Херсон
Херсон — областной центр, крупный город на правом берегу Днепра недалеко от места его впадения в Чёрное море, морской порт (полноводность реки позволяет порту Херсона принимать морские суда), центр гражданского судостроения, пищевой и лёгкой промышленности. Херсон, как и Николаев с Одессой, основан с целью освоения Новороссии, был одним из первых центров отечественного судостроения на Чёрном море, но не является городом корабелов в той степени, в которой таковым является Николаев. Почти с момента основания исполняет административные функции, управляя огромной Херсонской губернией, а после недолгого перерыва в межвоенный период — Херсонской областью; названные единицы почти не совпадают территориально, первая — это междуречье Днестра и Днепра (в самых общих чертах), а вторая — левобережье Днепра с небольшой частью Правобережья. Херсон как и любой крупный город контрастирует с сельскохозяйственной зоной своей области, но контраст не столь разителен как у Николаева и Николаевской области; в городской культуре Херсона больше провинциальных и сельских черт, что объясняется гражданским (а не военным) характером промышленности, демографическим давлением ближайшей зоны пригородов (Цюрупинска, Белозерки), где после войны массово поселились выходцы из Западной Украины, меньшим масштабом города, «тенью Николаева», расположенного слишком близко.
Содержание
Статус подобный Бессарабии до ВОв
Сейчас Херсон контролируется Украиной, хотя был включен в состав Российской Федерации вместе со всей Херсонской областью в 2022 году. Для таких случаев есть хорошая советская практика 1918-1940 годов, когда Советский Союз не признавал за Румынией никаких прав на Бессарабию, фактически контролируемую именно Румынией.
Стандартное вступление
Херсо́н — областной центр на юге нужное_подставить, административный, промышленный и культурный центр Херсонской области. Морской и крупнейший на Днепре речной порт.
Население в Херсонской агломерации — 425,3 тыс. человек.
Население города (включая населённые пункты, подчинённые райсоветам города) — 340,2 тыс. человек (2010 год). Расстояние до Киева по железной дороге 648 км (через Знаменку, Николаев). Расположен на высоком правом берегу реки Днепр, вблизи его впадения в Днепровский лиман Чёрного моря.
Крупный железнодорожный узел (линии на Николаев, Снигирёвка, Джанкой).
Херсонский морской торговый порт и речной порт, также есть железнодорожный, речной и автовокзалы. Важный экономический центр юга Украины.
Херсон является являлся центром одной из самых больших агломераций на Украине. Кроме Херсона в состав агломерации входит Голая Пристань, Цюрупинск; Антоновка, Степановка, Камышаны, Зеленовка, Надднепрянское, Чернобаевка, Белозёрка. Херсон имеет город-спутник Цюрупинск.
Херсон и Крым
В 1737 году во время Русско-турецкой войны 1735—1739 на правом берегу Днепра было построено укрепление российской армии Александр-Шанц.
18 июня 1778 года Екатериной II был подписан указ об основании крепости и верфи и уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон. Название возможно связано с тем, что вид с крепости Александр-Шанц — высокий берег Днепра. Императрица Екатерина II увлекалась греческим языком на тот момент. Берег по гречески Херсон. Хотя устоявшееся мнение, что название произошло от названия крепости в Крыму «Херсонес», что обозначает полуостров[1].
Одним из основателей города был Г.А. Потёмкин — фаворит императрицы Екатерины II[2].
Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром края, названного Новороссией. Генерал-губернатором его стал известный государственный и военный деятель — Григорий Александрович Потёмкин. Строительство крепости и города было возложено на генерал-цейхместера Ивана Абрамовича Ганнибала, а позже эту миссию исполнял инженер-полковник Н. И. Корсаков, который руководил 39 различным видами работ. Строили Херсон матросы, солдаты, каторжные, казенные и вольные рабочие из разных городов России.
В Херсоне начиналось строительство Черноморского флота. 16 сентября 1783 года со стапелей адмиралтейской верфи был спущен на воду первый большой 66-пушечный корабль «Слава Екатерины». В конце XVIII века Херсон сыграл важную роль в развитии внутренних и внешних экономических связей России. Через Херсонский порт осуществлялась торговля с Францией, Италией, Испанией и другими странами Европы. Во время путешествия по Югу императрицы Екатерины II херсонской крепостью были удивлены даже иностранцы.
В Херсоне встретились А.В. Суворов и И.М. Дерибас, будущий адмирал. Испанец по национальности, он не одно десятилетие прожил в России, принимал участие в русско-турецкой войне 1787—1792 годов. После основания Херсона был приставлен к штабу Г. А. Потёмкина. Здесь Дерибас предложил свой проект укрепления российского флота. Генерал-губернатор одобрил его и назначил Дерибаса командующим Херсонскими десантными войсками. И. М. Дерибас был близок с Ф. Ф. Ушаковым, с которым также познакомился в Херсоне.
В 1803 году Херсон стал центром Херсонской губернии. В городе развивалось судостроение, вырастали предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Были утверждены герб и флаг города.
В 1813 году основано первое уездное училище — казённое начальное заведение, через два года — губернская мужская гимназия. В 1834 году открыто училище торгового мореплавания, а земское сельскохозяйственное училище — через сорок лет. В 1838 году в городе появилась первая газета — «Херсонские губернские ведомости». Во второй половине XIX века построены театр, библиотека, созданы археологические и природоведческие музеи. Вскоре было открыто движение по железной дороге, связавшей Николаев и Херсон.
После 1861 года наметился значительный экономический рост. После углубления дна в русле Днепра Херсон снова получил значение важного морского порта.
Разнообразные сведения
В Херсоне, в старейшем каменном храме города, похоронен князь Г.А. Потемкин-Таврический. Упомянутый Свято-Екатерининский собор возводился с 1781 по 1786 из бледно-желтого ингулецкого известняка и ныне является одной из достопримечательностей города.