Крымские татары — различия между версиями

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 10 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Крымские татары''' – народ (этнос), образовавшийся на [[Крым|Крымском полуострове]] в течение XIII-XV веков<ref>Когонашвили, 149 с.</ref>. По идентичности – народ тюркской языковой семьи, придерживающийся суннитской ветви ислама. По происхождению крымские татары на Родине (т.е. не эмигрировавшие в Османскую империю и не породнившиеся с узбеками в XX веке) – народ смешанного происхождения<ref>по ряду источников</ref>. В процессе формирования крымских татар приняли участие нетюркские (потомки древнего населения полуострова, ассимилированные более поздними племенами, сарматы, аланы, германцы, византийские греки и др.) и тюркоязычные (гунны, тюрко-болгары, племена Хазарского каганата, печениги, кыпчаки и др.) народы<ref>Когонашвили, 149-150 с. В оригинальной цитате было ''византийцы'' вместо ''византийские греки''</ref>.
+
'''Крымские татары''' – народ (этнос), образовавшийся на [[Крым|Крымском полуострове]] в течение XIII-XV веков<ref>Когонашвили, 149 с.</ref>. По идентичности – народ [[Тюркские народы|тюркской]] языковой семьи, придерживающийся суннитской ветви ислама. По происхождению крымские татары на Родине (т.е. не эмигрировавшие в Османскую империю и не породнившиеся с узбеками в XX веке) – народ смешанного происхождения<ref>по ряду источников</ref>. В процессе формирования крымских татар приняли участие нетюркские (потомки древнего населения полуострова, ассимилированные более поздними племенами, сарматы, аланы, германцы, византийские греки и др.) и тюркоязычные (гунны, тюрко-болгары, племена Хазарского каганата, печениги, кыпчаки и др.) народы<ref>Когонашвили, 149-150 с. В оригинальной цитате было ''византийцы'' вместо ''византийские греки''</ref>.
  
Под влиянием тюркоязычных предков и особенно кыпчаков происходила '''тюркизация''', а со 2-й половины XIII века, после того, как Крым вошёл в состав Золотой Орды, – '''исламизация''' коренного населения горно-лесной зоны полуострова, ставшей центром складывания этноса крымских татар. Из того же корня, что крымские татары гор и предгорий, происходят и два средневековых крымско-греческих народа: греки-урумы (с языком тюркской группы) и греки-румеи (языком греческой индоевропейской группы), отличает их от крымских татар преданность вере предков – '''православию'''. В 1784 году греки-урумы и греки-румеи (вместе, ''крымские греки'') переселились из Крыма в район современного Мариуполя, что вполне возможно спасло их от геноцида со стороны турок-османов, главной движущей силы религиозной и языковой ассимиляции горного, предгорного и южнобережного населения в течение 1475-1783 годов.
+
Под влиянием тюркоязычных предков и особенно кыпчаков происходила '''тюркизация''', а со 2-й половины XIII века, после того, как Крым вошёл в состав Золотой Орды, – '''исламизация''' коренного населения горно-лесной зоны полуострова, ставшей центром складывания этноса крымских татар<ref>Когонашвили, 150 с.</ref>. Из того же корня, что крымские татары гор и предгорий, происходят и два средневековых крымско-греческих народа: греки-урумы (с языком тюркской семьи) и греки-румеи (с языком греческой группы индоевропейской семьи), отличает их от крымских татар преданность вере предков – '''православию'''. В 1784 году греки-урумы и греки-румеи (вместе, ''крымские греки'') переселились из Крыма в район современного Мариуполя, что вполне возможно спасло их от геноцида со стороны турок-османов, главной движущей силы религиозной и языковой ассимиляции горного, предгорного и южнобережного населения Крыма в течение 1475-1783 годов.
 +
 
 +
Одновременная претензия части политических активистов '''и''' на происхождение ''преимущественно'' от древнего населения полуострова, '''и''' на пантюркистскую и исламскую международную солидарность – несостоятельна. Крымские татары '''или''' жертва османского религиозного и языкового гнёта (тюркизации и исламизации) наряду с урумами и румеями (и тогда – потомки коренного населения), '''или''' проводник и выгодополучатель этого самого гнёта (а тогда побратимы и единомышленники своего степного субэтноса, ногайцев Северной Таврии и прочих кочевников, совершавших грабительские набеги на север – в Русь, Польшу и Молдавию).
 +
 
