Бахшиш, Ильяс Темир-Кая

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Версия от 20:12, 4 августа 2023; А.Крымов (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Ильяс Бахшиш (Бакшишев Ильяс Темирович) - один из основоположников крымскотатарской классической музыки, талантливый композитор, видный общественный деятель, воспитатель молодежи, дирижер. Член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель искусств Украины. Заслуженный деятель культуры и почетный гражданин Автономной Республики Крым.

Материал для творчества он черпал из народных напевов, крымскотатарской поэзии, литературы, истории. Он был не только участником, но и продолжателем великих традиций крымскотатарских композиторов ХХ века Я. Шерфединова, А. Рефатова, А. Каври.

Биографическая справка

Биография

И. Бахшиш родился 23 марта 1913 года в Симферополе. Уже в раннем возрасте он полюбил музыку[1]. В свои 8-9 лет он с удовольствием играл на мандолине, пианино, скрипке. Он был активным участником художественной самодеятельности, выступал на концертах, играя на скрипке.

С 1919 по 1921 годы учился в религиозной, а затем — в общеобразовательной школе, которую окончил в 1931 году.

В 1934 году Ильяс поступает в Симферопольское музыкальное училище, где преподавание в те годы вели И.И. Чернов, ученик великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова и Л. Сатановский.

Ильяс Темир-Кая Бакшишев, еще будучи студентом, работает диктором на крымском радио, а после окончания училища в 1937 году он был назначен главным музыкальным редактором радиокомитета. Здесь он встречается с интересными, необыкновенно талантливыми людьми - музыкантами, певцами, актерами. В инструментальном ансамбле играли Аппаз-уста, Зиядин-уста, Усман-уста. В национальном хоре пели С. Эреджепова, З. Люманова, Э. Топчи, Алиева, М. Абселямов. Неоценимую роль в становлении И. Бахшиша как музыканта, композитора сыграло общение в те годы с композиторами Яя Шерфединовым, Асаном Рефатовым, а также с прекрасным музыкантом Решатом Рефатовым. По словам композитора, это был подъем крымскотатарского национального искусства.

Позднее стажировался в Московской консерватории в классе композитора, народного артиста СССР профессора Р. Глиэра. Прекрасное знание родного языка и литературы сыграли большую роль в песенном жанре композитора. Такие поэты, как Ашик Умер, Бекир Чобан-заде, Шамиль Алядин, Эшреф Шемьи-заде, Шакир Селим, на стихи которых были написаны песни «Барышалым», «Булутлар», «Далайда», «Ай ярыгъын танъ белледим», «Кок-козь къызлар», «Яралангъан тюркулер», «Кель, Рустемим», «Зера, Зера», стали классикой музыкального наследия крымских татар.

В 1940 году, когда был создан Союз композиторов Крыма, И. Бахшишев становится его председателем. Ильяс Темир-Кая пишет музыку к спектаклям «Арзы къыз», «Насреддин Ходжа», «Алтын бешик», «Бахчисарайский фонтан» и др. В начале 40-х годов он приобретает известность как автор целого ряда разножанровых произведений. С его именем связаны и вокальные миниатюры, и хоровые обработки народных песен, и увертюры, и сюиты на татарские народные темы для симфонического оркестра. Он пишет кантату, музыку к различным спектаклям татарского драматического театра.

О творчестве Бахшиша

И. Бахшиш мастерски владел техникой оркестровки, благодаря этому простые инструментальные мелодии превращались в развернутые концертные произведения, которые, в свою очередь, требовали от исполнителя хорошей профессиональной подготовки. При этом мелодия не теряла своего особого колорита. К примеру, такие произведения как «Долу», «Такъсим», «Пешраф» для скрипки, «Къаба» для кларнета, «Кене алдагъан мени» для трубы.

