Караизм

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Версия от 22:29, 18 мая 2024; А.Крымов (обсуждение | вклад) (Ссылки)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Чистить

Шаблон:КараимыКараи́зм ((Шаблон:Lang-he караим — `читающие`, (Шаблон:Lang-he, бней микра, (Шаблон:Lang-he, ба‘алей микра — `люди Писания`) (также караимизм, иногда называемый иудаизмом караимского толка) — религиозное течение в иудаизме, признаваемое ортодоксальными иудеями еврейской сектой[1], а представителями православной церкви — самостоятельной религией. Нужно отметить, что караимизм в работах М. С. Сарача и Ю. А. Полканова определяется как самостоятельное синкретическое религиозное течение, основу которого составляет Танах (Ветхий Завет); Талмуд боговдохновенным писанием караимы не признают. Караимизм исповедуют в настоящее время на территории Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции, Украины, США, России.

В мире насчитывается около 22 000 караимов (как представителей караимского народа, так и представителей иных этносов, в том числе еврейского, исповедующих караимизм); основная страна проживания — Израиль.

Шаблон:Commonscat

Возникновение караизма

Период зарождения относят предположительно к VIII веку. Важную роль в становлении вероучения сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караимизма пришелся на VIIIXII века.

Караимское движение берет своё начало в городе Багдаде на территории современного Ирака (тогдашнего Аббасидского халифата) приблизительно в середине VIII в. н. э. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид, о жизнедеятельности и трудах которого мы знаем очень немного, за исключением поздних и не слишком достоверных легенд и преданий, исходящих в основном от противников Анана. Одна из легендШаблон:Источник? утверждает, что секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри багдадской еврейской общины. Еврейский экзиларх был бездетным, но имел двух племянников — Анана и Хананью. Когда экзиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье. Возмущенный Анан перешел к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осуждён на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись — это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, так возникла секта караимов. Неизвестно, насколько правдива эта история. Караимы считают её клеветой и претендуют на то, что придерживаются истинной религии Библии: Талмуд и Устное Предание лишь извратили иудаизм. И действительно, не исключено, что караимы возникли из остатков более ранних течений в иудаизме, со времён Второго Храма подвергавших сомнению Устную Тору. Открытие свитков Мертвого моря породило многочисленные гипотезы относительно возможного влияния Кумранской общины и ее литературы на ранние еврейские секты, впоследствии слившиеся с караимами (См. Еврейские малые секты). Главным аргумента в пользу преемственности между караимами и Кумранской общиной приводится иногда факт обнаружения среди рукописей Мертвого моря фрагментов Дамасского документа («Мегиллат брит Даммесек»), копии которого были найдены ранее в Каирской генизе и которые относятся к памятникам литературы саддукеев.

Так или иначе, Анан бен Давид явился основателем диссидентского религиозного движения, основным содержанием которого было отрицание Талмуда. Сторонники Анана следовали провозглашенному принципу буквального истолкования священного Писания, а также отличались от евреев (называемых ими «талмудистами» или «раввинистами») по целому ряду религиозных практик и традиций: в праздновании праздника Шаббат они понимали стих книги Шмот (35:3) как запрет на использование в субботу любого огня и таким образом проводили весь день в темнотеШаблон:Источник?. Из-за споров о значении стиха (Ваикра, 23:15-16) караимы соблюдают праздник Шавуот (в память дарования Торы) в другой день, чем это делают остальные евреи, и не отмечают Хануку, поскольку в Библии этот праздник не упомянут. Так же изменения в проведении обряда обрезания, в законах ритуальной чистоты и степенях родства при заключении брака, в устройстве синагог и литургической обрядности. Так началось, собственно говоря, прото-караимское движение — дело в том, что ученики Анана ещё не называли себя караимами, используя термин «ананиты», то есть «последователи Анана».

