21 июля 1992 года совершил несанкционированный переход в Одессу. Инициатором перехода был недавно уволеный капитан 2 ранга Жибарёв. Причиной для поднятия украинского флага и перехода в Одессу стало увольнение коммандованием ЧФ группы офицеров присягнувших УкраинеШаблон:Нет АИ, в частности от командира корабля Настенка требовали подать рапорт на увольнение в запас. Следуя в Одессу, СКР-112 на протяжении 8 часов преследовался российскими военными кораблями и самолетами, пытавшимися остановить мятежный корабль, в связи с чем последний и получил свою известность. Для остановки СКР-112 применялись: стрельба из артиллерийской установки в воздух и по курсу корабля, опасное маневрирование со сближением с целью тарана и нанесения повреждений, попытки высадки на корабль группы захвата. Позже преследователи были готовы в любой момент по приказу командования ЧФ открыть огонь и потопить корабль, однако корабль благополучно прибыл в Одессу. Впоследствии СКР-112 — первый корабль ВМС Украины.

События 21 июля 1992 г

Капитан 2 ранга Николай Жибарев, участник и главный инициатор перехода, вспоминал:

«13 июля 1992 г. я был отстранен от должности начальника штаба соединения. Вместе с моими подчиненными офицерами В. Устименко, В. Горобцом, В. Зарембой, С. Настенко мы решили совершить необычный поступок, который бы приковал внимание к 17-й бригады кораблей охраны водного района Крымской ВМБ, потому что видели пассивность руководства Министерства обороны Украины. В этом положении, по мнению многих офицеров, если не принять решительных мер, то нас перебили бы, как перепелок. Утром 21 июля на встрече с офицерами и мичманами СКР-112 команда решила идти в Одессу под Государственным флагом Украины»

[1].

Свой поступок команда объяснила невозможностью дальнейшего прохождения службы в условиях постоянных унижений со стороны командования бригады и флота, неясностью вопроса раздела ЧФ и создания ВМС Украины[2]. Ведь закон о флоте был подписан президентом Украины Л.Кравчуком еще 6 апреля того же года, однако серъезных практических действий для его строительства пока что не совершалось.

