Разница между страницами «Адыги» и «КрымологияА:01062024»

Материал из КрымологияА
(Различия между страницами)
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
м (1 версия импортирована)
 
Строка 1: Строка 1:
'''Ады́ги''' (за пределами России — '''черкесы''', самоназвание адыгэ (ед. ч.), адыгэхэр (мн.ч.)) — общее название близкородственных народов в России и за рубежом, объединяющее [[кабардинцы|кабардинцев]], [[черкесы|черкесов]], [[убыхи|убыхов]], а также [[адыгейцы|адыгейцев]].
+
* Юрахно, Михаил Владимирович
Языки — Адыгейский язык и Кабардино-черкесский язык, входящие в Абхазо-адыгские языки Северокавка́зской семьи языков.
+
** ТНУ им. В.И. Вернадского
Большинство адыгов двуязычны, и помимо родного языка владеют государственным языком страны проживания;
 
в [[Россия| России]] это [[русский язык]],
 
в [[Турция|Турции]] — [[турецкий язык|турецкий]] и т. д.  
 
  
Общая численность адыгов в Российской Федерации по переписи 2002 года 712 тысяч человек, они проживают на территории шести субъектов: [[Адыгея]], Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край. В трёх из них адыгские народы являются одним из «титульных» наций, [[черкесы]] в Карачаево-Черкесия, адыгейцы в Адыгее, [[кабардинцы]] в Кабардино-Балкарии.
 
  
За рубежом самая многочисленная диспора проживает в Турции, по некоторым оценкам она насчитывает до 1,2 млн черкесов. 
 
Существуют также данные по численности черкесскойдиаспоры в Израиле, она составляет 4 тысяч человек.
 
Диаспоры адыгов также проживают в Сирии, Иордании, [[Европа|странах Европы]], [[США]] и в некоторых других странах Ближнего Востока, однако статистика этих стран не дает точных данных по их численности.
 
  
== Древние этнонимы адыгов ==
+
* Зернов, Сергей Алексеевич
{{main|Этнонимы адыгов}}
+
** Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева
 
 
== Современные этнонимы адыгских народов ==
 
Общее самоназвание — Адыгэ.
 
Кроме общего самоназвания, имеются и дополнительные названия для этносов:
 
* [[Кабардинцы]] — Къэбэрдей
 
* [[Убыхи]] — Бъехъ (Пех), Туахъы
 
* [[Черкесы]] — Адыге.
 
* [[Адыгейцы]] — Адыгэ, в составе которых выделяют следующие субэтносы :
 
** Абадзехи — Абдзах
 
** Адамийцы — Адэмый
 
** Бесленеевцы — Беслъэней
 
** Бжедуги — Бжъэдыгъу (в том числехамышейцы и черченейцы)
 
** Егерукаевцы — Еджэрыкъуай
 
** Мамхеги — Мамхыгъ
 
** Махошевцы — Махошъ
 
** Темиргоевцы — КӀэмгуй, КӀэмыргуй
 
** Натухайцы — Нэтхъодж
 
** Шапсуги — Шапсыгъ
 
** Хатукайцы — Хьатыкъуай
 
** Жанеевцы — Жанэ
 
** Чебсин — Цопсынэ
 
** Адале- Адалэ
 
** Хакучи — ХьакӀуцу
 
** Гуайе — Гъоайе
 
 
 
== История ==
 
{{main|История адыгов}}
 
 
 
== Культура ==
 
 
 
В '''фольклоре''' основное место занимает [[нартский эпос]] (''Нарт пшыналъэ''), героические и исторические песни, песни-плачи о героях (''гъыбзэ''). Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные, кузнечные, пастушьи песни и наигрыши).
 
 
 
Обрядовый фольклор включает песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома, сопровождающие похороны, пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, песни-укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни-заговоры от оспы, от ран); песни-благопожелания (''хохы'').
 
 
 
Музыкальные инструменты: смычковый «шикlэпщын», щипковый «апепшин», духовой «къамыл», или бжами, деревянная трещетка «пхачич». Со 2-й пол. 19 в. широко распространилась  «гармоника». Традиционный музыкальный фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам «джэгуакlо гъыбзау»', особенно популярным у адыгейцев.
 
 
 
 
 
== Религия у Адыгов ==
 
В истории адыгов был более тысячелетнего христианства, однако христианство не смогло окончательно закрепиться.
 
