Жан Жорес (теплоход)
Шаблон:Гражданское судно «Жан Жорес» — грузовой теплоход. Транспорт. Вместимость: 3972 брт. Скорость: 10,3 узлов. Длина по ватерлинии 112 м. Погиб, подорвавшись на мине 16 января 1942 года при входе в Феодосийский порт.
Затонувший корабль является объектом культурного наследия.
Содержание
История постройки
Спущен на воду в июне 1930 года на Северной Верфи в Ленинграде. Назван в честь видного французского социалиста Жана Жореса. В 1931 году вошёл в состав Балтийского пароходства.
До 1941 года грузовой теплоход Черноморского государственного морского пароходства. 27 июля 1941 года вошел в состав Черноморского флота.
В составе Черноморского флота
Частично разгрузившись в Феодосии в ночь с 15 на 16 января, «Жан Жорес», опасаясь налёта авиации противника, вышел в море и к вечеру лёг на обратный курс. 16 января 1942 года в 21 ч. 45 м при заходе в феодосийский порт теплоход уклонился от фарватера и подорвался на магнитной мине. После нескольких часов борьбы за плавучесть был получен приказ затопить судно. Капитан Г. Н. Лебедев приказал демонтировать радиооборудование и открыть кингстоны. Часть команды была снята катером «Кабардинец» и тральщиком «Геленджик». Сорок человек погибло.
Однотипные суда
- «Макс Гельц»,
- «Фридрих Энгельс»,
- «Владимир Маяковский» («Бела Кун»)
- «КИМ»,
- «Комсомол»,
- «Литвинов»,
- «Челюскинец»
Название «Жан Жорес» также носило судно типа «Либерти», которым командовала Анна Щетинина.
Перспективы подъёма судна
1978 году рассматривалась возможность поднятия судна. После изучения материалов Керченско-Феодосийской десантной операции и исследования самого объекта водолазами, было принято решение не поднимать «Жан Жорес». В формулировке решения прямо не было сказано о наличии боезапаса, но и не отвергалось его наличие. Как сообщил начальник ОСВОД Феодосии Александр Черноволос «…не подымать из-за возможной детонации возможных боеприпасов…».По мнению В. Шайдерова, мэра Феодосии до 2008 года, наличие боезапаса на борту затонувшего теплохода имеет очень большую вероятность. В пользу этих предположений косвенно говорят следующие факты:
- шла масштабная десантная операция и для её развития нужны были снаряды;
- теплоход стоял несколько дней под погрузкой в Новороссийске (военная техника грузится быстрее);
- на борту были артиллерийские орудия (7 артиллерийских орудий было выгружено, одно поднято со дна во время обследования, несколько орудий лежит рядом с транспортом и на его борту. Везти орудия и не везти к ним снаряды — это военный нонсенс);
- разгрузка не была завершена (то есть трюмы не были вскрыты)
- в светлое время суток судно ушло в открытое море (обычная практика для транспортов военного времени, перевозящих взрывчатые вещества, чтобы в случае атаки врагом взрыв не произошел в порту. Такой взрыв выведет из строя сам порт и нанесет повреждения в округе);
- до сих пор не опубликованы официальные данные обследований затонувшего судна;
В начале осени 2007 года специальный Керченский морской отряд МЧС провел работы по водолазному обследованию судна «Жан Жорес». Обследование подтвердило наличие военного груза: артиллерийские орудия, снаряды, военную технику[1].
Капитаны теплохода
- Б.Т. Шульц (БГМП)
- Ф.Ф. Пеньков
- Г.Н. Лебедев
Примечания
- ↑ [Сетевой ресурс: www.nr2.ru/145730.html Водолазы готовятся обезвредить теплоход «Жан Жорес»]
Ссылки
- [Сетевой ресурс: rubrikator.e-gloryon.com/diving/642460004 Подробнее о теплоходе «Жан Жорес»]