 +
Так как в реальности большая часть крымских-татар кочевников эмигрировала в Османскую Турцию в течении конца XVIII–всего XIX века, то логичнее было бы не упираться в пантюркизме (а 100% тюрками были именно кочевники равнины), а с должным уважением вспомнить свою доисламскую историю и многонациональных предков (далеко не только тюрок). Крымские татары-крестьяне и крымские татары-ремесленники были заложниками агрессивной политики Османской империи, а не её выгодополучателями. Да и манера османских султанов обращаться с древним и гордым родом Гиреев (крымских ханов) заслуживает всяческого негодования – многие ли правители из этого рода правили спокойно и дожили до почтенной старости?<ref>на правах эссе</ref>
 +
 
 +
== История народа до 1783 года ==
 +
Крымские татары сначала входили в состав Крымского улуса Золотой Орды, с образованием в 1443 году Крымского ханства стали его основным населением<ref>Когонашвили, с 150</ref>. В 1475 году не входившие в состав Крымского ханства княжество Феодоро со столицей на Мангупе и Генуэзские колонии со столицей в Кафе были завоёваны Османской империи, именно на их бывших землях ''к концу XIX века'' была размещена большая часть крымскотатарских деревень и селений, меньшая – в окрестностях Бахчисарая, ещё меньшая – по всему равнинному Крыму.
 +
 
 +
== История народа в Российской империи ==
 +
История крымских татар в Российской империи – это два потока а) история эмиграции и подговаривания к эмиграции (среди непримиримых сторонников халифа, которым был по должности Османский султан) – вся эта публика в итоге выехала в Османскую империю; б) история военной доблести и мирного экономического и культурного развития (среди остального крымскотатарского населения, особенно в Предгорье и Крымских горах). Для первых XIX век – век трагический, для вторых XIX век – весьма благодатный век (и уж всякого лучший чем 40-е годы XX века со Сталиным), период исторической модернизации, становления современного этнического сознания.
 +
 
 +
''Скажем прямо'', нас интересуют те крымские татары, которые остались в [[Российская империя|Российской империи]]-[[Россия|России]], их свершения, их чаяния и их проблемы.
 +
 
 +
К примеру: В 1806 году в ходе франко-русской войны по просьбе мусульманского духовенства и на его пожертвования были сформированы 4 добровольческих конных полка: Симферопольский, Перекопский, Евпаторийский и Феодосийский (при том, что крымские татары были освобождены от рекрутского набора). Симферопольский и Перекопский полки участвовали во многих боях, особенно отличились в сражениях при Прейсиш-Элау в январе 1807 года. Командир Симферопольского полка в этой компании «за воинское усердие и храбрость» был награжден орденом Святого Георгия<ref>Когонашвили, с 150-151</ref>
 +
 
 +
== История народа в СССР и современные этнические проблемы ==
 +
(будет написано позднее)
 +
 
 +
== Примечания ==

Текущая версия на 06:32, 11 декабря 2024

Крымские татары – народ (этнос), образовавшийся на Крымском полуострове в течение XIII-XV веков[1]. По идентичности – народ тюркской языковой семьи, придерживающийся суннитской ветви ислама. По происхождению крымские татары на Родине (т.е. не эмигрировавшие в Османскую империю и не породнившиеся с узбеками в XX веке) – народ смешанного происхождения[2]. В процессе формирования крымских татар приняли участие нетюркские (потомки древнего населения полуострова, ассимилированные более поздними племенами, сарматы, аланы, германцы, византийские греки и др.) и тюркоязычные (гунны, тюрко-болгары, племена Хазарского каганата, печениги, кыпчаки и др.) народы[3].

