Крымские готы

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Версия от 22:41, 10 октября 2018; Krymology2013imp (обсуждение) (1 версия импортирована)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Кры́мские го́ты — этническая группа готов, одного из германских племён, откочевавших во время Великого Переселения народов в 3 веке в районы Северного Причерноморья, а затем в Крым. Последние эпиграфические данные о существовании готов в Крыму относятся к 9 в., ранее слово «гот» из этнонима перешло в личное имя (найдено на одном из надгробий). Вероятно, они постепенно были ассимилированы греками, утратив свою религию (арианство), но достаточно долго сохраняя готский язык.

Значение готского вопроса

Значение готского вопроса часто преувеличивается. Есть достаточные основания полагать, что большинство памятников, оставленных в Крыму развитыми народами Средневековья к готам никакого отношения не имеют (в частности, Мангуп - целиком аланский памятник. При этом и аланская этничность особо значения не имеет, так как культура и религия окрестностей Мангупа греческая, хотя жители княжества греками по крови никак не были).


Появление и жизнь готов в Крыму

Файл:Крымский полуостров в середине XV века.png
Государственные образования Крымского полуострова в середине XV века

Готы оказались в Крыму в ходе миграций поздней античности, в III веке нашей эры. Вероятнее всего, по языку и культуре крымские готы были ближе к своим соседям остготам, жившим в северном Причерноморье, нежели к вестготам. В Крыму готы быстро захватили и ассимилировали остававшихся там скифов и заняли весь полуосторов, кроме Херсонеса. В конце III века готы взяли под контроль Боспорское царство и встроились в его элиту, сохраняя традиции военной демократии. Отряды готов нанимались на службу к Римской империи, участвовали в различных военных походах. Среди готов быстро распространилось христианство (арианство). К середине IV века после упадка Боспорского царства готы стали главной политической силой на полуострове.

В годы господства гуннов, а затем булгар и авар в северном Причерноморье (конец IV — начало VI веков) крымские готы выступали в качестве своеобразного буфера между римским (византийским) Херсонесом и азиатскими кочевниками. С усилением византийского влияния в Крыму в начале VI века готы вливаются в греко-византийскую общину полуострова, вероятно, в качестве её военно-административной составляющей, хотя по сообщениям Прокопия Кесарийского, основным занятием готов в Крыму было земледелие.

Процесс ассимиляции крымских готов продолжался несколько столетий. Последние эпиграфические данные о готах в Крыму относятся к IX веку, к этому времени слово «гот» превратилось в личное имя (вероятно, указывавшее на происхождение). Название «Готия» применительно к юго-западному Крыму продержалось на протяжении всего Средневековья. В частности, в XIII—XIV генузцы называли свои владения в западной части южного берега Крыма Приморской Готией (Gothia Maritima), также Готией часто именовалось княжество, более известное в исторической литературе как Феодоро. Готы («готские девы») упоминаются в «Слове о полку Игореве». Расположенная в Крыму православная епархия Константинопольского патриархата носила название Кафинско-Готской вплоть до 1798 года, когда после выселения греков из Крыма в Приазовье епархия была ликвидирована.

Крымские готы как объект криптоэтнологии

В XVI веке фламандец О. Бусбек (аристократ, служивший в качестве посла Священной Римской империи в Османской империи), в письме сообщал, что беседовал с двумя крымскими готами и создал краткий словарь крымско-готского языка (около 70 слов, сходных с готской лексикой «Библии Ульфилы»). При этом сам Крымский полуостров Бусбек не посещал, а беседа происходила в Стамбуле. Собеседники сообщили Бусбеку, что крымские ханы набирают для своего войска из числа готов отряд пехоты численностью 800 человек. Ни до, ни после Бусбека никаких документальных свидетельств существования в Крыму готского языка нет.

В конце XVIII века ряд исследователей отмечали среди крымских татар группы населения, по фенотипу сильно отличающиеся от остальных крымских татар, греков и тюрок (светлая кожа и волосы, голубые глаза и т. д.). Этот фенотип и по сей день сохраняют крымские татары — выходцы из некоторых сёл южного берега Крыма (Никита, Кючюк-Ламбат) и Бахчисарайского района. Некоторые исследователи считают их потомками готов, другие объясняют их необычный фенотип происхождением от пленников, захваченных в различных странах, и уведенных в Крым.Шаблон:Нет АИ

В конце XIX — первой трети XX веков появляется ряд работ, в которых описывается «готская историография» позднего средневековья. Считая сообщения Бусбека и встречи с голубоглазыми крымцами достаточными основаниями для утверждения о существовании в Крыму готской общины, эти авторы (А. А. Vasiliev и др.) полагали, что христианское население Крыма в средние века было представлено в основном готами или, по крайней мере, готы были элитой в этих сообществах. Эти публикации были использованы германскими нацистами для обоснования исторической принадлжености Крыма и Причерноморья к «арийской территории», нацистское руководство предполагало создать в Крыму немецкую колонию под названием «Готенланд» (земля готов).

Дискуссионным является вопрос о роли готов в этногенезе караимов и крымских татар.

См. также

Источники

  • Фадеева Т. М., Шапошников А. К. Княжество Феодоро и его князья. Симферополь, 2005.

Ссылки