Хронология

  • 8.15 — на борт СКР-112, экипаж которого еще в январе 1992 г. присягнул Украине, прибыл начальник штаба 307-го дивизиона капитан 3 ранга С. Семенов, который был старшим на учениях (в этот день было запланировано участие СКР-112 в подготовке к празднованию Дня ВМФ). Корабль получил разрешение выйти в море[3].
  • Когда корабль снялся с якоря и швартовых, Жибарев поднялся на ходовой мостик и объявил: «Начальнику штаба 307-го дивизиона капитана 3 ранга Семенову и командиру корабля капитан-лейтенанту Настенко. Как старший в должности и по воинскому званию, принимаю управление кораблем на себя. Ставлю задачу командиру корабля: идти на внешний рейд»(то есть на выход из озера Донузлав в море).
  • 8.30 — капитан 3 ранга Семенов попытался вступить в управление кораблем, однако безуспешно, после чего был нейтрализован четырьмя офицерами — флагманским минером бригады капитаном 3 ранга Шитиковым, помощником командира дивизиона капитан-лейтенантом Горобцом, капитан-лейтенантом Настенко, и капитаном 2 ранга Жибаревым[4].
  • Выйдя из озера Донузлав, команда СКР-112 обнаружила, что малый десантный корабль на воздушной подушке (МДК-184) и малый противолодочный корабль (МПК-93) уже следуют за ними. При этом командир МДК-184, посчитав что команда МПК-93 действует заодно с СКР-112, и поначалу стал препятствовать ему выходить из озера. Разбирательство заняло 15 минут.
  • 8.56 — СКР-112 поднял украинский флаг[5]. Флаг поднял командир отделения сигнальщиков старшина 2 статьи Анатолий Палашов.
  • Доклад в штаб ЧФ: «Докладываю: 21 июля с. г. в 8 часов 56 минут командир сторожевого корабля Крымской военно-морской базы СКР-112 капитан-лейтенант Настенко под руководством бывшего начальника штаба бригады капитана 2 ранга Жибарева, вместо выполнения мероприятия по плану тренировки празднования Дня ВМФ, самовольно вышел из района базирования, поднял флаг Украины и, не отвечая на запросы и приказания штаба флота. убыл в порт Одессу[6]
  • 9.25 — вице-адмирал Гуринов (начальник штаба флота) приказал подняться дежурным гидросамолетам БЕ-12 для контроля за действиями СКР-112 и установления с ним связи[7].
  • 10.00 — контр-адмирал Борис Кожин, командующий Военно-Морскими силами Украины, позвонил вице-адмиралу Г. Гуринову и предложил: «Если есть воля людей, то пусть корабль идет в Одессу». На что вице-адмирал заявил, что в случае необходимости он использует оружие[8].
  • В это время из радиообмена команда СКР-112 поняла, что начальник штаба дивизиона капитан 3 ранга С. Тушев, который находился на МДК-184, получил приказ при необходимости применить оружие. Последний, оценив положение и последствия своих действий, отдал приказ вести огонь из артиллерийской установки АК-230 не по кораблю, а впереди него. Было сделано 3-4 очереди прямо по курсу на дистанции 2 КБТ.
  • Через несколько минут Тушев вышел на связь с Жибаревым: "Получил приказ всеми способами остановить корабль и вернуть СКР-112 на базу. Жибарев дал ответ: «Я иду под Государственным флагом Украины в ее территориальных водах и следую в украинский порт Одесса. На провокации отвечать не буду, но готов себя защищать».
  • Прервав радиоэфир местного радио, Борис Кожин обратился к севастопольцам со следующей речью: «Уважаемые севастопольцы! К Вам обращается командующий ВМС Украины контр-адмирал Б. Кожин. 20 минут назад мне стало известно о том, что экипаж сторожевого корабля СКР-112, который дислоцировался в Донузлаве, поднял Государственный флаг Украины, вышел в море и сейчас направляется в порт Одесса. Перед этим личный состав этого корабля во главе с командиром капитан-лейтенантом Сергеем Настенко принял военную присягу на верность народу Украины. Корабль в мирных целях вышел в море, поднял Государственный флаг Украины, проходит в ее территориальных водах и направляется в порт Одесса. Когда я обратился к начальнику Черноморского флота вице-адмиралу Гуринову с просьбой не противодействовать сторожевому кораблю СКР-112, то получил ответ, что по кораблю будет применено оружие, а это может привести к человеческим жертвам. В составе этого экипажа отбывают службу и представители города Севастополя, ваши дети и внуки. Поэтому, дорогие севастопольцы, не теряя времени, звоните по всем телефонам на командный пункт Черноморского флота и требуйте от его командования ни в коем случае не применять оружие против сторожевого корабля СКР-112. С прибытием в Одессу компетентной комиссии, ею будут оперативно и всесторонне изучены причины такого отчаянного шага экипажа, о чем вы будете своевременно проинформированы через все средства массовой информации».
  • 10.25 — спустя час после того, как он должен был взлететь — БЕ-12 поднялся в воздух. Но тут же наперехват ему с аэродрома Бельбек стартовал украинский истребитель[9].
  • У МДК-184 заканчивалось горючее, поэтому с КП Черноморского флота он получил приказ: «Идти на таран». Учитывая то, что МДК шел на расстоянии всего 15 метров от СКР-112, это было большой угрозой для СКР-112, потому ему приходилось раз за разом менять курс, чтобы избежать столкновения.
  • Ок 13.00 — Через час после прохождения Тарханкутского маяка на МДК-184 закончилось горючее, о чем С. Тушев доложил ОЧ ЧФ и получил разрешение на возвращение.
  • По Тарханкутом подошел пограничный катер Украины и сопровождал СКР-112 в Одессу, однако он держался в стороне и оказывал только моральную поддержку.
  • В воздух были подняты два самолета ЧФ БЕ-12. С флотского командного пункта им поступила команда имитировать торпедные атаки на СКР-112. Видимо, почувствовав провокацию, командир звена самолетов попросил повторить команду при включенном магнитофоне. Повторной команды не поступило.
  • В это же время из Одессы на помощь СКР-112 вышли два украинских пограничных корабля (бортовые номера 632 и 626).
  • Из дальнейших радиопереговоров команда СКР-112 поняла, что командование ЧФ приказало вышедшим из Севастополю СКР «Разительный» (передан ВМС Украины в 1997 г.) и ракетному катеру РК-260 преследовать их.
Файл:Razitel'nyy1.jpg
Сторожевой корабль проекта 1135М «Разительный», один из преследователей СКР-112
  • Через 30 минут Жибарев увидел справа по борту ракетный катер. Он также пытался опасно маневрировать. Жибарев дал команду сыграть на корабле боевую тревогу. На боевые посты СКР-112 отдана команда: «Боезапас держать в готовности к подаче на орудия».
  • На дистанции 100 метров ракетный катер начал бросать швартовые концы, чтобы они намотались на винты СКР-112, что заставило последнего маневрировать.
  • Около 17.00 — появился СКР «Разительный», который перепутал корабли и вместо СКР-112 поначалу пошел к МПК-93. Когда разобрались, то «Разительный» и МПК-93 взяли курс на СКР-112, чтобы тремя кораблями взять СКР-112 в тиски и остановить. «Разительный» приспустив правый якорь, начал опасное сближение с СКР-112 с целью тарана и высадки группы захвата которая размещалась на баке, однако этот маневр не удался.
  • Командир «Разительного» капитан 1-го ранга Силин вышел на связь с СКР-112. Жибарев согласился провести переговоры. С командиром СКР-112 C. Настенко Жибарев договорился, что если через 30 минут не вернется или не выйдет на связь на УКВ, то ему следует продолжить двигаться в Одессу самостоятельно. Застопорили ход. СКР-112 передал требование, чтобы «Разительный» не приближался к СКР-112 ближе, чем на два кабельтовых. С «Разительного» за Жибаревым выслали шестивесельный ял. В ходе переговоров Жибарев объяснил Силину свою позицию. Последний готовился присягнуть Украине и не стал препятствовать Жибареву. Вскоре, когда в конфликт вмешались министр обороны Украины генерал-полковник К. Морозов и командующий Одесским военным округом генерал-лейтенант В. Радецкий, погоня и преследование СКР-112 были прекращены.
  • К СКР-112 подошла помощь с Одессы в виде 2 ПСКР. В воздух поднят украинский истребитель СУ-27.
  • 18.50 — корабль успешно прибыл в порт Одесса и пришвартовался у пирса бригады пограничных кораблей Украины.