Термин караимы появляется несколько позднее, в IX веке, в работах теолога Биньямина бен Моше Наавенди, назвавшего этим именем различные антиталмудические движения (в том числе и ананитов), объединившееся в IX—X веках под общим названием «караимы». Даже само название «караим» («чтецы» или «читающие»; «караим» — это множественная форма от древнееврейского «карай») отражает основную характеристику данного движения — почитание (или, если угодно, «чтение») священного Писания (то есть Ветхого Завета или ТаНаХа) как единственного и прямого источника религиозной истины. Существуют также два других, менее распространённых, но, тем не менее, важных древнееврейских термина для понимания сути караимского движения: бней-микра («сыны (последователи) Писания») или баалей-микра («владеющие Писанием», «люди Писания», בַּעֲלֵי מִקְרָא, בְּנֵי מִקְרָא, קָרָאִים,).

Период X-XI веков, называющийся часто «золотым веком» в истории развития караимского движения, ознаменован активной миссионерской деятельностью и распространением караимизма далеко за пределы Багдада и Персии. В этот период отдельные, достаточно многочисленные общины караимов возникают в таких географических регионах, как Палестина (с центром в Иерусалиме и Рамле), Египте (Каир), Испания (тамошняя община вскоре была изгнана кастильским правительством в результате спровоцированного раввинистами конфликтаШаблон:Источник?), Кавказ и Византия. Особенно любопытен интерес караимов к земле Израиля — именно ранние караимы, объединившиеся в группу «Авелей Цион» («скорбящие по Сиону»), были одними из первых еврейских мыслителей, призывавших всех евреев в изгнании (на иврите «галут») начать переселяться в землю обетованную. Успех миссионерской деятельности караимского движения в X-XI веках был несомненен. Более того, именно в полемике с соперниками-караимами, в дискуссиях и спорах с ними, собственно говоря, во многом сформировалась средневековая еврейская цивилизация в той форме, в какой она нам известна на сегодняшний день.

Караимы в Израиле

Караимские общины существуют на территории современного Израиля с IX века. В современном Израиле караимы рассматриваются как религиозное течение внутри единого еврейского народа. Большинство караимов прибыло в Израиль из Египта, а также Ирака и Турции. В 90-х годах XX века, в Израиль прибыло несколько сот караимов и лиц смешанного происхождения из стран СНГ.

Караимская община официально не признана государством, но имеет свой независимый религиозный суд, юридический статус которого в рамках законодательства государства Израиль не определён. Крупнейшие общины расположены в Рамле, Ашдоде, Беер-Шеве, Офакиме и отдельных караимских мошавах.

В последние десятилетия в общине наблюдаются два встречных процесса: светская молодёжь ассимилируется израильской культурой, не ассоциируя себя с отдельной караимской общностью, с другой стороны община активно принимает прозелитов из числа израильских евреев, разочаровавшихся в талмудической форме иудаизма. Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями.

Караимы в Турции

Основная статья: Караимская община в Турции

Стамбул — был одним из основных центров караимизма в Средние Века. В результате процессов миграции и депопуляции караимская община Стамбула уменьшилась с 3 000 членов[2] в XIX веке, до менее 100 человек в начале XXI века. В Стамбуле действует старинная караимская кенасса, имеется кладбище и благотворительное общество. Члены общины, в основном, люди преклонного возраста.

Караизм в Восточной Европе

Особенно горячие споры и дискуссии вызывает проблема появления караимов на территории Восточной Европы, то есть в Крыму, Литве и Польше. В традиционной историографии Восточной Европы общепринятой является тюркская теория происхождения караимов.

Караимизм — одна из 5 официально признанных религий Литвы. В современной Литве имеются действующие караимские храмы-кенассы в Вильнюсе и Тракае (кенасса в Паневежисе была снесена в советское время), функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется общее татарско-караимское кладбище, разделенное, впрочем, на две части). Издан полный караимский молитвослов на караимском языке.

По данным последней переписи Литвы (2001 год) караимов насчитывалось 273. Приверженцев караизма при этом оказалось лишь 258 человек.

Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и утеряли, в большинстве, свою религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует Караимский религиозный союз Польши. В Варшаве сохраняется отдельное караимское кладбище.

Караимы Франции в XX веке приняли православие или католицизм. В их числе и известный меценат М. Сарач.


Караимы в США

В США ныне проживает небольшое число караимов из Восточной Европы; караимская община представлена выходцами из стран Ближнего Востока имеется в Дэли-сити вблизи Сан-Франциско, тут же действует и караимский храм.