Общеизвествно, что '''[[Каран]]''' большей частью опирается на '''[[Библия|Библию]]''', и что [[мусульмане]] и [[христиане]] поклоняются одному и тому же богу(Аллаху), поэтому принятие ислама адыгами происходило хоть и под внешним давлением, но без серьезных осложнений, поэтапно на протяжении периода, с XVI до начала XVIII века.
 
Внешняя информация о приоритете мусульманской религии в Черкесии впервые появляется в первой половине XVII века. «Одни из них магометане, — сообщает Джиованни Лукка, — другие следуют греческому обряду, но первых больше».
 
На сегодняшний день - большая часть адыгов мусульмане-сунниты, а большая часть абхазов осталась христианами.
 
На протяжении IV—XVI вв. в религиозных представлениях черкесов сочетались и тесно переплетались элементы христианства и традиционные этнические верования.
 
Зихи, сугды, саниги и касоги исповедовали христианство византийского толка; имели собственные авторитетные кафедры.
 
В период с ХIII по XV вв. и эпизодически вплоть до первой половины XVII в. на территории Зихии (Черкесии) велась активная миссионерская деятельность со стороны римско-католической церкви.
 
Но, несмотря на тысячелетний период христианской агитации и реально функционировавшего церковного института, адыги так и не стали христианскими ортодоксами.
 
Первыми ислам из всех черкесских этнографических групп приняли те, которые проживали на Черноморском и Азовском побережье. Это шегаки (хегаки), жане, натухаи и бжедуги. Вторым эшелоном ислам приняли черкесские субэтносы в степях и предгорьях Северного Кавказа: хатукаи, собаи, махоши, кемиргои, бесленей и кабардинцы. Наконец, последним эшелоном стали убыхи, шапсуги и абадзехи, которые занимали среднюю часть страны. Первыми приверженцами новой конфессии становились представители знати.
 
Если в XVI веке лишь отдельные группы черкесов исповедовали ислам, то к ХIХ веку все черкесы смотрели на османского султана, как на своего духовного главу и некий высший авторитет.
 
Британский путешественник Эдмунд Спенсер в своё время записал со слов совеременников - «Черкесская кровь течет в венах султана. Его мать, его гарем — черкесские; его рабы черкесы, его министры и генералы черкесы. Он глава нашей веры, а также нашей расы». Процесс принятия ислама, таким образом, затянулся на несколько столетий. Черкесы времен Спенсера признавали религиозный и политический авторитет османского султана, тогда как черкесы XV века никого не ставили выше себя и своих амбиций. Эти же взгляды отражены в сочинении аз-Захири (ум. 1468 года) об устройстве государства черкесских мамлюков, где постулируется тезис о приоритете черкесов в исламском мире: «Суть дела в том, что по истине на титул султана имеет право только владетель Египта, да поможет ему Бог; он теперь стоит выше всех царей и самый благородный из них,…»
 
Позже, в 1830 году - «Единственное вероисповедание черкесских племен, — констатировал Хан-Гирей.
 
 
 
== Адыгская литература ==
 
{{main|Адыгская литература}}
 
 
 
== Ссылки ==
 
* [Сетевой ресурс: www.circassianmuseum.co.il/ адыгэ музей]
 
* [Сетевой ресурс: www.adygaabaza.ru Всемирные Абаза-Адыгские (Черкесские) сайты]
 
* [Сетевой ресурс: www.circassianlibrary.org/library.php?lang=ru Адыгская интернет-библиотека]
 
* [Сетевой ресурс: www.djeguako.ru/content/category/4/20/64/ История адыгов (черкесов) и абхазов (абазин)]
 
* [Сетевой ресурс: www.aheku.org/ Черкесский портал '''Адыгэ Хэку''']
 
 
 
== Примечания ==
 
{{примечания}}
 
 
 
== Литература ==
 
* Адыгская (Черкесская) энциклопедия. Москва, 2006
 
* Турция диаспора Черкесия (Ссылка: Сетевой ресурс: www.circassiandiaspora.com)
 
* Шортанов А. Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982
 
 
 
== Категории ==
 
 
 
[[Категория:Адыгский цикл]]
 
[[Крымология-2009]]
 
[[Категория:Крымология23:Этнические и этнографические материалы в Крымологии]]
 

Текущая версия на 15:31, 3 октября 2025

  • Юрахно, Михаил Владимирович
    • ТНУ им. В.И. Вернадского


  • Зернов, Сергей Алексеевич
    • Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К. А. Тимирязева