Херсон (советская справка) — различия между версиями
(Новая страница: «Xерсон — город областного подчинения, административный, промышленный и культурный цент…») |
|||
Строка 9: | Строка 9: | ||
В начале 50-х годов в городе возникла новая отрасль промышленности — прядильно-ткацкое производство. В декабре 1952 г. завершилось сооружение первой очереди Херсонского хлопчатобумажного комбината. В ноябре 1954 г. на комбинате произведены первые тонны пряжи. | В начале 50-х годов в городе возникла новая отрасль промышленности — прядильно-ткацкое производство. В декабре 1952 г. завершилось сооружение первой очереди Херсонского хлопчатобумажного комбината. В ноябре 1954 г. на комбинате произведены первые тонны пряжи. | ||
− | Наряду с названными крупными предприятиями в 1951-1955 гг. вступили в строй заводы стеновых материалов и железобетонных изделий, реконструировались и расширялись заводы судоремонтный им. В. В. Куйбышева, нефтеперерабатывающий им. Серго Орджоникидзе, судобетоноверфь. Значительно расширился также ассортимент производимой продукции, в частности швейных изделий, обуви, консервов | + | Наряду с названными крупными предприятиями в 1951-1955 гг. вступили в строй заводы стеновых материалов и железобетонных изделий, реконструировались и расширялись заводы судоремонтный им. В. В. Куйбышева, нефтеперерабатывающий им. Серго Орджоникидзе, судобетоноверфь. Значительно расширился также ассортимент производимой продукции, в частности швейных изделий, обуви, консервов. |
+ | |||
+ | Промышленность города ныне представлена 56 предприятиями, среди которых — судостроительное производственное объединение им. 60-летия Ленинского комсомола, производственное объединение «Комбайновый завод им. Г. И. Петровского» (до августа 1981 г.- ордена Трудового Красного Знамени комбайновый завод им. Г. И. Петровского), ордена Ленина хлопчатобумажный комбинат, завод стеклоизделий им. XXV съезда КПСС, ордена Ленина консервный комбинат, кондитерская фабрика им. П. Л. Войкова, завод карданных валов им. XXV съезда КПСС, судоремонтный завод им. В. В. Куйбышева, судостроительно-судоремонтный завод им. Коминтерна, нефтеперерабатывающий завод им. Серго Орджоникидзе, электромашиностроительный завод, обувная фабрика, швейная фабрика «Большевичка», мотороремонтный комбинат, производственное объединение «Херсонжелезобетон», полиграфическая фабрика, завод «Ремстройдормаш», опытно-механический завод, мебельная фабрика, винозавод, завод безалкогольных напитков, мясокомбинат, гормолокозавод, маслозавод, хлебокомбинат, пищевкусовая фабрика. | ||
+ | |||
+ | ''Отрасли.'' В машиностроительной промышленности города ведущее место занимает производственное объединение «Комбайновый завод им. Г. И. Петровского». Электромашиностроительный завод выпускает стартеры и генераторы для автотракторной промышленности. На мощных судостроительных и судоремонтных заводах (судостроительное объединение им. 60-летия Ленинского комсомола. «Паллада», им. Коминтерна, им. В. В. Куйбышева) строятся первоклассные танкеры и сухогрузы, речные суда, ремонтируются рыболовецкие траулеры. Химическая промышленность представлена Херсонским нефтеперерабатывающим заводом им. Серго Орджоникидзе и заводом бытовой химии. В пищевой промышленности ведущее место занимают консервная, винодельческая и мясная отрасли. Важное значение имеют также кондитерская, молочная, маслосыродельная, рыбная и мукомольная отрасли. Крупным предприятием пищевой промышленности не только в городе, но и в стране является ордена Ленина консервный комбинат. Он вырабатывает пищевые продукты 60 наименований, выпускает до 200 млн. условных банок консервов в год. | ||
+ | |||
+ | Возросло значение Херсонского морского порта, который является одним из важных звеньев внешнеторговых связей нашей страны. Он занимает одно из первых мест на Черном море по объему грузоперевалочных работ. Порт оборудован мощными портальными кранами, конвейерами, автопогрузчиками. Для обработки зерновых грузов сооружен мощный элеватор. Через Херсонский морской порт вывозятся хлеб, лес, металл, марганцевая и железная руды, минеральные удобрения. Здесь же перерабатываются грузы, поступающие из-за рубежа. | ||
+ | |||
+ | В 1972 г. реконструирован, а по существу заново построен речной порт. Херсонский речной порт обслуживает 29 городских, пригородных и транзитных линий (свыше 10 млн. пассажиров). Транспортные суда перевозят около 4 млн. тонн грузов. | ||
+ | |||
+ | '''Источник.''' | ||
+ | :ИГС УССР, том «Херсонская область». | ||
+ | : некоторые сведения носят исторический, устаревший характер в связи с произошедшими после 1991 года событиями (в т.ч. и трагическими). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категория:Районы в Крымологии]] |
Версия 08:32, 17 сентября 2022
Xерсон — город областного подчинения, административный, промышленный и культурный центр области. Расположен на правом берегу реки Днепр. Территория — 300 кв. км, население — 370 тыс. человек. Расстояние до Киева — 664 км. Город делится на три административных района: Днепровский, Комсомольский и Суворовский. Есть железнодорожная станция, речной и морской порты, аэропорт. Херсонскому городскому Совету народных депутатов подчинены поселки городского типа Антоновка, Зеленовка, Надднепрянское и Камышаны.
В ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. в 1737 г. в районе нынешнего портового элеватора было возведено русское укрепление Александр-Шанц, просуществовавшее до конца войны [1523, с. 3].
Хотя после русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Россия получила выход к Черному морю между устьями Днепра и Южного Буга, южные границы империи по-прежнему оставались незащищенными. С целью их укрепления и обеспечения безопасности, в соответствии с царским указом от 18 июня 1778 г., было решено основать на Днепре при урочище Александр-Шанц город, соорудить здесь крепость, судостроительную верфь и адмиралтейство. Уже 19 октября 1778 г. были заложены крепость, верфь и город [247, л. 21], получивший название Херсон в честь древнего Херсонеса.
Новым этапом в социально-экономическом развитии города стали 50-е годы. Именно в этот период особенно быстро росло сельскохозяйственное, транспортное, энергетическое машиностроение, были заложены основы новых отраслей промышленности с большой перспективой развития. В 1951 г. началось строительство крупного судостроительного завода, со стапелей которого уже 12 октября 1951 г. была спущена на воду первая баржа грузоподъемностью 250 тонн. 2 декабря 1953 г. судостроители рапортовали о сооружении первого танкера «Херсон», что знаменовало собой важную победу в деле развитая судостроения на юге КНиСК. В том же году был спущен на воду танкер «Грозный», в следующем — танкеры «Каховка», «Поти», «Керчь», в 1955 г.- серия судов подобного типа — «Самарканд», «Григорий Вакуленчук». «Очаков», «Ростов». Для этого передового предприятия с самого начала были характерны высокий уровень организации труда, широкое внедрение в производство новейших достижений науки и техники.
В начале 50-х годов в городе возникла новая отрасль промышленности — прядильно-ткацкое производство. В декабре 1952 г. завершилось сооружение первой очереди Херсонского хлопчатобумажного комбината. В ноябре 1954 г. на комбинате произведены первые тонны пряжи.
Наряду с названными крупными предприятиями в 1951-1955 гг. вступили в строй заводы стеновых материалов и железобетонных изделий, реконструировались и расширялись заводы судоремонтный им. В. В. Куйбышева, нефтеперерабатывающий им. Серго Орджоникидзе, судобетоноверфь. Значительно расширился также ассортимент производимой продукции, в частности швейных изделий, обуви, консервов.
Промышленность города ныне представлена 56 предприятиями, среди которых — судостроительное производственное объединение им. 60-летия Ленинского комсомола, производственное объединение «Комбайновый завод им. Г. И. Петровского» (до августа 1981 г.- ордена Трудового Красного Знамени комбайновый завод им. Г. И. Петровского), ордена Ленина хлопчатобумажный комбинат, завод стеклоизделий им. XXV съезда КПСС, ордена Ленина консервный комбинат, кондитерская фабрика им. П. Л. Войкова, завод карданных валов им. XXV съезда КПСС, судоремонтный завод им. В. В. Куйбышева, судостроительно-судоремонтный завод им. Коминтерна, нефтеперерабатывающий завод им. Серго Орджоникидзе, электромашиностроительный завод, обувная фабрика, швейная фабрика «Большевичка», мотороремонтный комбинат, производственное объединение «Херсонжелезобетон», полиграфическая фабрика, завод «Ремстройдормаш», опытно-механический завод, мебельная фабрика, винозавод, завод безалкогольных напитков, мясокомбинат, гормолокозавод, маслозавод, хлебокомбинат, пищевкусовая фабрика.
Отрасли. В машиностроительной промышленности города ведущее место занимает производственное объединение «Комбайновый завод им. Г. И. Петровского». Электромашиностроительный завод выпускает стартеры и генераторы для автотракторной промышленности. На мощных судостроительных и судоремонтных заводах (судостроительное объединение им. 60-летия Ленинского комсомола. «Паллада», им. Коминтерна, им. В. В. Куйбышева) строятся первоклассные танкеры и сухогрузы, речные суда, ремонтируются рыболовецкие траулеры. Химическая промышленность представлена Херсонским нефтеперерабатывающим заводом им. Серго Орджоникидзе и заводом бытовой химии. В пищевой промышленности ведущее место занимают консервная, винодельческая и мясная отрасли. Важное значение имеют также кондитерская, молочная, маслосыродельная, рыбная и мукомольная отрасли. Крупным предприятием пищевой промышленности не только в городе, но и в стране является ордена Ленина консервный комбинат. Он вырабатывает пищевые продукты 60 наименований, выпускает до 200 млн. условных банок консервов в год.
Возросло значение Херсонского морского порта, который является одним из важных звеньев внешнеторговых связей нашей страны. Он занимает одно из первых мест на Черном море по объему грузоперевалочных работ. Порт оборудован мощными портальными кранами, конвейерами, автопогрузчиками. Для обработки зерновых грузов сооружен мощный элеватор. Через Херсонский морской порт вывозятся хлеб, лес, металл, марганцевая и железная руды, минеральные удобрения. Здесь же перерабатываются грузы, поступающие из-за рубежа.
В 1972 г. реконструирован, а по существу заново построен речной порт. Херсонский речной порт обслуживает 29 городских, пригородных и транзитных линий (свыше 10 млн. пассажиров). Транспортные суда перевозят около 4 млн. тонн грузов.
Источник.
- ИГС УССР, том «Херсонская область».
- некоторые сведения носят исторический, устаревший характер в связи с произошедшими после 1991 года событиями (в т.ч. и трагическими).