Отношение к караизму и караимам со стороны властей и представителей иных религий

Митрополит Православных Русских Церквей в Западной Европе Евлогий (1942 г.):


Цитата: Российская Православная Церковь рассматривала всегда караимскую религию как совершенно самостоятельную и никогда не смешивала её с еврейской религией. Караимская религия признает Ветхий Завет с десятью заповедями, входящий в другие монотеистические религии (например, мусульманскую), признает Иисуса Христа и Магомета великими пророками и отвергает Талмуд, который является основою и главным содержанием еврейской религии. По этим основаниям караимы никогда не смешивались российскими императорскими законами с евреями и пользовались всеми правами коренного населения, которыми евреи не пользовались, — например, производились в офицерские чины, допускались в привилегированные учебные заведения и проч.

Митрополит Западно-Европейского Православного Русского митрополичьего округа Серафим (апрель 1942 г.):


Цитата: Караимское вероучение, по признанию Русской Православной Церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов русское правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан, без всяких ограничении.

Протоиерей Семен Стариков, долго проживший в Крыму и хорошо знавший караимов, писал:


Цитата: Если познакомиться с религией караимов, то можно видеть, что их Библией считалось Пятикнижие Моисеево, что они признавали Иисуса Христа пророком, но наравне считали пророком и Магомета, что они верят в переселение душ, что их праздники идут по лунному календарю, что положение женщины и до, и после замужества, основывается на учении Магомета, что у кенасы строился, как у мечети, „фонтан“ и было специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенасу снималась обувь, как у магометан. Особенно почиталась книга „Левит“ (из Пятикнижия Моисея) и из неё главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов и как-то приближалось к учению первохристиан. Характерно, что в учениях караимов нет высказываний, возвышающий этот народ над прочими, нигде не проповедуется рознь между людьми, но о человеколюбии достаточно говорится…

Судя по тексту, напечатанному 11 декабря 1941 г. владыкой Римско-Католической Церкви Парижа, Католическая Церковь, со своей стороны, определяет её так:


Цитата: Религия караимов практикуется небольшим числом русских, обосновавшихся во Франции после революции. Она рассматривается Римско-Католической Церковью как совершенно автономная, более родственная исламу, чем иудейской религии.

Примечания

  1. Сетевой ресурс: www.eleven.co.il/ Караимы. Электронная Еврейская энциклопедия
  2. Album «Karaites of Turkey»/ compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — 53 pages [Параллельное название: Альбом «Караимы Турции» / сост. В. И. Кефели — Симферополь-Слиппери Рок, 2005. — 53 стр.]

Литература

  • [Сетевой ресурс: ec-dejavu.ru/k/Karaites.html В. Глаголев. Философско-религиозные аспекты в изучении караимов] // Религия и культура: Россия. Восток. Запад: Сб. ст. / Под ред. Е. А. Торчинова. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003, с. 231—250
  • Дубинский А. Основы караимской религии. // Боги Тавриды (История религий народов Крыма). — Севастополь, 1997.
  • Караимская народная энциклопедия. — Т. 2. Вера и религия. — Париж, 1996.
  • Коджак К. Краткий обзор караимской религии и её распространения среди различных народов. — Париж, 1948
  • Синани Н. История возникновения и развития караимизма, [ч. I]. — Симферополь, 1888. — 113 с; ч. II — Санкт-Петербург, 1889.
  • Стариков С. О крымских караимах. // Православная жизнь. Ежемесячное приложение к журналу «Православная Русь», 1966, № 5.

Ссылки

  • Шаблон:ЭЕЭ
  • [Сетевой ресурс: karaim-institute.narod.ru/index.htm Международный институт крымских караимов] Шаблон:Ref-en
  • [Сетевой ресурс: www.karaites-usa.org/ Караимы США]
  • [Сетевой ресурс: www.karaites.org/latest/calendar-5766.html Караимские праздники в США]
  • [Сетевой ресурс: groups.google.com.ua/group/karaimiru Форум караимы]
  • [Сетевой ресурс: bakhtawiacademy.livejournal.com Караимская Духовная Академия Бахтави]