Евпатория
Содержание
Евпатория – курорт
Преимущественная специализация Евпатории — курортно-лечебная.
Евпатория — климатический приморский, грязевой и бальнеологический, преимущественно детский, курорт степной зоны в западной части Крымского полуострова. (из Большой медицинской энциклопедии[1])
Медицинская наука: в Евпатории располагался 1 из 2 филиалов Центрального ордена Трудового Красного Знамени НИИ курортологии и физиотерапии (город Москва, основан в 1921 году). НИИ такого профиля была не много, и за пределами крупнейших городов только в Ялте, Сочи, Пятигорске, Одессе (с филиалом в Ужгороде) и два филиала грузинского НИИ в курортных городах (в Цхалтубо и Сухуми). Остальные - либо столицы союзных республик, либо крупнейшие центры региональной науки (типа Томска в Сибири).
Размер города
Евпатория - 4-й по численности населения город Крымского полуострова, стабильно сохраняющий численность свыше 100 тысяч человек. Таких городов в старой РФ - не так уж и много - 170 шт, да еще 10 в ЛНР, ДНР и Запорожской области. Курортную специализацию имеют считанные единицы из них: Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Сочи и Бердянск. Остальные курорты Крыма и Кавказа меньше по населению, чем Евпатория (Ялта и Феодосия также меньше Евпатории).
Структура занятости и связанная с этим экономическая специализация
Евпаторийский городской округ - это гигантский курорт, 2 удалённые базы Черноморского флота (Новоозёрное и Мирный, оба на Донузлаве) и 1 посёлок со смешанной научно-курортной специализацией (Заозёрное), структура занятости в организациях с большим количеством работников соответствующая:
- 37,3% - Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (охватывает санатории, пансионаты, курортную и городскую медицину)
- 14,4% - Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (кадровые военные, контрактники, сотрудники других силовых ведомств, отчасти органы соцзащиты)
- 18,6% - Образование (в городах, где преобладает малый бизнес в структуре занятости такой процент почти норма)
- 14.3% - Промышленное производство, всех видов (включая деятельность котельных и водоканала, т.е. производство тепла и воды)
- (данные за 2019 год[2])
Краткие сведения
История.
В начале V века до н.э. малоазийские греки основали свою колонию - город Керкинитида - на том месте, где позднее появится Евпатория. Древнегреческий город просуществовал 4 века (с начала V века до н.э. до конца II века до н.э.).
После этого начался период многовекового господства кочевников в крымской степи — место у моря, ничем не защищенное, им не было нужно. С установлением над всем Крымом и Северным Причерноморьем власти турок-османов (переломным годом был 1475-й) никаких угроз поселению, кроме внутренних, больше не предвещалось. Турки выстроили на берегу бухты свою крепость с гарнизоном из янычар, но порт и город, возникшие при крепости, достались Крымскому ханству. Поселение называлось Гезлев (чаще через ё - Гезлёв) или по-русски Козлов было единственным портом Крымского ханства. Все остальные порты полуострова принадлежали непосредственно Османской империи: по современным названиям это Керчь, Феодосия, Судак, Балаклава и ряд более мелких.
Путешественник Иоганн Тунманн, посетивший в XVIII веке Крымское ханство, говоря о городе отмечал:
Гёслеве или Гьюзлеве — один из самых значительных городов Крыма. Он лежит на северной стороне морского залива, в котором имеет рейд и маленькую и настолько мелкую гавань, что может посещаться только мелкими судами. Город обнесен вокруг каменной стеной и башнями, имеет приблизительно 2500 каменных домов, много прекрасных мечетей и населен главным образом татарами, турками, греками, армянами и евреями.[3].
В период Русско-турецкой войны 1968-1974 годов Гезлёв был занят русской армией, под общим руководством князя Долгорукова, позднее тут со своим штабом разместился Александр Васильевич Суворов, сделавший многое для приведения городских дел в порядок и борьбы с эпидемиями, обычно сопровождающими военные годы. Другим крупным городам Крыма так не повезло, Кафа (Феодосия) к примеру лишилась большей части населения, а о благоустройстве руин даже позаботиться было не кому.
В любом случае с этого времени (русско-турецкой войны и Присоединения Крыма к России в 1783 году) развитие города больше не замирало. В 1784 году императрица Екатерина II издала указ по которому город получил статус уездного центра и новое имя — Евпатория (в честь понтийского царя Митридата IV Евпатора — одного из величайших правителей греков эпохи эллинизма).
тут см Евпаторийский уезд (полно), Евпаторийский уезд (кратко)
Во время Крымской войны 2-6 сентября 1854 года (по старому стилю) многочисленная армия англичан, французов и турок высадилась под Евпаторией и заняла город. Англо-французская армия проследовала по направлению к Севастополю, в городе был оставлен турецкий гарнизон. Много позднее 5 (17) февраля 1955 года русская армия попыталась отбить город у турок — штурм Евпатории окончился неудачей, что самым негативным образом повлияло на настроение гарнизона Севастополя и императора Николая I — скончавшегося от неизвестных причин несколькими неделями спустя. Угроза флангу русской армии по-прежнему сохранялась.
В 1858 году Евпаторийская караимская община решила увековечить события Крымской войны и почтить память доблестных русских воинов. На месте боёв (в то время на окраине города, где находился оборонный вал) на средства местных купцов был установлен мраморный обелиск и пара трофейных пушек. Текст на мемориальной доске следующий: «Храбрым защитникам веры, царя и отечества, павшим здесь 5 февраля 1855 года. В память потомству сооружён усердием евпаторийского караимского общества в 1858 году».
На протяжении всего XIX века крымские караимы, ранее жившие в основном в горном городке Чуфут-Кале (один из т.н. «пещерных» городов Крыма) около Бахчисарая, переселились в Евпаторию. Город стал основным центром караимской культуры, образования и экономической деятельности. Уже потом караимы укрепились в Феодосии, Мелитополе и губернском центре Симферополе. Благополучное сочетание тюркской крови с крайне самобытной формой иудаизма помогло общине пережить немецко-фашистскую оккупацию Крыма с потерями сопоставимыми с обычными жителями Крыма (русскими, греками и другими). Конкретные лица, доносившие до немецких идеологов-расистов идею о том, что караимы ничуть не хуже прочего тюркского и славянского населения полуострова, имеют теперь весьма неоднозначную репутацию, но — народ караимов выжил. А Евпатория по прежнему — один из его важнейших культурных центров.
Статьи в проектах Крымологии
На текущем сайте:
На архивных сайтах
- http://города.крымология.рф/index.php?title=Евпатория - Евпатория (Города Крыма:преамбула и первый раздел)
- _http://города.крымология.рф/index.php?title=Жители_Евпатории (Население etc)
- _http://города.крымология.рф/index.php?title=Инфраструктура_Евпатории
- _http://города.крымология.рф/index.php?title=О_Евпатории-1 (прочие сведения)