Это был блестящий организатор, человек высокой культуры и железной воли, одинаково широко проявивший себя в общественной деятельности. Так, в 1937 году в Симферополе был создан Музфонд, через несколько лет он стал именоваться отделением Союза композиторов СССР, председателем которого был избран Ильяс Бахшиш. Одновременно он работает главным музыкальным редактором в радиокомитете. В этом же 1937 году, по приглашению крымского правительства, в Симферополь для создания в крымской столице татарского театра оперы и балета прибыл композитор Л. Книппер. Союз композиторов Крымской АССР был активным участником подготовки открытия театра. Л. Рефатов пишет оперу «Чора батыр», И.Бахшиш - музыку к спектаклю «Арзы къыз». Театр, расположенный по улице Желябова, 17, заработал в сентябре 1937 года. К сожалению, просуществовал он совсем недолго.

В 1940 году, по решению правительства Крыма, были объединены два творческих коллектива - Симферопольский и Ялтинский. На их базе создали государственный ансамбль песни и пляски крымских татар, художественным руководителем которого был назначен И. Бахшиш. В этом же году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств республики. Под его редакцией был издан сборник, в который вошли произведения крымских композиторов и народные песни в их обработке. Совместно с композитором Я. Шерфединовым пишет музыку к спектаклю «Арзы къыз», с А. Каври - к спектаклю «Алтын бешик». Самостоятельно пишет музыку к спектаклям «Насредин оджа», «Бахчисарайский фонтан», а также для русского театра к таким спектаклям как «Жрица огня», «Свадьба Кречинского», одновременно автор музыки работает в качестве дирижера оркестра театра.

Бахшиш в период Великой Отечественной войны

В июне 1941 года часть артистов и руководителей ансамбля призвали на фронт. Оставшийся состав был направлен на гастроли для обслуживания воинских частей и госпиталей, вначале на Перекоп, Джанкой, Армянск, а в сентябре - на Южный берег. Ансамбль выступал в открытом поле, на импровизированных сценах и площадках, кузовах машин. В Симферополь ансамбль вернулся 29 октября 1941 года, а уже 2 ноября в город вошли фашистские войска. Это было время, когда он и его товарищи находились между жизнью и смертью. В татарском театре действовала подпольная группа, которой руководил молодой композитор А. Каври. Впоследствии он и актеры Решит Асан, Али Теминдар погибли от рук фашистов. Активную деятельность в подпольной организации проявлял и И. Бахшиш. Несмотря на все трудности, приходилось выполнять и свои профессиональные обязанности, а в этот период Бахшиш работает в татарском театре в качестве дирижера и заведующего музыкальной частью театра.

В 1943 году труппа татарского драмтеатра вместе с композитором была угнана в Румынию, где пробыла до 15 ноября 1944 года, и уже на долгие 45 лет дорога домой была закрыта. Во второй половине марта 1945 года группа артистов бывшего татарского драмтеатра, именуемая теперь унизительным словом «спецконтингент», прибыла в Таджикистан, на станцию Ленинабад, где Заслуженный деятель искусств Крымской АССР, председатель Союза композиторов Крымской АССР стал рабочим на урановых рудниках в г. Майли-Сай Киргизии.

Бахшиш - послевоенный период

В конце декабря 1945 года И. Бахшиша вызвал управляющий Щедрин и сообщил, что ему с семьей нужно немедленно ехать в Ленинабад. В Ленинабаде И. Бахшишу было приказано следовать дальше в Ташкент. Перед отправкой он получил от руководства комбината запечатанный сургучом конверт для передачи его в руки начальника отдела спецпоселений НКВД Узбекской ССР. У дверей отдела спецпоселений он увидел большую группу соотечественников, ожидающих своей участи. Лишь на четвертый день ему удалось пробраться в здание. Начальник Кириллов предложил И. Бахшишу сесть, при этом спросив его, знает ли он, почему его вызвали. Еще в Ленинабаде, на вокзале, Бахшиш встретил старого знакомого по Крыму, который уговорил его написать письмо в Москву Калинину о том, что с ним случилось и где он теперь. Письмо бросили в почтовый ящик и на этом расстались. И очень скоро он забыл об этом письме. После этого случая жизнь И. Бахшиша кардинально меняется.