Последствия и судьба корабля

Российский адмирал Владимир Чернавин вспоминал:

«Контр-адмирал Кожин, который поспешил прилететь в Одессу, сделал журналистам неприлично-вызывающее заявление о том, что в Одессу прибыл первый корабль ВМС Украины. На СКР-112 был выставлен пост комендантской службы. Местная пресса объявила капитан-лейтенанта Настенко национальным героем. Ну, а сами «герои», празднуя свой подвиг, упились до такой степени, что один из офицеров упал за борт и утонул. Нечаянная жертва тщательно спланированной провокации. Несчастный СКР вот уже который месяц стоит в Одессе. Корпус ржавеет, экипаж разлагается. Похоже, что флотоводец Кожин не знает, что с ним делать и куда его девать».[10]

Файл:Модель СКР-112 в балаклавском музее украинского флота.jpg
Модель СКР-112 в балаклавском музее украинского флота. Внизу прибор контроля поворота артиллерийской башни с СКР-112

Тем не менее, несмотря на столь однозначно негативную оценку с российской стороны, это событие ознаменовало возрождение ВМС УкраиныШаблон:Нет АИ. Пресса окрестила корабль «Авророй» и «Прометеем» Украинского флотаШаблон:Нет АИ.

После распределения кораблей ЧФ СССР, СКР-112 окончательно вошел в состав ВМС Украины. Позже CКР-112 был присвоен индекс U132. Команда СКР обращалась к руководству ВМСУ утвердить для своего корабля новое имя —"Атаман Сидор Белый", в честь одного из запорожцев, прославившегося морскими походами, однако ввиду плохого технического состояния корабля это предложение поддержано не было. 24 августа 1993 г. корабль сдан для разоружения и демонтажа. В конце 1993 года корабль исключили из списков ВМСУ, и вывели в отстой.

Общественность Украины видела в этом корабле будущий музей Военно-Морских Сил. В Севастополе члены «Просвиты», Союза офицеров Украины и других организаций создали комитет по защите СКР-112 и направили министру обороны десятки обращений и заявлений общественности, но все напрасно. Из Министерства обороны поступило распоряжение утилизировать корабль. Летом 1996 года корабль был утилизирован и разобран на металлолом на базе Вторчермета в Севастополе.

Примечания

  1. [Сетевой ресурс: www.aratta-ukraine.com/text_ua.php?id=1049]
  2. [Сетевой ресурс: fleet.sebastopol.ua/index.php?article_to_view=1773]
  3. [Сетевой ресурс: ukrlife.org/main/uacrim/daniloff20.htm]
  4. [Сетевой ресурс: www.avtonomka.ru/tales/document358.shtml]
  5. [Сетевой ресурс: fleet.sebastopol.ua/index.php?article_to_view=1773]
  6. [Сетевой ресурс: www.avtonomka.ru/tales/document358.shtml]
  7. [Сетевой ресурс: www.avtonomka.ru/tales/document358.shtml]
  8. [Сетевой ресурс: www.aratta-ukraine.com/text_ua.php?id=1049]
  9. [Сетевой ресурс: www.avtonomka.ru/tales/document358.shtml]
  10. [Сетевой ресурс: www.avtonomka.ru/tales/document358.shtml]

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: www.avtonomka.ru/tales/document358.shtml Отрывок из мемуаров адмирала флота Владимира Чернавина «Флот в судьбе России», Москва, Андреевский флаг"]
  • [Сетевой ресурс: fleet.sebastopol.ua/index.php?article_to_view=1773 ЧИ ВИЗНАЄ УКРАЇНА КОМАНДИРА СКР-112 СЕРГІЯ НАСТЕНКА ГЕРОЄМ?]
  • [Сетевой ресурс: ukrlife.org/main/uacrim/daniloff20.htm А ми йдемо, не змінюючи курсу!..]
  • [Сетевой ресурс: www.aratta-ukraine.com/text_ua.php?id=1049 Корабель СКР-112 — легенда українського військового флоту]
  • [Сетевой ресурс: flot.sevastopol.info/ship/skr/skr112.htm СКР-112]
  • [Сетевой ресурс: mycityua.com/history/2006/07/21/090037.html Юбилей украинского «Потемкина»]
  • [Сетевой ресурс: www.svitlytsia.crimea.ua/index.php?section=article&artID=4651 ДО 15-Ї РІЧНИЦІ ВІДРОДЖЕННЯ ВІЙСЬКОВО-МОРСЬКИХ СИЛ УКРАЇНИ]

Шаблон:Rq