Под влиянием тюркоязычных предков и особенно кыпчаков происходила тюркизация, а со 2-й половины XIII века, после того, как Крым вошёл в состав Золотой Орды, – исламизация коренного населения горно-лесной зоны полуострова, ставшей центром складывания этноса крымских татар[4]. Из того же корня, что крымские татары гор и предгорий, происходят и два средневековых крымско-греческих народа: греки-урумы (с языком тюркской семьи) и греки-румеи (с языком греческой группы индоевропейской семьи), отличает их от крымских татар преданность вере предков – православию. В 1784 году греки-урумы и греки-румеи (вместе, крымские греки) переселились из Крыма в район современного Мариуполя, что вполне возможно спасло их от геноцида со стороны турок-османов, главной движущей силы религиозной и языковой ассимиляции горного, предгорного и южнобережного населения Крыма в течение 1475-1783 годов.

Одновременная претензия части политических активистов и на происхождение преимущественно от древнего населения полуострова, и на пантюркистскую и исламскую международную солидарность – несостоятельна. Крымские татары или жертва османского религиозного и языкового гнёта (тюркизации и исламизации) наряду с урумами и румеями (и тогда – потомки коренного населения), или проводник и выгодополучатель этого самого гнёта (а тогда побратимы и единомышленники своего степного субэтноса, ногайцев Северной Таврии и прочих кочевников, совершавших грабительские набеги на север – в Русь, Польшу и Молдавию).

Так как в реальности большая часть крымских-татар кочевников эмигрировала в Османскую Турцию в течении конца XVIII–всего XIX века, то логичнее было бы не упираться в пантюркизме (а 100% тюрками были именно кочевники равнины), а с должным уважением вспомнить свою доисламскую историю и многонациональных предков (далеко не только тюрок). Крымские татары-крестьяне и крымские татары-ремесленники были заложниками агрессивной политики Османской империи, а не её выгодополучателями. Да и манера османских султанов обращаться с древним и гордым родом Гиреев (крымских ханов) заслуживает всяческого негодования – многие ли правители из этого рода правили спокойно и дожили до почтенной старости?[5]

История народа до 1783 года

Крымские татары сначала входили в состав Крымского улуса Золотой Орды, с образованием в 1443 году Крымского ханства стали его основным населением[6]. В 1475 году не входившие в состав Крымского ханства княжество Феодоро со столицей на Мангупе и Генуэзские колонии со столицей в Кафе были завоёваны Османской империи, именно на их бывших землях к концу XIX века была размещена большая часть крымскотатарских деревень и селений, меньшая – в окрестностях Бахчисарая, ещё меньшая – по всему равнинному Крыму.

История народа в Российской империи

История крымских татар в Российской империи – это два потока а) история эмиграции и подговаривания к эмиграции (среди непримиримых сторонников халифа, которым был по должности Османский султан) – вся эта публика в итоге выехала в Османскую империю; б) история военной доблести и мирного экономического и культурного развития (среди остального крымскотатарского населения, особенно в Предгорье и Крымских горах). Для первых XIX век – век трагический, для вторых XIX век – весьма благодатный век (и уж всякого лучший чем 40-е годы XX века со Сталиным), период исторической модернизации, становления современного этнического сознания.

Скажем прямо, нас интересуют те крымские татары, которые остались в Российской империи-России, их свершения, их чаяния и их проблемы.

К примеру: В 1806 году в ходе франко-русской войны по просьбе мусульманского духовенства и на его пожертвования были сформированы 4 добровольческих конных полка: Симферопольский, Перекопский, Евпаторийский и Феодосийский (при том, что крымские татары были освобождены от рекрутского набора). Симферопольский и Перекопский полки участвовали во многих боях, особенно отличились в сражениях при Прейсиш-Элау в январе 1807 года. Командир Симферопольского полка в этой компании «за воинское усердие и храбрость» был награжден орденом Святого Георгия[7]

История народа в СССР и современные этнические проблемы

(будет написано позднее)

Примечания

  1. Когонашвили, 149 с.
  2. по ряду источников
  3. Когонашвили, 149-150 с. В оригинальной цитате было византийцы вместо византийские греки
  4. Когонашвили, 150 с.
  5. на правах эссе
  6. Когонашвили, с 150
  7. Когонашвили, с 150-151