В 1946 году он получил назначение в Фергану, в Узбекский музыкально-драматический театр. Для узбекского театра он подготовил спектакли «Лейля ве Меджнун», «Тахир ве Зухра» и другие. Параллельно стал работать в Русском драматическом театре им. М. Горького. Здесь он написал музыку к спектаклям «Мария Стюарт», «Песня жизни», «Слуга двух господ». Но даже на чужбине мысль о сохранении родной культуры не покидала его ни на минуту. Будучи крымским татарином, он развивал узбекскую, а также русскую культуру в Узбекистане.

В 1956 году композитора пригласили в Ташкент для организации национального ансамбля песни и пляски крымских татар в Узбекистане. Репетиции начались в марте 1957 года. 6 июня того же года в зале бывшего театра эстрады в Ташкенте состоялась премьера - первый концерт крымскотатарского ансамбля «Хайтарма».

Большую роль композитор уделяет развитию крымскотатарской симфонической музыки. Так, в 70-х годах ХХ столетия в Ташкенте он пишет «Пять вариаций на крымскотатарские народные мелодии» для симфонического оркестра, первую часть музыкальной сюиты из цикла «Ватан тюркуси», также для симфонического оркестра. В 1978 году сочиняет одно из крупнейших своих симфонических произведений «Татарская рапсодия», далее следует очередной цикл музыкальной сюиты «Ватан тюркуси».

1989 год

В родной Крым Бахшишев смог вернуться лишь в 1989 году. Благодаря ему и его единомышленникам в г. Симферополе был возрожден крымскотатарский музыкально-драматический театр, а сам композитор стал его художественным руководителем.

Юнус Эннанов, член Союза театральных деятелей Украины, Заслуженный деятель искусств АРК вспоминает: Цитата: В Крыму решено возродить Крымскотатарский драматический театр. Одним из активных участников возрождения театра был И. Бахшиш. Он же стал его художественным руководителем. В этой должности он проработал до 1994 года. Благодаря ему был частично восстановлен довоенный репертуар театра, осуществлены новые концертные постановки «Гузель Къырым», «Ойнайыкъ, кулеик» (1995 г.). На протяжении многих лет достойное место в репертуаре крымскотатарского оркестра занимают его симфонические произведения. Я считаю себя счастливым человеком, так как судьба позволила мне соприкоснуться с творчеством этого великого мастера еще при его жизни. Первая моя встреча с ним состоялась в 1995 году, когда готовилась концертная программа «Ойнайыкъ, кулеик, бурада сефа суреик». Он вызвал меня к себе домой, взял только что законченную партитуру и обратил мое внимание на те ремарки, которые он сделал в каждых музыкальных номерах. После премьеры концерта он поблагодарил меня и оркестр за выполненную работу. Через некоторое время он доверил мне дирижировать его симфоническими произведениями. Творческая атмосфера, которая царила при работе с И. Бахшишем, надолго останется в моей памяти.

Работа в театре во всей полноте раскрыла его талант, трудолюбие и творческую индивидуальность. Как композитор, он пишет прекрасную самобытную музыку к спектаклям, а как художественный руководитель театра проявляет высокие организаторские способности и профессионализм.

Когда в 1993 году в Киеве готовился к печати сборник «Крымскотатарские народные песни», в него были помещены 50 из 500 произведений композитора. Эти сокровища национальной культуры, несомненно, представляют собой, как и все творческое наследие композитора, общечеловеческую ценность.

Из интервью Галине Вербицкой в 1993 году: Цитата: Мне не в чем упрекнуть себя. Я жил и живу для своего народа и… для музыки. Композитор скончался 25 июля 2000 года в Симферополе в возрасте 88 лет[2].

Память

Решением Президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым от 7 августа 2000 года № 1330-2/2000 за значительный вклад в развитие и пропаганду многонациональной культуры и театрального искусства Крыма, создание самобытных музыкальных произведений, высокий профессионализм Ильясу Темир-Кая Бакшишеву (Бахшишу) было посмертно присвоено звание «Почетный крымчанин»

Примечания

  1. Сетевой ресурс: www.goloskrima.com/?p=60
  2. Сетевой ресурс: press-archive.ru/den/8-08-00/krymskiy-parlament-prisvoil-posmertno-kompozitoru-bahshishu-zvanie-pochetnyy-krymchanin_118637.html